ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Барыкина Н.В., Саутнер С.В. Организация STEAM-среды в малокомплектном ДОУ

Полный текст

Барыкина Наталья Владимировна – старший воспитатель;
Саутнер Светлана Вильгельмовна – воспитатель МДОУ Детский сад комбинированного вида №30 (Подольск, Московская область)

Наука должна быть весёлая, увлекательная и простая…
П. Капица

Детский сад №30 Подольска Московской области имеет богатую историю и интересные традиции. Родители наших ребят – это наши воспитанники, педагоги, которые сами, а затем их дети посещали детский сад, а сейчас доверили своих внуков. Благодаря такой преемственности отношения у нас теплые, семейные, основанные на взаимоуважении
и взаимной поддержке. 80% семей воспитанников– многодетные семьи.

Приоритетным направлением дошкольной организации всегда была проектная деятельность, в которой основная роль отводилась и семейным проектам.

Но новое время несет свежие тенденции. Опираясь на стратегические проекты государства в области образования (ФГОС ДО, «Десятилетие детства», Национальный проект «Образование»), в детском саду создана современная интерактивная образовательная среда, оснащенная учебным и игровым оборудованием.

Мы спроектировали для себя примерную модель развития детского сада в условиях цифровой трансформации образования.

Выделили следующие блоки:

Развитие воспитанников:

  1. формировать в детях познавательный интерес, умение ставить задачу и искать пути решения; вовлекать их как в коллективную исследовательскую, проектную, творческую деятельность, так и создавать индивидуальные проекты и уметь их презентовать.
  2. выработать в ребятах умение работать в команде, контролировать свои эмоции, подчинять свои интересы интересам других. Наблюдая за детьми, мы заметили, что они неохотно работают в парах, подгруппах, любят заниматься индивидуально. А где, как не в STEAM-проектах проявляется чувство локтя.
  3. организовать проектную деятельность для мотивации к обучению в школе.

Развитие педагогов: профессиональный и личностный рост, повысить компетенции в области цифровых технологий, экспертная позиция: вебинары, семинары, курсовая подготовка, публикации, транслирование опыта работы.

Взаимодействие с родителями воспитанников: развивать родительские клубы, семейные проекты.

Дополнительное образование: создать условия для массового и регулярного использования среды, расширить спектр образовательных услуг (на платной и бесплатной основе), разработать программы дополнительного образования.

Сетевое взаимодействие: создать профессиональное педагогическое сообщество единомышленников, развивать страницу в социальной сети Instagram, способствовать межсетевому взаимодействию родительских клубов (фестивали, конкурсы технического творчества, семейные проекты).

Инновационная деятельность: стать инновационной площадкой, получать поддержку со стороны научных организаций.

Приобретя оборудование, создав пространство, мы приступили к основному этапу нашего проекта.

В 2019 года, став инновационной проектной площадкой Международной педагогической академии дошкольного образования, при поддержке отечественного производителя учебного оборудования компании «Научные развлечения» мы начали апробацию STEAM-лаборатории, состоящую из цифровой мультимедийной программы естественно-научной направленности «Изучаем окружающий мир» (ребята знакомятся с такими физическими явлениями как звук, электричество, магнетизм, кислотность, сила, пульс, температура и свет); робототехнического конструктора с программой для пиктограммного программирования; кубиков на развитие логики и математических представлений; развивающего модуля «Курс юного электроника» и мультстудии.

Ведущая составляющая STEAM-технологии – это экспериментально-инженерная деятельность, построенная в игровой форме.

Дети с удовольствием занимаются конструированием, начальным моделированием, элементарным программированием, мультипликацией, изучают естественные науки в мультимедийной лаборатории, комбинируют различное оборудование для создания интересных образовательных проектов. Во время игр-занятий происходит интеграция всех образовательных областей, предметных областей. Так, знакомясь с электричеством в лаборатории, дети узнают, что ток хранится в батарейках. А занимаясь робототехникой, они уже понимают, что мотор приходит в движение благодаря батарейкам в блоке.

