ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Антонова Н.Л., Мишина Н.С. Повышение конкурентоспособности современного дошкольного образовательного учреждения

Полный текст

Антонова Надежда Леонидовна – к.э.н., доцент,

Мишина Наталья Сергеевна – магистрант, Сургутский государственный университет (Сургут, Тюменская область)

В настоящее время вопрос о повышении конкурентоспособности современной дошкольной образовательной организации (ДОО) очень актуален. Дело в том, что на современном рынке образовательных услуг между дошкольными учреждениями России постепенно возникает конкуренция. Следовательно, перед руководством и коллективом ДОО встает проблема – формирование или совершенствование репутации ДОО [1].

Можно также отметить, что благополучие и репутация ДОО всецело зависят от эффективности его деятельности, устойчивого положения на рынке образования, его способности превзойти другие образовательные учреждения в современных условиях.

Таким образом, проблема конкурентности современной ДОО является актуальной и значимой.

Рассматривая проблему конкурентоспособности, хотелосwь бы разобраться в трактовке понятия «конкуренция».

Учитывая вышеизложенные трактовки понятия «конкуренция», мы можем сказать, что конкуренция есть борьба среди субъектов за достижение ими лучших показателей, результатов, услуг.

А как можно рассмотреть понятие «конкурентоспособность»? Анализируя современные источники литературы, мы определили несколько понятий данного термина.

Понятие конкурентоспособности с точки зрения психолого-педагогической науки является новым направлением, связано с исследованием зарубежных ученных: Р. Мартенс, Дж. Дьюи, Дж. Грейсона, К. Роджерса и многих других.

Рассмотрим трактовки данных авторов более подробно.

Таким образом, можно сказать, что конкурентоспособность – активная деятельность, которая включает свободу выбора, разработка и развитие индивидуального, успешного и эффективного стиля жизни, работы. Рассматривая данный термин по отношению к ДОО, можно сказать, что это показатель успешности профессиональной деятельности.

Согласно исследованиям Н.А. Зинчук, существует ряд условий, которые необходимо учитывать, формируя повышение конкурентоспособности ДОО.

Во-первых, имидж и репутация ДОО должна соответствовать сложившемуся образу ДОО.

Во-вторых, сфера услуг должна адресоваться конкретной группе потребителей.

В-третьих, созданный имидж ДОО должен соответствовать следующим характеристикам: динамичность (стремительное развитие), пластичность (повышенная способность к адаптации в постоянно меняющимся ритмам жизни), функциональность (деятельность ДОО в процессе воспитания и обучения), многогранность (разносторонность деятельности, способность осуществлять деятельность в похожих ситуациях разнообразно), относительная стабильность (способность функционировать, не изменяя структуру, находится в равновесии).

Повышение конкурентоспособности ДОО, в первую очередь, зависит от руководителя, который должен постоянно обеспечивать новое качество дошкольного учреждения, осознавать, что в основе прогрессивного развития лежит изменение характера отношений внутри коллектива и его деятельности [5].

Е.Н. Ялунина определила этапы повышения конкурентоспособности ДОО. Согласно ее исследованию и разработанным этапам, ДОО сможет повысить свою конкурентоспособность за короткие сроки.

По ее мнению, первым шагом является разработка рабочего макета, то есть образа, в котором предстоит появится ДОО на рынке образовательных услуг.

Далее следует этап модернизации, расширения содержания образовательных услуг, повышения уровня качества образования. Сюда также можно отнести развитие образовательной подготовки дошкольников, усвоение социально-культурных норм, развитие творческих, психических функций, а также стремление и интерес к ЗОЖ.

Следующим этапом является материально-техническое оснащение, научно-методическое обеспечение. Управленческие действия направлены на повышение и улучшение дизайна и материально-технического оборудования ДОО.

Развитие внутренних коммуникаций ДОО – это конечный этап в повышении конкурентоспособности ДОО. Здесь можно говорить о системной работе, которая направлена на формирование положительного образа персонала ДОО, развитие социальной, коммуникативной, педагогической компетентности сотрудников. Также сюда можно отнести создание положительного стиля дошкольного учебного заведения: повышение мотивации труда работников, налаживание взаимоотношений персонала с руководством, их квалификация, демократичность в управлении и так далее.

С целью определения эффективности организуемой работы Е.Н. Ялунина предлагает проводить контроль, устанавливать обратную связь, организовать мониторинг [9].

Согласно исследованиям М.А. Гончарова, при повышении конкурентоспособности ДОО необходимо учитывать следующие составляющие: имидж ДОО, педагогический состав, качество предоставляемых услуг, реклама и продвижение данных услуг, PR-технологии. Раскроем их более подробно.

Имидж ДОО состоит из устойчивости, традиций, своего рода это «бренд организации», который может стать популярным в обществе.

Педагогический состав – один из самых главных факторов при повышении конкурентоспособности ДОО. Зачастую родители приводят детей, заранее разузнав о педагоге. Компетентный педагог – залог привлечения клиентов.

Качество предоставляемых услуг –запрос образовательных и дополнительных платных услуг производится клиентом ДОО. Качество данных услуг должно быть на высшем уровне.
PR-технологии – осведомленность населения о предоставлении качественных услуг. [2].

Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно сказать, что проблема повышения конкурентоспособности ДОО является одной из главных составляющих на современном рынке образовательных услуг. Формирование конкурентоспособности – очень сложный процесс, в ходе которого создается системный и спланированный образ ДОО, целью создания которого является повышение конкуренции. Конкурентоспособность ДОО – длительный, непрерывный процесс формирования прочной, высокой репутации, привлекательности дошкольного учреждения на рынке образовательных услуг, создание ситуации успеха на всех уровнях его деятельности.

Осуществив анализ понятий «конкуренция», «конкурентоспособность», мы определили основные компоненты, этапы конкурентоспособности, ее условия повышения. Соблюдая данные условия, используя современные технологии, компетентных педагогов, качественные образовательные услуги, руководитель сможет способствовать повышению конкурентоспособности ДОО.

Список источников

  1. Винокурова Д.А. Формирование репутации как фактор повышения конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения // Актуальные исследования. 2020. №20 (23). С. 26–29. URL: https://apni.ru/article/1302-formirovanie-reputatsii-kak-faktor-povishen
  2. Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании. Учебное пособие – изд. «Лабиринт», 2015 г. – 476 с.
  3. Дубки И. А.Экономика. Толковый словарь. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 422 с.
  4. Евлапова Е. В. «Конкурентоспособность как педагогическая проблема» // Педагогика. Образование. – 2018. – №10 (13). – С. 169–177.
  5. Зинчук Н.А. Управление конкурентоспособностью учебного заведения: программа спецкурса для руководителей общеобразовательных учебных заведений. – М.: Синтез, 2015. – 134 с.
  6. Косолапов Н. А. Этимологический словарь русского языка. – М.: Прогресс, 2014. – 388 с.
  7. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. – 2-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М. – 2015. – 385 с.
  8. Чудинов А.Н. Словарь иностранных слов. – М.: Синтез, 2016. – 472 с.
  9. Ялунина Е.Н. Конкурентоспособность розничного торгового предприятия. – Екатеринбург, 2017. – 199 с.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.