ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Бабенкова О.Б. Интеграция музыкальной деятельности с изобразительной деятельностью

№05 2022 Бабенкова О.Б. Интеграция музыкальной деятельности  с изобразительной деятельностью
Полный текст

Бабенкова Ольга Борисовна – музыкальный руководитель первой квалификационной категории, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 «Цветик-семицветик» общеразвивающего вида городского округа Щёлково (г.о. Щелково, Московская область, Россия), 22mdou@mail.ru

Интеграция различных видов деятельности в педагогическом процессе в дошкольном образовательном учреждении очень важна. Содержание программы должно строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, соответствовать возрасту и психолого-педагогическим особенностям детей.

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность – это специально организованная деятельность, цель которой может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных направлений художественно-эстетического развития. Интеграция музыкальной и изобразительной деятельности способствует приобщению детей к музыкальному и изобразительному искусству, обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития творческих и эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Достичь этого можно, воздействуя на эмоциональную сферу ребёнка. В современной педагогике довольно широко применяется рисование под музыку как один из приёмов арт-терапии. Такой вид самовыражения позволяет детям ощутить и передать внутреннее эмоциональное состояние, которое появилось в результате наблюдения явлений природы, слушания литературных, музыкальных произведений. Слушание музыки и рисование музыкальных образов влияет на развитие эмоциональных качеств детей. Таким образом арт-терапия:

1) позволяет детям рассказать о своих эмоциях и чувствах;

2) обогащает способы регуляции собственных эмоций и чувств;

3) позволяет погашать негативные эмоции и учит реагировать на них адекватно.

Содержание работы планируется исходя из сезонности, различных проявлений природы, календарных праздников и того, что детям близко и интересно. Большое значение имеет предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин и репродукций известных художников, слушание и сравнивание музыкальных произведений, выполнение творческих заданий в музыкально-ритмических движениях.

При сочетании разных видов детской деятельности на интегрированном занятии у детей включаются все системы восприятия: зрительная, слуховая, двигательная, что способствует повышению качества продуктивного результата.

На таких занятиях важно, чтобы тема изобразительной и музыкальной деятельности сочетались одна с другой, и между ними был связующий и объединяющий элемент – образ. Яркие музыкальные и художественные образы производят неизгладимое впечатление на ребёнка. При создании этих образов должна быть подобрана соответствующая музыка. Дети предварительно слушают музыку, беседуют о произведении, которое прослушали и о музыкальном образе и только после этого приступают к рисованию.

Интегрированные занятия в нашем детском саду проводятся музыкальным руководителем совместно с воспитателями. Я часто стараюсь разнообразить образовательную деятельность детей. Дети, услышав музыку на занятиях по изобразительному искусству, сразу приходят к выводу, что произойдет волшебство. С помощью загадок, стихотворений и беседы, предложенной воспитателем, дети приходят к пониманию темы занятия. Они рисуют, лепят, делают аппликацию под музыку. И по окончанию творческого процесса герой оживает.

При выборе героя музыкальный руководитель совместно с воспитателем опирается на возрастные особенности детей и на темы недели календарно-тематического планирования.

В результате интеграции данных видов деятельности образовательный процесс стал более занимательным. У детей дошкольного возраста развился интерес к изобразительной деятельности, музыке, театру. Снизилась утомляемость на занятиях. Дети научились связывать полученные знания и умения с повседневной жизнью. Данный вид занятий способствует предупреждению утомляемости детей, а также активно развивает воображение, внимание и память.

Хотелось бы рассказать о конкретном музыкальном интегрированном занятии с детьми в старшей группе. Связующий образ занятия: «Фея». В ходе занятия дети продолжили развивать цветовое восприятие и композиционные умения, прослушали спокойную волшебную музыку и нарисовали, то, что каждый услышал и представил, слушая её. Дети старались вслушаться и представить героя. Была проведена предварительная работа: подготовлены столы и принадлежности для художественного творчества детей. Выучены стихи об осени, песни и танцы о волшебных красках.

Творческая задача увлекла детей и помогла выразить свои эмоции в рисунках. Красочные рисунки в группе стали результатом детского самостоятельного творчества. Родителям очень понравились детские работы.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что объединение различных видов деятельности на одном занятии способствует эффективному взаимодействию и сотрудничеству всех специалистов детского сада. В дальнейшей работе мы планируем продолжать интегративный подход к организации педагогического процесса с детьми, обеспечивая тем самым новый, более высокий уровень развития детского творчества.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.