Барыкина Наталья Владимировна – старший воспитатель;
Саутнер Светлана Вильгельмовна – воспитатель МДОУ Детский сад комбинированного вида №30 (Подольск, Московская область)
Наука должна быть весёлая, увлекательная и простая…
П. Капица
Детский сад №30 Подольска Московской области имеет богатую историю и интересные традиции. Родители наших ребят – это наши воспитанники, педагоги, которые сами, а затем их дети посещали детский сад, а сейчас доверили своих внуков. Благодаря такой преемственности отношения у нас теплые, семейные, основанные на взаимоуважении
и взаимной поддержке. 80% семей воспитанников– многодетные семьи.
Приоритетным направлением дошкольной организации всегда была проектная деятельность, в которой основная роль отводилась и семейным проектам.
Но новое время несет свежие тенденции. Опираясь на стратегические проекты государства в области образования (ФГОС ДО, «Десятилетие детства», Национальный проект «Образование»), в детском саду создана современная интерактивная образовательная среда, оснащенная учебным и игровым оборудованием.
Мы спроектировали для себя примерную модель развития детского сада в условиях цифровой трансформации образования.
Выделили следующие блоки:
Развитие воспитанников:
Развитие педагогов: профессиональный и личностный рост, повысить компетенции в области цифровых технологий, экспертная позиция: вебинары, семинары, курсовая подготовка, публикации, транслирование опыта работы.
Взаимодействие с родителями воспитанников: развивать родительские клубы, семейные проекты.
Дополнительное образование: создать условия для массового и регулярного использования среды, расширить спектр образовательных услуг (на платной и бесплатной основе), разработать программы дополнительного образования.
Сетевое взаимодействие: создать профессиональное педагогическое сообщество единомышленников, развивать страницу в социальной сети Instagram, способствовать межсетевому взаимодействию родительских клубов (фестивали, конкурсы технического творчества, семейные проекты).
Инновационная деятельность: стать инновационной площадкой, получать поддержку со стороны научных организаций.
Приобретя оборудование, создав пространство, мы приступили к основному этапу нашего проекта.
В 2019 года, став инновационной проектной площадкой Международной педагогической академии дошкольного образования, при поддержке отечественного производителя учебного оборудования компании «Научные развлечения» мы начали апробацию STEAM-лаборатории, состоящую из цифровой мультимедийной программы естественно-научной направленности «Изучаем окружающий мир» (ребята знакомятся с такими физическими явлениями как звук, электричество, магнетизм, кислотность, сила, пульс, температура и свет); робототехнического конструктора с программой для пиктограммного программирования; кубиков на развитие логики и математических представлений; развивающего модуля «Курс юного электроника» и мультстудии.
Ведущая составляющая STEAM-технологии – это экспериментально-инженерная деятельность, построенная в игровой форме.
Дети с удовольствием занимаются конструированием, начальным моделированием, элементарным программированием, мультипликацией, изучают естественные науки в мультимедийной лаборатории, комбинируют различное оборудование для создания интересных образовательных проектов. Во время игр-занятий происходит интеграция всех образовательных областей, предметных областей. Так, знакомясь с электричеством в лаборатории, дети узнают, что ток хранится в батарейках. А занимаясь робототехникой, они уже понимают, что мотор приходит в движение благодаря батарейкам в блоке.
Арт-направление в STEAM-технологии мы развиваем в анимации. Мы стремимся использовать анимационную педагогику как средство обобщения детского технического, исследовательского, художественного творчества. Педагоги с воспитанниками, работая в мультстудии, придумывают сюжеты, конструируют декорации из кубиков, создают фигуры персонажей из разного материала, озвучивают их, подбирают музыкальное сопровождение к будущему мультфильму. Пример тому анимационный фильм «Путешествие по удивительным местам планеты», в котором ребята вместе с героями мультфильма изучают разные материки и страны. Дети получают много познавательной информации, проводят тематические опыты и отражают это в мультипликации. Мультфильм постепенно пополняется новыми сюжетами в зависимости от того места, которое ребята вместе с героями посетили.
Цифровая образовательная среда позволила создать интересные формы сотрудничества с семьями наших воспитанников. В 2013 году для поддержки современного ответственного родительства был открыт клуб «Многомама». Если раньше в рамках клуба многодетные родители вместе с детьми занимались театральной, трудовой деятельностью, то сейчас создают интересные проекты, используя STEAM-среду детского сада. Как пример – образовательные проекты «Семейное кафе», «Комбинат строительных материалов», «Гейзеры – дети вулканов».
