ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Баянова Л.Ф. Сказка об озере Байкал, острове Ольхон и Драконе

Полный текст

Баянова Лариса Фаритовна – доктор психологических наук, старший научный сотрудник Психологического института РАО (Москва, Россия)

Проект «Волшебная природа России»

Цель проекта: создание психолого-педагогических условий для познания дошкольником макросреды, представленной уникальной природой России

Задачи проекта:

  • Развитие познавательной сферы дошкольников через приращение образов природы.
  • Развитие эмоциональной сферы через сказку как пропедевтику тревоги перед неизведанным макромиром.
  • Развитие гражданской идентичности через познание экологических ценностей.
  • Развитие речи через образную коннотацию географических названий природных российских объектов.

Надежда проекта: развитие исследовательского энтузиазма и любознательности у дошкольников в изучении природы, представленной в сказочных сюжетах уникальной российской природы.

В проекте предлагаются сказки, сюжеты которых построены вокруг уникальных объектов российской природы. Однако этот проект не про географию, он психологический
и связан с особенностями развития ребенка дошкольного возраста.

Восприятие дошкольника, его память и мышление используют в качестве средства образ, поэтому психологи говорят о наглядно-образном мышлении и памяти детей данного возраста. Образы, которые воспринимает ребенок, становятся теми инструментами, с помощью которых психика ребенка запоминает, думает, творит в процессе воображения. Здесь, очевидно, возникает педагогическая проблема: какие образы следует формировать в процессе взаимодействия с ребенком. Особенно важно понимать это обстоятельство в условиях очень плотного и эклектичного многообразия информационного поля вокруг детей. В проекте предлагаются эстетически насыщенные яркие образы российской природы, уникальные и по красоте своей способные вызвать восторг не только у детей, но у взрослых. Образы, которые дарит природа, настолько необычные и впечатляющие, что их смело можно назвать волшебными.

В проекте предлагаются десять сказок, в которые вошли следующие сюжеты, связанные с волшебной природой России:

  • Озеро Байкал в Сибири – самое глубокое озеро на планете.
  • Маньпупунёр в Коми – геологическое чудо высоких столбов.
  • Долина гейзеров на Камчатке.
  • Шульган-таш в Башкортостане.
  • Кунгурская пещера в Пермском крае.
  • Сулакский каньон в Дагестане.
  • Эльбрус на Кавказе.
  • Соленые озера Соль-Илецка в Оренбуржье.
  • Водопад Большой Зайгелан в Северной Осетии.
  • Полюс холода Оймякон в Якутии.

Этот перечень красивых и поистине необыкновенных и волшебных уголков российской природы может быть продолжен. Сюжеты сказок объединены общим героем. Это мальчик Егорка из Санкт-Петербурга, который попадает в разные приключения и достойно выходит из трудных ситуаций, благодаря храбрости и смекалке, да еще доброму сердцу, готовому прийти на помощь.

Наряду с богатым образным содержанием сказок, что инструментально ценно для психического развития познавательной сферы ребенка, его творческого воображения, проект направлен и на развитие эмоционального мира дошкольника. Психологи, особенно в западных научных традициях, давно и настойчиво утверждают важность удовлетворения потребности в безопасности в детском возрасте. Для ребенка мир представлен в двух обозримых измерениях: как микросреда и как макросреда. Микросреда – это мир непосредственного повседневного взаимодействия, где его окружают знакомые люди – родители, друзья, воспитатели в детском саду. Он про них знает и может рассказать. Но есть макромир, с которым он непосредственно не взаимодействует, но многократно слышит о его существовании. К примеру, ему говорят о космосе, о дальних странах, о Родине, о России. Однако эти слова зачастую для ребенка не имеют коннотации. А то, что неизвестно, не идентифицировано, не понято, не принято, вызывает тревогу. Здесь необходимо понять, насколько важна образная коннотация, казалось бы, тривиальных с точки зрения взрослого, слов.

