ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Белоусова О.А., Волкова Т.В. Развитие профессиональных компетенций педагога как ключевой фактор повышения уровня качества образовательной организации

Полный текст

Белоусова Ольга Андреевна – директор ГБОУ города Москвы «Школа №1998 «Лукоморье» (Москва, Россия)

Волкова Татьяна Валерьевна – методист ГБОУ города Москвы «Школа №1998 «Лукоморье» (Москва, Россия)

Статья посвящена вопросу развития профессиональных компетенций педагога дошкольного образования (воспитателя) на современном этапе развития дошкольного образования и общества в целом. В статье представлены ключевые выводы европейского научно-исследовательского проекта «Профессиональные компетенции кадровых работников в системах воспитания и обучения детей младшего возраста в странах Европы» (Seepro-r «Personalprofile in Systemen der frьhkindlichen Bildung, Erziehung und Betreuung in Europa»), свидетельствующие, что российская система дошкольного образования нуждается в серьезном и качественном развитии кадровых ресурсов. Даны основные характеристики компетенций воспитателя в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог». Рассматривается проблема профессиональных компетенций педагогов в реализации инклюзивного подхода в образовании. В статье описывается опыт развития кадрового потенциала образовательной организации на примере ГБОУ города Москвы «Школа №1998 «Лукоморье». Подчёркивается важность метапредметных знаний педагогов при решении педагогических задач в их профессиональной деятельности, необходимость систематического повышения уровня квалификации кадрового состава педагогических работников с учетом современных тенденций развития системы образования и многозадачности выполняемой педагогами профессиональной деятельности. Особое внимание уделяется вопросам диагностики профессиональных компетенций, поддержки и мотивации педагогов в их личностном и профессиональном развитии. Обосновывается значимость международного сотрудничества и обмена опытом для личностного и профессионального роста специалистов системы образования. Дано обоснование прямой зависимости уровня профессиональных компетенций педагога и уровня качества образования дошкольной организации.

Введение. Ценность и повышение качества дошкольного образования в современном мире

Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими переменами, изменяться и совершенствоваться должна и система дошкольного образования, которая всегда выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, являясь одним из факторов его развития. На современном этапе развития системы дошкольного образования уровень качества образования дошкольной организации напрямую зависит от профессиональной компетентности педагога. Как отмечает ведущий российский специалист в области психологии дошкольного образования, доктор психологических наук, профессор Н.Е. Веракса: «Одна из задач, которая решается в мировой системе дошкольного образования, связана с поиском повышения качества образования при минимизации финансовых затрат. Реальным ресурсом в этом случае выступает сам педагог, работающий с детьми дошкольного возраста» (5).

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, п. 29), качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. Таким образом, качество дошкольного образования – такая совокупность его свойств и характеристик, реализация которых в образовательной деятельности способствует разностороннему развитию ребенка до уровня, соответствующего его возрастным возможностям, сохранению его здоровья и обеспечению успешности перехода к следующему возрастному периоду.

Немецкие ученые В. Фтенакис, М.Р. Текстор и В. Титце для оценки качества образования в ДОО ввели понятие «педагогическое качество», которое включает в себя следующие параметры: благополучие ребенка; возможность его развития в различных сферах; возможность поддержки семьи в уходе и воспитании ребенка. По мнению профессора, доктора педагогических наук, основателя и директора Института исследований и развития в сфере дошкольного образования «PadQUIS» (Германия), одного из разработчиков системы оценки качества дошкольных учреждений в Германии, Вольфганга Титце, система качества включает: качество целевых ориентиров, условий и процессов, а также взаимодействия с семьей. Также очень важно, насколько дети вовлечены в образовательные процессы, могут ли они при наличии образовательной среды приобрести необходимые компетенции, насколько воспитателям удается заинтересовать детей, дать им стимул к развитию языковых компетенций, когнитивного развития (25).

Качество образования фокусируется, в первую очередь, на процессе обучения ребенка, взаимодействии между педагогом и ребенком. С этой точки зрения, совершенствование качества образования состоит в содействии обучению и развитию ребенка. Вместе с тем, чтобы изменить и развить педагогические качества, необходим ряд условий. Чтобы обеспечить эти условия, педагоги должны знать обстоятельства, которые влияют на их работу, и возможности создания стимулирующих условий для развития ребенка: это и знание изменений в области государственной политики, и знание о детях, о том, как они учатся, и знание о себе и своей роли педагога, подчеркивает профессор кафедры образования, коммуникации и обучения Гётеборгского университета (Швеция) Соня Шеридан (27).

