ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Бажина А.А., Шириме А.К., Дондук Ш.Б. Опыт работы по созданию условий для обучения детей-билингвов в дошкольной образовательной организации

Полный текст

Бажина Алесия Александровна – директор; Шириме Аида Кинаевна – учитель русского языка; Дондук Шончалай Борисовна – учитель тувинского языка, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад №1 «Золотой ключик» (Кызыл, Республика Тыва)

В Республике Тыва разработан ряд положений о защите родных языков на территории Республики Тыва, установленных на конституционном уровне.

В соответствие со ст. 5 Конституции Республики Тыва государственными языками Республики Тыва являются тувинский и русский. Республика Тыва обеспечивает гарантии соблюдения прав всех национальностей на сохранение родного языка, создания условий для его изучения и развития.

Закон Республики Тыва от 31.12.2003 г. № 462 ВХ-1 «О языках в Республике Тыва»
(в ред. от 01.07.2014 г.) направлен на создание условий для равноправного и самобытного развития тувинского и русского языков. Республика Тыва способствует развитию национальных языков, двуязычия и многоязычия, ст. 7 Закона Республики Тыва устанавливает права граждан на выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества и гарантирует гражданам, проживающим в республике, право на использование родного языка, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Обучение родному языку и языку как иностранному в нашей Республике начинается уже с дошкольного возраста.

Министерством образования и науки Республики Тыва при Институте развития национальной школы разработана и внедрена Программа развития тувинского языка на 2017–2020 годы, в рамках которой были изданы учебно-методические комплексы и программа «Торээм Тывам» по обучению родной тувинской речи детей дошкольного возраста, а также произведения художественной литературы, переведенные на тувинский язык, по которым мы реализуем образовательный процесс.

Для обучения русскому языку в ДОУ созданы специальные условия. Для организации образовательной деятельности функционирует кабинет, в котором учителя русского языка Шириме Аида Кинаевна и Мелентьева Елена Николаевна, осуществляют образовательную деятельности по программе обучения русскому языку для старших и подготовительных групп детских дошкольных образовательных учреждений, автор Ф.И. Бартан.

Кроме того, педагоги используют учебно-методические пособия для двуязычного детского сада: «Русский язык для дошкольников» под редакцией Е.Ю. Протасовой, Н.М. Родиной, «Технология обучения русскому языку в старших тувинских группах дошкольных образовательных учреждений», автор Ф.И. Бартан.

Основной задачей рабочей программы является формирование и развитие первоначальных умений и навыков практического владения русским языком в устной форме. Программа рассчитана для детей 4–7 лет, занятия ведутся два раза в неделю подгруппами по 8–10 человек и в индивидуальной форме с каждым ребенком с учетом его темпов усвоения материала.

В целях выявления уровня владения русским языком, в начале и в конце учебного года мы проводим диагностику речевого развития детей. В начале года у большинства вновь прибывших детей (70%) наблюдается низкий уровень владения русским языком, некоторые из них с трудом понимают обращенную к ним речь на русском языке, не могут ответить на простые вопросы. Около 30% детей понимают речь педагога, но из-за недостаточно развитого словарного запаса, неспособности строить связные высказывания на русском языке, также испытывают трудности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Можно отметить, что их высказывания короткие, отличаются непоследовательностью, состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой.

В течение года осуществляется целенаправленная работа для снятия у детей «зажимов», связанных с языковым барьером с помощью различных игр, игровых обучающих ситуаций, театрализованной деятельности, пальчиковой и артикуляционной гимнастики.

Обучение проводится в специально оборудованном кабинете русского языка, где созданы все условия с учетом возрастных особенностей детей.

Также для ознакомления с культурой русского народа в детском саду оборудован мини-музей «Русская изба», в котором присутствуют элементы быта с яркими атрибутами, где дети с радостью играют, общаются и имеют возможность прикоснуться своими руками к настоящим предметам быта.