Проект «Волшебная природа России» в определенной степени направлен на семантическое обогащение макромира ребенка, которому взрослые говорят, что он живет в России, но нередко не объясняют смысла этого слова. Приобретая образную коннотацию России через сказочные сюжеты природы, уникальных ее мест, у ребенка формируется представление о макромире, что само по себе может стать предпосылкой любознательности и интереса к его исследованию.

Сказка об озере Байкал, острове Ольхон и Драконе

Лето прошло быстро. О нём у Егорки остались чудесные воспоминания: лес, речка Печора и деревня, где живут бабушка и дедушка. Когда Егорка уезжал домой в Санкт-Петербург, на улице был вечер, и окна домов светились яркими огоньками. Егорка уезжал с грустью, но вот этот электрический свет, протянутый по проводам с ветров Маньпупунёра, согревал его мыслью о том, что дедушке и бабушке теперь будет светло в холодные зимние вечера.

Наступила осень. Егорка пошел в школу. Время неслось очень быстро. Незаметно пролетел месяц учебы, и в конце сентября объявили каникулы на целую неделю. Такой порядок в школе вводился впервые, и было совсем непривычно отдыхать в начале октября. Егорке хотелось заняться чем-нибудь интересным. Так сидел он в раздумьях, разглядывая огромные шишки, привезенные с Маньпупунёра от дедушки с бабушкой, вдруг очень громко зазвонил телефон. Мама взяла трубку и удивленно воскликнула: «Артемий! Ты в Петербурге? Ты снова приехал в наш город? А что случилось? Как? Хорошо, я сейчас позову Егорку».

«Егор, быстрее к телефону подойди. Твой друг Артемий звонит из Сибири, – торопила мама. – Помнишь, он приезжал в Петербург, и вы познакомились с ним в Морском музее? Он еще приходил к нам в гости. Он живет у озера Байкал!».

Егорка сразу вспомнил Артемия. Ему тоже 9 лет и так же, как Егорка, он любит играть в футбол. Подпрыгивая от радости, Егорка выхватил трубку из маминых рук: «Артемий, Тёма, как здорово, что ты мне позвонил! Как у тебя дела? Когда приедешь к нам в Петербург? Мы же хотели плавать по Неве на пароходе!».

Но Артемий грустным голосом ответил, что у них в семье случилось несчастье. Его отец ушел на рыбалку и не вернулся. Егорка услышал, что Артемий плачет. Так захотелось помочь другу. Он стал его утешать и пообещал, что обязательно что-нибудь придумает. На том друзья и попрощались.

Егорка поделился с мамой бедой друга: «У Артемия пропал папа. Помнишь, он рассказывал, что папа у него рыбак и что он ловит рыбу на озере Байкал, огромном, как море.

И вот теперь Артемий с мамой остались вдвоем и горюют, плачут и ждут папу».
Егорка с мамой начали думать, как бы помочь Артемию. Егорка был готов прямо сейчас отправиться на помощь другу.

«Мама, я должен поехать к своему другу, – сказал он серьезно, по-взрослому. – Ему нужно помочь. Он ведь не зря позвонил! Он обратился именно ко мне!».

Мама задумалась. Байкал находится далеко в Сибири. Никто из семьи не бывал в тех краях. Маме было тревожно отпускать сына далеко в неизведанные края. Артемий продолжал настаивать и просить маму разрешить ему поехать на Байкал. Мама сказала, что посоветуется с папой, и они решат, отпускать ли Егорку к другу Артемию в дальнее путешествие.

Вечером вернулся папа, и Егорка рассказал ему, что у его друга Артемия случилось несчастье – папа ушел на рыбалку на озеро Байкал и не вернулся. Артемий хочет отправиться на его поиски, а Егорка готов ему помочь и надеется, что папа отпустит его в дальний путь.