Для пап и дедушек в нашем детском саду открыт клуб «Технопапа», в котором они вместе с ребятами по вечерам и в выходные дни осваивают азы робототехники, занимаются экспериментированием, создают арт-проекты, используя STEAM-среду. Встречи клуба «Технопапа» проходят в форме тематических досугов.
Чтобы современные бабушки не отставали от своих детей и внуков в цифровых технологиях для прекрасных дам был открыт клуб «IT-бабушка». Сохраняется связь поколений, происходит взаимообучение, взаимопомощь. Взрослые и дети объединены общими интересами, совместно получают новые знания.
В копилке семейных клубов арт-проекты «Цирк», «Космос», «Зоопарк», мультипликационные фильмы «Один день из жизни многодетной семьи», «Как мы цыпленка спасли». В клубах всегда царит творческая и дружелюбная атмосфера. А детский сад создает психологически комфортные условия для содружества всех участников образовательных отношений. И что немаловажно, в дальнейшем родители также легко включаются в учебный процесс своих детей в школе. Ведь они уже команда, у них доверительные отношения и детям психологически легче адаптироваться к школьной жизни, они защищены родительской заботой и вниманием и всегда могут рассчитывать на поддержку.
Новое оборудование мы используем и в волонтерской деятельности. Наши ребята выезжали с волонтерской миссией к воспитанникам подольского детского дома, пожилым людям и детям с ограниченными возможностями здоровья в Комплексный центр социальной помощи и реабилитации «Подольский». Родители наших воспитанников оказывали нам в этом поддержку.
Одной из новых форм сотрудничества с семьями воспитанников стал проект детского сада «Домашние академики: семейные STEAM-проекты». В помощь родителям, дети которых находятся на дистанционном обучении, мы предлагаем методическую разработку. Основная идея заключается в том, чтобы любая семья, будучи не привязанная к конкретному оборудованию, а опираясь на наш шаблон, применяя фантазию и отталкиваясь от интересов своих детей, легко могла превратить быт в интересный STEAM-проект.
Наша цель – не нагрузить родителей дополнительной работой, а помочь полноценно и интересно использовать свободное время, которое они проводят дома с детьми.
Мы предлагаем родителям готовые шаблоны STEAM-проектов по 4 темам:
Основное условие – проект должен включать в себя все 5 предметных областей STEAM-технологии: естественные науки, технологии, инженерию, творчество и математику. Для этого не надо ничего дополнительно покупать, ведь в каждой семье есть конструктор и ингредиенты для проведения опытов, на мобильный телефон можно загрузить программы для измерения пульса, шума, освещенности в помещении. Кубики, строительный материал, физкультурное оборудование тоже пригодится. Можно самим сшить и связать героев сказки, а также создать мультфильм. Для этого не обязательно иметь мультстудию. Можно создать анимированный фильм с помощью рисунков и пластилиновых героев в программе Power Point, используя анимацию и триггеры. Озвучить можно с помощью диктофона и даже изменить голос персонажей, используя Приложения в телефоне. Все доступно каждой семье. Педагоги нашей дошкольной образовательной организации предлагают помощь в обучении семей работе с данными программами.
Мы сняли видео мастер-класса с детьми по теме «Кто я? Строение человека». Детям наглядно и доступно рассказываем о внутренних органах и системах.
Всю актуальную информацию мы размещаем на нашем официальном сайте и странице в социальной сети Instagram, с которой родители (законные представители) наших ребят регулярно знакомятся.
Инновационная деятельность вышла за рамки дошкольной организации. Увлеченный STEAM-образованием, педагогический коллектив стал искать единомышленников. По инициативе нашего детского сада был организован Клуб профессионального педагогического сетевого сотрудничества «Наустим», в который входит 36 ДОУ Подольска, образовательные организации разных регионов России. Члены клуба проводят онлайн-конференции, мастер-классы, конкурсы, фестивали детской анимации, технического творчества, обмениваются опытом.
Наш проект долгосрочный, но видны первые результаты:
Но вместе с тем, мы выделяем и проблемное поле.
Советский ученый, физик П.Л. Капица писал: «Наука должна быть веселая, увлекательная и простая». Наш педагогический коллектив следует этому принципу, и мы надеемся, что созданная среда для экспериментально-инженерной деятельности будет способствовать всестороннему развитию наших дошколят и формированию в них компетенций будущего.
Мы с оптимизмом смотрим в будущее, стремимся к развитию, дорожим отношениями с семьями воспитанников и уверены, что наш детский сад стал платформой для эффективного социального взаимодействия взрослых и детей, объединил общими интересами широкий круг партнеров и надеемся, что созданная интерактивная среда стала фундаментом для создания пространства детской реализации.
Ваша корзина пуста