Арт-направление в STEAM-технологии мы развиваем в анимации. Мы стремимся использовать анимационную педагогику как средство обобщения детского технического, исследовательского, художественного творчества. Педагоги с воспитанниками, работая в мультстудии, придумывают сюжеты, конструируют декорации из кубиков, создают фигуры персонажей из разного материала, озвучивают их, подбирают музыкальное сопровождение к будущему мультфильму. Пример тому анимационный фильм «Путешествие по удивительным местам планеты», в котором ребята вместе с героями мультфильма изучают разные материки и страны. Дети получают много познавательной информации, проводят тематические опыты и отражают это в мультипликации. Мультфильм постепенно пополняется новыми сюжетами в зависимости от того места, которое ребята вместе с героями посетили.

Цифровая образовательная среда позволила создать интересные формы сотрудничества с семьями наших воспитанников. В 2013 году для поддержки современного ответственного родительства был открыт клуб «Многомама». Если раньше в рамках клуба многодетные родители вместе с детьми занимались театральной, трудовой деятельностью, то сейчас создают интересные проекты, используя STEAM-среду детского сада. Как пример – образовательные проекты «Семейное кафе», «Комбинат строительных материалов», «Гейзеры – дети вулканов».

Для пап и дедушек в нашем детском саду открыт клуб «Технопапа», в котором они вместе с ребятами по вечерам и в выходные дни осваивают азы робототехники, занимаются экспериментированием, создают арт-проекты, используя STEAM-среду. Встречи клуба «Технопапа» проходят в форме тематических досугов.

Чтобы современные бабушки не отставали от своих детей и внуков в цифровых технологиях для прекрасных дам был открыт клуб «IT-бабушка». Сохраняется связь поколений, происходит взаимообучение, взаимопомощь. Взрослые и дети объединены общими интересами, совместно получают новые знания.

В копилке семейных клубов арт-проекты «Цирк», «Космос», «Зоопарк», мультипликационные фильмы «Один день из жизни многодетной семьи», «Как мы цыпленка спасли». В клубах всегда царит творческая и дружелюбная атмосфера. А детский сад создает психологически комфортные условия для содружества всех участников образовательных отношений. И что немаловажно, в дальнейшем родители также легко включаются в учебный процесс своих детей в школе. Ведь они уже команда, у них доверительные отношения и детям психологически легче адаптироваться к школьной жизни, они защищены родительской заботой и вниманием и всегда могут рассчитывать на поддержку.

Новое оборудование мы используем и в волонтерской деятельности. Наши ребята выезжали с волонтерской миссией к воспитанникам подольского детского дома, пожилым людям и детям с ограниченными возможностями здоровья в Комплексный центр социальной помощи и реабилитации «Подольский». Родители наших воспитанников оказывали нам в этом поддержку.

Одной из новых форм сотрудничества с семьями воспитанников стал проект детского сада «Домашние академики: семейные STEAM-проекты». В помощь родителям, дети которых находятся на дистанционном обучении, мы предлагаем методическую разработку. Основная идея заключается в том, чтобы любая семья, будучи не привязанная к конкретному оборудованию, а опираясь на наш шаблон, применяя фантазию и отталкиваясь от интересов своих детей, легко могла превратить быт в интересный STEAM-проект.

Наша цель – не нагрузить родителей дополнительной работой, а помочь полноценно и интересно использовать свободное время, которое они проводят дома с детьми.

Мы предлагаем родителям готовые шаблоны STEAM-проектов по 4 темам:

  • «Читай! Думай! Твори!» – по сказкам и детским художественным произведениям;
  • «В гостях у тетушки Кастрюли» – по кулинарии, этикету, витаминизации, гигиене;
  • «Мир на ладошке» – по изучению природного и животного мира;
  • «Кто я?» – сюда входят знакомство со строением человека, профессиями, традициями, увлечениями.

Основное условие – проект должен включать в себя все 5 предметных областей STEAM-технологии: естественные науки, технологии, инженерию, творчество и математику. Для этого не надо ничего дополнительно покупать, ведь в каждой семье есть конструктор и ингредиенты для проведения опытов, на мобильный телефон можно загрузить программы для измерения пульса, шума, освещенности в помещении. Кубики, строительный материал, физкультурное оборудование тоже пригодится. Можно самим сшить и связать героев сказки, а также создать мультфильм. Для этого не обязательно иметь мультстудию. Можно создать анимированный фильм с помощью рисунков и пластилиновых героев в программе Power Point, используя анимацию и триггеры. Озвучить можно с помощью диктофона и даже изменить голос персонажей, используя Приложения в телефоне. Все доступно каждой семье. Педагоги нашей дошкольной образовательной организации предлагают помощь в обучении семей работе с данными программами.