Папа даже обрадовался, что Егорка захотел помочь другу. Он объяснил Егорке, как это здорово, когда есть друг, готовый помочь. Егорка заручился поддержкой своих родителей и стал собираться на Байкал. Он, конечно, решил снова воспользоваться тем волшебным чепчиком, который подарил ему доктор. Волшебный чепчик применялся докторами, когда нужна была скорая помощь людям на дальних расстояниях. Один-единственный раз в год волшебный чепчик мог переместить человека из одной точки Земли в другую за одну секунду. Для этого надо было нажать на металлическую пуговичку и проговорить точку отправления и точку прибытия. При этом крепко-крепко зажмурить глаза.

Егорка быстро собрал вещи в дорогу, а его сестрёнка Линочка подбежала к брату с компасом в руках.

«Молодец, Линочка! Знаешь, что компас в дороге всегда может пригодиться. Он показывает направление, с компасом не заблудишься!» – похвалил Линочку Егорка. После этого он надел волшебный чепчик, нажал на металлическую пуговку, зажмурил глаза и громко произнес: «Город Санкт-Петербург – озеро Байкал!». В одно мгновенье Егорка оказался у озера Байкал.

Озеро оказалось совсем не похожим на озеро. Это было настоящее синее-синее море. Вода Байкала была настолько прозрачной, что видно было, как в ней плавают рыбы. Егорка увлекся разглядыванием байкальской воды, рыбок, водорослей и чуть не забыл о своём друге Артемии. Вспомнив, ради чего он оказался у озера Байкал, Егорка побежал к дому Артемия.

Артемий жил совсем близко от озера. Издалека он увидел двух людей – маму и сына с опущенными плечами, они стояли около своего дома. Увидев Егорку, зашагали ему навстречу. Егорка и Артемий обнялись, приветствуя друг друга. Мама Артемия стала рассказывать Егорке о случившемся:

«Каждое утро папа Артемия уходил на Байкал ловить рыбу, вечером укладывал свой улов в большую корзину и приносил домой. Рано утром я шла на базар продавать рыбу».

Артемий ходил в школу в поселок в трех километрах от Байкала. Учился он старательно, поэтому в прошлом году за успехи в учебе его наградили поездкой в Санкт-Петербург, где и встретились два мальчика – Егорка и Артемий. Так началась их дружба. А мама тем временем продолжала свой рассказ: «Три дня тому назад вечером мы не дождались с Артемием папу. И ночью он тоже не вернулся. Теперь и не знаем, что и думать. Осталось только плакать и ждать». Тут мама Артемия совсем растрогалась, и слёзы потекли из её глаз.

Мальчики обняли маму, и Артемий сказал: «Не плачь, мама. Мы с Егоркой пойдем искать отца, а ты жди нас и не грусти». Мама говорит им: «Ребятки, берегите себя. Только в воду озера Байкал не заходите, вода его красивая, прозрачная, да глубже Байкала нет на земле озера. На остров Ольхон не ходите. На болото не ступайте. Ягода на болоте вкусная, да земля не твердая. Не поднимайтесь на Шаман-скалу. Она каменная и прочная, да удержаться на ней трудно, всех Дракон сбрасывает вниз, в пропасть».

Послушал Артемий наказы матери, посмотрел на Егорку, который как настоящий друг приехал к нему помочь в трудную минуту. Послушав мамины наказы, друзья отправились в путь искать папу Артемия.

Подошли Артемий с Егоркой к Байкалу. Видят – вода в нём чистая да прозрачная. Посмотрели они на дно этого огромного, похожего на море, озера, а оттуда Рыба-хариус выплывает, красоты неописуемой: чешуя серебристая, а плавник крупный, да с синим отливом. Артемий говорит Рыбе-хариусу: «Отец мой, рыбак, пошел ловить рыбу, да не вернулся. Мама плачет и ждет его. Я обещал найти отца». Рыба ответил Артемию: «Отец твой на Шаман-скале у Дракона в плену. Надо доплыть до острова Ольхон, там и найдешь скалу». Предложила Рыба-хариус Артемию и Егорке зайти в воду, да поплыть спасать отца: «Не бойтесь, мальчики. Вода здесь чистая и прозрачная, не утонете в ней», – говорит она.

