ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Амонова И.С., Никифорова М.С., Оконешникова М.Д., Морозов Д.Н. Как организовать работу шахматной кафедры школы-лаборатории в детском саду

Полный текст

Амонова Изабелла Спиридоновна, Никифорова Мария Семеновна, Оконешникова Марфа Дмитриевна, Морозов Дмитрий Николаевичшахматная кафедра школы-лаборатории, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 «Прометейчик» им. Т.С. Комаровой (Якутск, Республика Саха (Якутия)

В статье представлен опыт работы МАДОУ Детский сад №18 «Прометей­чик» им. Т.С. Комаровой (Якутск, Республика Саха (Якутия) по организации
работы шахматной кафедры при школе-лаборатории в детском саду.

Шахматная кафедра нашего детского сада была создана в сентябре 2018 г. в рамках школы-лаборатории инновационного развития.

В состав шахматной кафедры школы-лаборатории вошли воспитатели и педагоги дет­ского сада, прошедшие федеральный курс И.Г. Сухина. В настоящий момент на кафедре трудятся 4 педагога детского сада: три воспитателя и координатор кафедры – педагог дополнительного образования по шахматам Д.Н. Морозов.

Работа кафедры ведется на основе шахматно-задачной технологии И.Г. Сухина.

Цель кафедры – создание организационно-педагогических условий для внедрения шахматного образования в образовательную среду детского сада. В школе-лаборатории мы разрабатываем, апробируем, внедряем и каталогизируем авторские игры и игрушки, основываясь на шахматно-задачной технологии И.Г. Сухина.

Также нами были поставлены задачи:

– разработать и апробировать развивающую средушахматного образования в группах, в рекреационных зонах, в холлах;

– приобщить детей к самостоятельному решению логических задач с помощью шахматных дидактических и подвижных игр, активизировать мыслительную деятельность дошкольников через внедрение в образовательную деятельность авторских игр и игрушек, в том числе и с региональным компонентом;

– вовлечь в образовательный процесс не только всех воспитанников, но и родителей, социальных партнеров, педагогов и сотрудников детского сада через организацию досуга;

– собрать и подготовить материалы для научно-методических публикаций по шахматному образованию, материалы конференций;

– провести организационную и содержательную работу со средствами массовой информации по продвижению шахматного образования.

Шахматная кафедра ведет работу в двух направлениях – с детьми и со взрослыми: педагогами, родителями, социальными партнерами.

Работа с детьми. Охвачены 533 детей, с которыми педагог дополнительного образования систематически проводит занятия по расписанию, а детско-взрослые сообщества ведут три педагога кафедры:

– Амонова Изабелла Спиридоновна, «Шахматная азбука»;

– Никифорова Мария Семеновна, «Пешечка»;

– Оконешникова Марфа Дмитриевна, «Шахматная планета»;

– Морозов Дмитрий Николаевич, «Белая ладья».

Особенностью образовательной программы нашего детского сада является организация детско-взрослых сообществ.

Здесь стоит пояснить, что такое детско-взрослые сообщества и чем они отличаются
от традиционных кружков.

Детско-взрослые сообщества в детском саду – это специально организованные интерактивные занятия, где дети получают знания, осваивают навыки и получают возможность самостоятельно что-то делать с игрушками, играми, материалами и прочими предметами живой и неживой природы.

1. Главное отличие детско-взрослых сообществ от традиционных кружков в детском саду в том, что детско-взрослые сообщества ребенок-дошкольник выбирает самостоятельно (по специальной методике воспитатели групп ставят детей в ситуацию выбора
и ребенок-дошкольник посещает разновозрастное детско-взрослое сообщество по своему выбору и интересу).

2. Содержание работы в сообществах отличается от традиционных кружков: дети сами выбирают вид деятельности и форму: в команде или индивидуально.

3. Третье отличие детско-взрослого сообщества от традиционных кружков – это поддержка всех форм участия семьи и местного сообщества в образовании детей.

Педагоги шахматной кафедры разработали рабочие программы детско-взрослых сообществ на основе шахматно-задачной технологии И.Г. Сухина, работа ведется по следующим направлениям:

– художественные шахматы включает в себя рисование, лепку, аппликацию и художе­ственный труд по шахматной теме: дети рисуют, раскрашивают, вырезают и лепят шахматные фигуры;

– театральные шахматы: дети и взрослые занимаются постановкой и разработкой сценариев к шахматному мероприятию, репетицией и пр.;

– подвижные и настольные шахматные игры: детям и взрослым на этом занятии предоставляется возможность просто поиграть в настольные и подвижные шахматные игры;

– занятия, посвященные разучиванию занимательных стихотворений о шахматах
и шахматных фигурах. Дети отгадывают загадки, ребусы с тематикой из мира шахмат;

– геометрия и математика шахмат.

Работа со взрослыми ведется по разработанному нами годовому плану по популяризации шахматного образования, который включают в себя индивидуальные и групповые консультации родителей, оффлайн-консультации, рекомендации различного плана, например, по решению шахматных задач, различного формата формы работы с родителями по шахматному образованию (интеллектуальное кафе, семейные турниры и фестивали «Мама, папа и Я – Шахматная семья», «Осенний КВН», «Поле чудес», «Семейный батл по сочинению стихов», конкурсы поделок и рисунков на шахматную тематику, проектная деятельность).

За пять лет существования шахматной кафедры школы-лаборатории детского сада «Прометейчик» произошли значительные изменения, осуществились поставленные нами задачи, возросла потребность родителей в шахматном образовании:

– наша методическая разработка «Шахматные игровые технологии в детском саду» вошла в 14 лучших методических разработок на республиканском конкурсе «Образовательные технологии в детском саду» в 2019 году;

– изданы методические пособия «Практическое руководство по работе с детской одаренностью в раннем и младшем возрасте», «Проект «Одаренный ребенок» в Якутии», «Модель открытого образовательного пространства детского сада «Прометейчик»;

– подготовлены статьи в методический сборник «Как создать и организовать работу шахматной кафедры школы-лаборатории при детском саде»;

– наша авторская игра вошла в каталог Республиканской национальной библиотеки;

– наши воспитанники активно участвуют и побеждают в Республиканской ежегодной шахматной олимпиаде, шахматных фестивалях и турнирах для дошкольников и младших школьников.

Мы видим перспективы развития шахматной кафедры, считаем, что такой механизм реализации шахматного образования в детском саду помогает нам работать и дальше над своей профессиональной компетентностью.


Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.