Поскольку овладение вторым языком требует систематических занятий, отнимает много сил и времени, у детей может снизиться интерес к обучению и пропасть желание посещать занятия. Чтобы избежать этого, а также с целью добиться устойчивого внимания, мы стараемся на занятиях использовать различные технологии, в том числе игровые. Во время занятий ребенок вовлекается в различные игровые ситуации, при которых отрабатывается языковой материал на разных уровнях. Наиболее часто используются игры-драматизации и ролевые игры, при которых ребенок раскрывается, раскрепощается, как бы примеряя на себя роль других людей, любимых героев, животных. При этом дети не только легко запоминают слова, выражения, строят простые предложения, но и начинают чувствовать себя увереннее, познают радость от общения и от полученных новых знаний.

Второе направление работы нашего образовательного учреждения для детей с проблемами билингвизма включает работу с воспитанниками, не владеющими родной речью.

На сегодняшний день в ДОУ созданы необходимые условия для обучения воспитанников тувинскому языку, в нашем образовательном учреждении имеется кабинет, который оснащен необходимыми методическими и дидактическими пособиями для работы с детьми, в каждой возрастной группе имеются рабочие тетради, но, тем не менее, возникает потребность в обогащении образовательного инструментария, так как все дети разные, имеют свои особенности, интересы.

Создание авторских игр и пособий позволяют сделать процесс обучения детей более увлекательным и необычным. Для наибольшего погружения в культуру и быт тувинского народа в детском саду создан мини-музей «Юрта».

Мини-музей способствует полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей. Мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми.

Работа в музее позволяет организовать и речевое развитие детей, которое проходит через знакомство с творчеством тувинского народа.

Все экспонаты в нашем музее интерактивны, ребенок может ознакомиться с музейными предметами, не только увидеть, но и услышать, пощупать. Для маленьких детей это очень важно, так как мир открывается для них не через пассивное «видение», а через активное «делание». Овладение грамматическим строем языка ребенок осуществляет на основе познавательного развития в тесной связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов деятельности. Занятия в мини-музее проходят как индивидуальные, так и подгрупповые, в средних и старших группах.

Дидактические игры по тувинскому языку

Система работы по обучению тувинскому языку включает следующие направления:

  • Обучение детей тувинской национальности родному языку.
  • Обучение русских детей тувинскому языку как иностранному.

По первому направлению мы работаем по примерной образовательной программе по развитию родной (тувинской) речи в ДОУ Республике Тыва, автор программы Ооржак Лидия Хорагааевна.

По второму направлению работаем с автором Бартан Ф.М. Программа по тувинскому языку для обучения тувинскому языку русскоязычных детей и детей тувинской национальности, не владеющих родной (тувинской) речью.

Важным условием обучения языку являются дидактические игры, они способствуют созданию положительного отношения к культуре и быту тувинцев, а также накоплению словарного запаса и развитию связной речи, улучшают общую работоспособность, дают возможность закрепить пройденный материал разнообразными способами.

Так как учебно-методический комплекс является основой дидактических игр по обучению детей тувинскому языку, то именно с помощью дидактической игры идёт организованное обучение и самостоятельное закрепление пройденного материала.

Положительному воздействию тувинского языка на развитие словаря существенно помогают дидактические игры «Кто это?», «Кто как кричит?» «Волшебный мешочек», «Подбери по цвету», «Доскажи слово», «Закончи предложение». Обилие игровых ситуаций, сказочных сюжетов создает на занятиях атмосферу радости, творчества, благоприятного психологического климата.

В средней группе показываем детям, как пеленать ребенка, и петь колыбельную песню (өпейыры). Подражая плачущему младенцу «ы-ңаа-ы-ңаа» и напевая колыбельную «өпей-өпей», дети учатся произносить тувинские звуки Ө и Ң. Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.