Послушались Артемий и Егорка Рыбу-хариуса, да зашли в воду, очень хотелось им отца выручить. Тут волны на озере зашумели, ветер поднялся и вихрем подхватил Артемия и Егорку. Мечутся ребята да слова матери вспоминают: «Мальчики, берегите себя. Только в воду озера Байкал не заходите, вода его красивая, прозрачная, да глубже него нет на земле озера». «Правду мама говорила», – подумал Артемий, если бы не ветер, не выбрались бы они с Егоркой из вод озерных.

Вихрь вынес их на остров Ольхон. Пошли они по острову отца искать. Подошли к болоту, смотрят, как там красиво – цветёт багульник, краснеют спелые ягоды клюквы. Вдруг из болота вышел Соболь баргузинский, пушистый, хвостом виляет да вдоль болотного мха пританцовывает. Артемий говорит Соболю: «Отец мой, рыбак, пошел ловить рыбу, да не вернулся. Мама плачет и ждёт его. Я обещал найти отца». Соболь и отвечает ему: «Отец твой на Шаман-скале у Дракона в плену. Путь туда через болото лежит. Ступай по полянам, где багульник цветет, так до Шаман-скалы и доберешься».

Артемий послушался соболя, очень хотелось ему отца выручить. Предложил Егорке пойти по болоту. Егорка сразу согласился, и они зашагали по болоту, да оно их и затянуло. Мечутся Артемий с Егоркой, слова матери вспоминают: «Мальчики, берегите себя. На болото не ступайте. Ягода на болоте вкусная, да земля не твёрдая». Чуть было не утонули они в трясине болотной. На помощь Медведь подоспел, схватил Артемия за руку, и вытащил, Артемий сразу протянул руку Егорке и помог ему вылезти из болотной трясины. «Правду мама говорила», – подумал Артемий, если бы не медведь, не выбрались бы они с Егоркой из болотной трясины. Мальчики пошли искать отца Артемия дальше и оказались в степи. Смотрят, какие просторы перед ними раскинулись, до самого горизонта цветут эдельвейсы.

Артемий с Егоркой пошли по цветочным полянам и дошли до высокой горы. Это была Шаман-скала. Вспомнил Артемий слова матери: «Мальчики, берегите себя. Не поднимайтесь на Шаман-скалу. Она каменная и твёрдая, да удержаться на ней трудно, всех Дракон сбрасывает вниз, в пропасть». Тут с вершины скалы вылетел им навстречу Беркут. Взмахнул крыльями и сел у подножия этой высокой скалы.

Артемий говорит Беркуту: «Отец мой, рыбак, пошел ловить рыбу, да не вернулся. Мама плачет и ждёт его. Я обещал найти отца. Мы с моим другом Егоркой ищем папу». Беркут отвечает Артемию: «Отец твой на Шаман-скале у Дракона в плену. Смелые вы мальчики, не испугались в воды Байкала войти, чтобы отца Артемия спасти. Да и в болото ступили, тоже не струсили. А вот Дракона победить навряд ли получится. В пещере его много людей томятся, выбраться не могут. Отец твой, Артемий, тоже в плену у Дракона».

Артемий говорит: «Не боюсь я Дракона и готов вызволить своего отца из пещеры!» Егорка обратился к Артемию: «Я тоже не боюсь Дракона и готов пойти с тобой на скалу. Вместе мы – сила!».

Беркут восхитился смелостью друзей и предложил сесть ему на спину: «Помогу я вам долететь до вершины Шаман-скалы. Ночью, когда зажигаются звезды, Дракон выходит из своей пещеры и отправляется искать новых пленников. Все эти люди целыми днями работают в каменоломнях под присмотром Дракона, строят из камня Шаман-скалы мост к небу. Если доберется Дракон до Солнца по этому мосту, станет владыкой и повелителем мира, приумножив силу своего огня солнечным огнем».

