Желуницына Марина Алексеевна – заместитель заведующего по воспитательной и методической работе МБДОУ «Детский сад № 146» (Рязань, Россия)
Патриотическое воспитание сегодня является важнейшим приоритетом государственной политики Российской Федерации и актуальной задачей воспитательной работы с подрастающим поколением. Новая статья 67.1 Конституции РФ говорит о создании для детей условий воспитания патриотизма и гражданственности, о сохранении «памяти предков» тысячелетней истории России.
Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-03 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» ориентирует на воспитание уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, бережное отношение к культурному наследию и традициям многонационального народа, к природе и окружающей среде. Образование и воспитание подрастающего поколения – это не только знания, но и духовные, моральные ценности, которые формируют социально ответственную личность, гражданина, объединяют общество.
Приоритет патриотического воспитания определяется и Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, учитывающей глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.
С 2014 года наш педагогический коллектив разрабатывает и реализует программу патриотического воспитания «Растим патриотов» (с учетом регионального компонента), которая является вариативной частью образовательной программы ДОУ, формируемой участниками образовательных отношений.
Стремительно меняющееся время диктует новые вызовы в образовании, такие как информатизация, экология, патриотизм. Это требует постоянного обновления технологий и содержания образовательного процесса. И здесь очень важно кадровое обеспечение ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога ДОУ. Поэтому цель методической службы при сопровождении программы «Растим патриотов» – повышение компетентности педагогов ДОУ в вопросах патриотического воспитания дошкольников. Реализации этой цели способствуют постановка и решение ряда задач.
1. Изучение профессиональных дефицитов педагогов: сбор и анализ информации об уровне теоретической и практической готовности педагогов к обновлению технологий и содержания образовательного процесса в области патриотического воспитания дошкольников с использованием методики SWOT-анализа.
2. Проектирование направлений методической работы в «Дорожной карте программы «Растим патриотов»:
3. Организационно-методические мероприятия: приоритет интерактивных форм взаимодействия педагогов в творческом поиске вариантов обновления содержания и технологий образовательного процесса в целях воспитания социально ответственной личности на основе исторических и национально-культурных традиций, с учетом регионального компонента. Так, разработка методических продуктов планируется на групповых обсуждениях педсовет-коворкинга, или в проблемной лаборатории с использованием технологии майндмэппинга, составлением ментальных карт по направлениям и содержанию патриотического воспитания, или в мозговом штурме по методике «Двойное кольцо Сократа». Педагог поднимается на новую ступень в личностном развитии.
Создание методических продуктов происходит также в результате творческой работы профессиональных объединений ДОУ, где педагоги объединяются по интересам, выбирают направление и разрабатывают его. Это творческие группы «Растим патриотов» и «Мультстудия», проектная лаборатория «Музейная педагогика», инициативная группа «Библиотека ДОУ», творческое объединение «Экологический клуб».
4. Обновление технологий и содержания образовательного процесса в рамках программы патриотического воспитания «Растим патриотов»: реализация авторских проектов с использованием ресурсов социального окружения. Многолетнее взаимодействие детского сада налажено со школой № 48, ЦДТ «Приокский» и его музеями: этнографическим «Берегиня» и музеем боевой славы им. С. Бирюзова, – с библиотеками – ЦГДБ, детской библиотекой № 2 «Истоки», библиотекой № 15, художественной и музыкальной школами.
5. Трансляция опыта работы педагогического коллектива ДОУ в режиме инновационного развития на муниципальном, региональном, всероссийском уровне: ежегодные муниципальные методические площадки для педагогов города; муниципальные, региональные и межрегиональные образовательные форумы; мероприятия заключительного этапа VIII Всероссийского конкурса «Воспитатель года России» в 2017 году.
6. Стратегическое планирование инновационной деятельности педагогического коллектива в целях повышения качества дошкольного образования через реализацию задач патриотического воспитания в Программе развития ДОУ, развитие творческого потенциала, личностный рост и саморазвитие педагогов.
Таким образом, обновление содержания образовательного процесса при реализации программы патриотического воспитания происходит за счет включения регионального компонента, а обновление технологий – в результате широкого использования проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных интерактивных технологий, музейной педагогики, театрализованной деятельности, мультипликации, создания пространства детской реализации.
В таблице представлены некоторые реализованные проекты.
Ваша корзина пуста