Занятия-игры выполняют важные функции по воспитанию и развитию детей, поскольку народные игры всегда были тесно связаны с такими аспектами, как музыка, художественный текст, в них проявлялись особенности трудовой и хозяйственной деятельности тувинского народа. Игры в занимательной форме учат ребенка познать окружающую природу и социализироваться в обществе. Следует отметить, что материалов по данному виду народного творчества у тувинцев в научной литературе встречается немного.

Также на занятиях с воспитанниками используем потешки, пестушки. Например, занятие «Оденем куклу – Ойнаар-кыс» при ознакомлении традиционной детской одежды тувинцев. Мягкая обувь – бопук, мягкая курточка – чучак. Теп-теп тевенек, «Надень, надень на ножки сапожки», Тевесааридиктиг, «Пойдем доить верблюда» (дословно).

Эту потешку используем, когда надеваем кукле на ноги обувь-бопук, при этом напевая песенку ритмично, сопровождая ею действия, и у ребенка появляется инициатива к самим действиям.

Широко используем такие жанры детского фольклора как считалки – рифмованные предметно-словесные стишки, обучающие счету. Например: «Матпаадыр», «Чадыр», «Арбай-хоор». Эти пальчиковые игры обучают не только навыкам речи, но и начальному счету, сопровождающимся словесными приговорками, которые носят диалоговый характер и служат средством распределения ролей и очередности в игре для подражания строгого порядка.

Всем известно такое изречение – «Движение – это жизнь». Развитие речи тоже напрямую связано с развитием движения. Эффективнее всего включать в занятия подвижные игры. Подвижные игры в занятии по обучению языку можно использовать как элемент занятия, как физкультурную минутку, либо как закрепление пройденного материала. В игровой форме мышление протекает быстрее, и новый учебный материал усваивается прочнее, запоминается легче.

К речевым играм относятся подвижные игры с речевым содержанием. Например, тувинская народная игра «Аскак-Кадай». Каждая народная игра начинается считалкой, напевно-забавной певалкой, занимательными диалогами. Они прочно и быстро запоминаются детьми и проговариваются в повседневной жизни, это развивает память и речь.

И еще хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности на все факторы развития речи ребенка. Мы с детьми обыгрывали тувинские сказки «Как верблюд стал некрасивым», «Золотая птичка», «Оскус-оол» Особенно ценны в этом отношении короткие сказки, они побуждают детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества.

В результате систематизированной работы с детьми-билингвами мы добились следующих результатов:

  • Повысился уровень владения русским языком у детей с неродным русским.
  • Сформировались навыки общения со сверстниками и со взрослыми на русском языке.
  • Дети стали понимать речь, расширился словарный запас, повысился уровень связной речи.
  • Дети научились слушать литературные произведения, участвовать в обсуждении рассказов, сказок, бесед, отвечать на вопросы.

Воспитанники детского сада стали активно принимать участие в различных городских и республиканских конкурсах и во многих заняли призовые места:

1. Республиканский конкурс детских мультипликационных фильмов в рамках проекта «ТЫВА МУЛЬТИ», победители в номинации «Самый юный мультипликатор», 2018 г.

2. Участие родителей и детей городском конкурсе среди ДОУ «Айым биле хунум болганавам, ачам», 1 место, 2019 г.

3. Городской онлайн-конкурс «Мои родные сказки и рассказы», диплом I степени, 2020 г.

4. Онлайн-конкурс видеопоздравлений «Тыва дылымалгапмактаал!», посвященный дню тувинского языка в Туве, диплом III степени Донгак Эренчин, номинация «Лучшее чтение Тувинского стихотворения», Тажы Адыгжы, 2020 г.

5. Республиканский заочный конкурс стихов «Моя Тува» среди дошкольников Республики Тыва.

В результате занятий по тувинскому языку в конце года у дошкольников повысился интерес к тувинскому языку. У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.

В целом целенаправленная работа по изучению языков в детском саду, способствует развитию речевых навыков, формированию социально-коммуникативной культуры, привитию любви к родному краю, повышает уровень знаний о культуре и традициях народа, является важнейшим условием формирования коммуникативных способностей.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.