Компетенции педагога дошкольного образования на современном этапе развития российской системы дошкольного образования

Какими компетенциями должен владеть педагог, работая с детьми, каким критериям соответствовать? В 2013 году был издан приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».Профессиональным стандартом работодатели должны руководствоваться при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

В Постановлении Правительства РФ от 27.06.2016 №584 предусматривался длительный переходный период для реализации всех планов организации по переходу на профессиональный стандарт «Педагог». Этот период завершился 1 января 2020 года.

В настоящее время деятельность воспитателей детских садов регулируют два основных документа: профессиональный стандарт «Педагог» и Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). ФГОС регулирует деятельность образовательной организации в целом, а профессиональный стандарт работу педагогических кадров.

Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования регламентирует требования к профессиональным знаниям и навыкам воспитателя, содержит описание профессиональной деятельности воспитателя и его компетенций: знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей.

Компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя)

В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог», воспитателю необходимо обладать следующими знаниями и учитывать в своей профессиональной деятельности:

  • основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС дошкольного образования (Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования);
  • историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
  • основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
  • специфику дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
  • основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания;
  • общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;
  • особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;
  • основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;
  • современные тенденции развития дошкольного образования.

Профессиональная компетентность (13) – это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность педагога – это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств.

В условиях современных тенденций в образовании, когда во главу угла ставятся принципы гуманной педагогики, толерантность и инклюзивный подход, педагогам важно обладать метапредметными навыками, способностью к решению нескольких задач, уметь реализовать междисциплинарный подход в работе с детьми. Для этого педагогу необходимо систематическое обучение и развитие своих компетенций. Для формирования высокого уровня профессиональной компетентности педагогу необходимо регулярное повышение уровня профессиональной квалификации, стремиться развиваться в соответствии с концепцией непрерывного образования (lifelong learning) – обучения на протяжении всей жизни. Концепция непрестанного, добровольного поиска новых знаний и развития умений мотивируется как профессиональными, так и личными причинами, способствует профессиональному росту и конкурентоспособности человека на рынке труда, и при этом является важнейшей частью личностного роста. Концепция непрерывного образования – это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества.

Профессиональные компетенции педагогов в реализации инклюзивного подхода в образовании

Одним из ключевых направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования на современном этапе является развитие инклюзивного образования как обеcпечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что «в целях реализации права каждого человека на образование создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Организация органичного образовательного пространства, как для особых детей, так и для нормотипичных, – задача и работа педагога. Инклюзия не может существовать сепаратно и относиться к какому-то особому направлению образования, инклюзия, в самом широком ее смысле, должна быть естественной составляющей жизни общества и общей педагогической концепции (11).

Инклюзия на современном этапе развития общества выступает ключевым условием повышения качества дошкольного образования. Педагогам необходимо понимать, что инклюзия – это не подведение к какому-то стандарту, а развитие способностей детей (в рамках их (детей) возможностей) и поддержка. Разные возможности, но равные права, когда не подгоняют под стандарт, а следуют за интересами и возможностями ребенка (12).

Как отмечает Вольфганг Титце: «В дошкольных образовательных организациях мы встречаем детей и семьи, находящиеся в разных жизненных ситуациях, и с очень разнородными индивидуальными исходными ситуациями и потребностями. Целью инклюзивной педагогической работы является оптимальная поддержка каждого ребенка в процессе его развития и образования. К достижению этой цели можно приблизиться только в том случае, если педагоги отдают себе отчет в существовании этого многообразия и занимаются связанными с ним задачами» (25).

Одной из серьезных задач модернизации дошкольного образования и развития инклюзии является поиск оптимальных моделей готовности педагогов-воспитателей к работе с детьми с особенностями в развитии. В связи с этим важное значение приобретает готовность воспитателей к осуществлению профессиональной деятельности в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Вопросы готовности педагога вести профессиональную деятельность с детьми с особенностями в развитии и оказания им помощи отражены в ряде документов: Федеральных законах РФ «Об образовании в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования и др., в которых обращается особое внимание на то, что эффективность социализации детей с особенностями в развитии в значительной степени определяется адекватностью выбора условий, целей, задач, средств и методических приемов работы с ними в рамках дошкольной образовательной организации.

Различные аспекты готовности педагогов к осуществлению профессиональной деятельности и формировании профессиональных компетенций являлись предметом исследования как отечественных, рассматривающие вопросы готовности к профессиональной деятельности педагогов в работе с детьми с особыми возможностями здоровья (16). Существует диалектическая взаимосвязь готовности педагогов к профессиональной деятельности и эффективной работе с детьми с особенностями в развитии с учетом их возрастных, индивидуальных особенностей, многовариантности и степени выраженности отклонений в развитии, определяющих структуру дизонтогенеза детей дошкольного возраста. Готовность к профессиональной деятельности педагога с детьми с особенностями в развитии занимает в структуре профессионализма первую ступень, необходимую для последующего проявления профессиональной компетентности и достижения мастерства, то есть является фундаментом для формирования профессиональных и специальных компетенций, которыми должен обладать современный воспитатель.