Мы сняли видео мастер-класса с детьми по теме «Кто я? Строение человека». Детям наглядно и доступно рассказываем о внутренних органах и системах.

Всю актуальную информацию мы размещаем на нашем официальном сайте и странице в социальной сети Instagram, с которой родители (законные представители) наших ребят регулярно знакомятся.

Инновационная деятельность вышла за рамки дошкольной организации. Увлеченный STEAM-образованием, педагогический коллектив стал искать единомышленников. По инициативе нашего детского сада был организован Клуб профессионального педагогического сетевого сотрудничества «Наустим», в который входит 36 ДОУ Подольска, образовательные организации разных регионов России. Члены клуба проводят онлайн-конференции, мастер-классы, конкурсы, фестивали детской анимации, технического творчества, обмениваются опытом.

Наш проект долгосрочный, но видны первые результаты:

  1. Создана интерактивная образовательная среда, которая пополняется современным оборудованием; она комфортна, интересна и детям, и родителям;
  2. Дети приобретают навыки работы с компьютером, это уже другой, цифровой уровень включения в образовательный процесс, другой уровень познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности;
  3. Воспитанники участвуют в конкурсах технического творчества муниципального, всероссийского уровней, являются победителями и призерами конкурса по естествознанию «Человек и природа». Детский сад имеет сертификаты участника проекта «Наука в Подмосковье»; Если обратиться к самым востребованным компетенциям будущего, то на первые места выходят такие качества, как критическое мышление, навыки взаимодействия, креативность, скорость принятия решений. STEAM-среда развивает в детях эти компетенции, дети учатся работать в команде, договариваться, совместно строить план работы, получать результат путем проб и ошибок, вместе радоваться успеху, вместе огорчаться неудачам. У ребят формируются личностные качества и компетенции: самостоятельность, ответственность, инициативность, стремление выходить на уровень олимпиадного состязания;
  4. Выросли профессиональные компетенции педагогов за счет обучения на курсах повышения квалификации; педагоги делятся опытом работы, проводя мастер-классы, выступая на конференциях и вебинарах, публикуя статьи в профильных изданиях;
  5. Приобрело новые грани сотрудничество детского сада и семьи, и расширилось образовательное пространство «Семья – детский сад», в котором родители получают новые знания и навыки; выпускники продолжают участвовать в жизни детского сада, создавая семейные проекты, участвуя в деятельности клуба «Наустим»;
  6. Стал разнообразнее спектр дополнительных образовательных услуг, открыты 3 кружка дополнительного образования: «Занимательное естествознание», «Мир открытий» (робототехника), «Мир открытий (мультипликация);
  7. Расширилось социальное партнерство.

Но вместе с тем, мы выделяем и проблемное поле.

  1. Недостаточно методического обеспечения для родителей по повышению их компетенций в обучении ребенка новым технологиям. Решение: мы сотрудничаем с научными организациями, готовятся к выпуску методические пособия для родителей.
  2. 2Пока нет преемственности со школой. Не для всех школ это направление является приоритетным. Приобретенные в детском саду знания пока не имеют практического применения в школе. Покидая стены детского сада, выпускники теряют возможность продолжать совершенствовать свои навыки в робототехнике и заниматься в цифровых лабораториях естественнонаучной направленности. Выход: семейные STEAM-проекты дают возможность работать с цифровым оборудованием в семье.
  3. Не всегда родители имеют возможность участвовать в заседаниях клубов. Пути решения: составлен перспективный план работы клубов на год, который совместно с родителями принимается на общем родительском собрании в начале учебного года.

Советский ученый, физик П.Л. Капица писал: «Наука должна быть веселая, увлекательная и простая». Наш педагогический коллектив следует этому принципу, и мы надеемся, что созданная среда для экспериментально-инженерной деятельности будет способствовать всестороннему развитию наших дошколят и формированию в них компетенций будущего.

Мы с оптимизмом смотрим в будущее, стремимся к развитию, дорожим отношениями с семьями воспитанников и уверены, что наш детский сад стал платформой для эффективного социального взаимодействия взрослых и детей, объединил общими интересами широкий круг партнеров и надеемся, что созданная интерактивная среда стала фундаментом для создания пространства детской реализации.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.