Тревожно стало Артемию и подумал он, что надо бы остановить Дракона, спасти и Солнце, и Землю от его нашествия. Только не знал он, как ему быть. Егорка сел на спину Беркута и помог забраться Артемию. И полетели они на вершину Шаман-скалы. Наступил вечер, а за ним и ночь. Стало темно, лишь звезды на небе помогали увидеть путь в пещеру, где были люди, плененные Драконом. Артемий представил, что и отец его среди этих людей, уставший после работы на каменоломне, беспомощный и голодный. Очень жаль стало сыну отца.

Вдруг мальчики услышали грохот шагов и увидели огнедышащего Дракона. Был он в два раза больше, чем тот медведь на болоте, да не испугались Артемий и Егорка, взяли в руки палки и, грозно размахивая ими как мечами, смело пошли навстречу страшному Дракону. Дракон, увидев маленьких мальчиков, подумал, что для работы на каменоломнях они не годятся, маленькие ещё. Решил их скинуть вниз с высокой вершины Шаман-скалы.

Только стал приближаться Дракон к мальчикам, как на острие их палок прилетели звёздочки с неба да так засверкали, что ослепили своим светом глаза Дракона, другие звёзды стремительно выстроились за первыми звёздочками в ряд и стали палки в руках Артемия и Егорки длинными, ослепительно сверкающими и излучающими мощный поток света, способными, подобно лазеру, проникать насквозь. Направили Артемий с Егоркой эти новые, сверкающие лазерные палки прямо на Дракона и изрешетили его.

Оказался сраженный Дракон у края Шаман-скалы, да и упал вниз, в пропасть. Звёзды по одной улетели на небо, которому теперь ничто не угрожало. Пошли Артемий с Егоркой в пещеру и там, среди уставших и замученных Драконом людей, был отец Артемия. Радостно воскликнув, Артемий обнял папу и познакомил со своим другом Егоркой: «Папа, если бы не Егорка, я бы один не справился. Как хорошо, что мы с ним познакомились тогда в Морском музее в Санкт-Петербурге! » – сказал он. А папа, крепко обняв ребят, сказал, что слова «Сам погибай, а товарища выручай» оказались очень правильными. Егорке же протянул руку и по-взрослому пожал её: «Спасибо, Егор. Ты – настоящий друг!».

Утром, с восходом солнца, отец Артемия и мальчики вернулись домой, где их дождалась счастливая мама. Солнце сверкало в блеске волн озера Байкал, казалось, что оно улыбалось и благодарило Артемия и Егорку за их храбрость.

Вопросы для беседы по сказке:

  1. Почему Артемий позвал Егорку на озеро Байкал?
  2. Что Егорка взял с собой в дорогу?
  3. Как Егорке удалось очень быстро из Санкт-Петербурга попасть сразу в Сибирь на озеро Байкал?
  4. Почему озеро Байкал удивило Егорку?
  5. Что сказала мама Артемия ребятам?
  6. Почему Егорка и Артемий решили войти в воды озера Байкал?
  7. Где росли эдельвейсы?
  8. Кто прятался в пещерах Шаман-скалы?
  9. Почему ребята не испугались Дракона?
  10. Как звезды помогли победить Дракона ?

Литература

  1. Адлер А. Индивидуальная психология и развитие ребёнка. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. – 144 с.
  2. Боулби Дж. Привязанность. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с.
  3. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? – М.: Знание, 1994. – 160 с.
  4. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М., 1996. https://www.studmed.ru/view/dyachenko-om-razvitie-voobrazheniya-doshkolnika_0964fc3b38c.html (дата обращения 1 июня 2021 года)
  5. Пропп В.Я. Морфология сказки. – М.: Наука, 1969. – 168с.
  6. Шиян О.А. Развитие творческого воображения. Работаем по сказке. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 160 с.
  7. Хорни К. Невроз и рост личности. – М.: Академический проект, 2008. – 400 с.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.