Кадровый ресурс российской системы дошкольного образования

В 2018 году были опубликованы результаты европейского научно-исследовательского проекта «Профессиональные компетенции кадровых работников в системах воспитания и обучения детей младшего возраста в странах Европы» (Seepro-r «Personalprofile in Systemen der frьhkindlichen Bildung, Erziehung und Betreuung in Europa»), реализованный Мюнхенским государственным институтом ранней педагогики (Staatsinstitut fur Fruhpadagogik) (28). Исследование содержит анализ таких параметров, как профессиональное образование и профессиональная подготовка, кадровое обеспечение, условия работы персонала, содержание образовательных программ, оценка качества дошкольного образования (29, 30).

Согласно результатам исследования, российская система дошкольного образования нуждается в серьезном и качественном развитии кадровых ресурсов. Это означает не только повышение заработной платы, но и поддержку обучения педагогов дошкольного образования. Необходим квалифицированный педагогический персонал, ориентированный не просто на среднее специальное или на высшее образование, но и на регулярное повышение профессиональных компетенций и личностного роста.

Безусловно, в системе образования существуют проблемы совершенствования условий труда и профилактики профессионального выгорания педагогов дошкольного образования. При этом нагрузка педагогов в современных гипермобильных, метапредметных условиях, при отсутствии комплексных механизмов профилактических мер эмоционально-физической поддержки колоссальна. Именно поэтому важно создавать и поддерживать грамотную систему повышения квалификации педагогов, механизм профилактики синдрома эмоционального и профессионального выгорания, качественные условия труда (23).

Развитие кадрового потенциала образовательной организации. Опыт ГБОУ города Москвы «Школа №1998 «Лукоморье»

Развитие кадрового потенциала – одна из важнейших задач грамотного руководителя современной образовательной организации. В образовательном комплексе (в состав комплекса включены дошкольные и школьные уровни образования) ГБОУ города Москвы «Школа №1998 «Лукоморье» большое внимание уделяется формированию и развитию кадрового ресурса как ключевому условию успешного функционирования образовательной организации. Именно поэтому важным оказывается совершенствование механизмов развития персонала, направленных, прежде всего, на развитие имеющихся и потенциальных возможностей сотрудников.

На сегодняшний день образовательный комплекс ГБОУ города Москвы «Школа №1998 «Лукоморье» входит в рейтинг «Образовательные организации, внесшие заметный вклад в качественное образование московских школьников», что подтверждает высокий уровень профессиональной компетентности педагогических сотрудников и значит и качества образовательной организации.

Плюсы и возможности единого образовательного комплекса

Важно отметить, что, как и все школы города Москвы, ГБОУ «Школа №1998 «Лукоморье» представляет собой образовательный комплекс, в состав которого входят несколько зданий и включены дошкольные и школьные уровни образования. С точки зрения содержания образования и повышения его уровня, данное объединение важно рассматривать как инструмент решения педагогических задач, а не как элемент финансового менеджмента. В объединении дошкольной и школьной ступеней заложен глубокий педагогический смысл. Большая школа может быть многопрофильной, может позволить себе преподавать предметы на разных уровнях в зависимости от профиля класса. Помимо собственно преемственности между дошкольным и начальным этапами образования, существуют и другие плюсы объединенного комплекса: например, возможность решать проблемы развития детей единым штатом педагогов и профильных специалистов (психологов, логопедов, дефектологов). Шире становятся возможности и системы дополнительного образования. Так, дошкольники получают возможность выбирать программы дополнительного образования, посещать бассейны и студии разных направленностей.

Доступная среда и междисциплинарный подход

ГБОУ города Москвы «Школа №1998 «Лукоморье»» зарекомендовало себя как образовательная организация равных возможностей, где хорошо развита инклюзивная модель. В школе есть всё необходимое, чтобы ученик с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) чувствовал себя полноправным участником учебного процесса. Сегодня в школе нет помещений, куда бы не могли попасть даже самые мало мобильные дети с инвалидностью: и библиотека, и медиазона, и помещения дополнительного образования, и лаборатории, оборудованные специальными приспособлениями для облегчения транспортировки. Все учителя школы прошли специальную подготовку по работе с детьми с ОВЗ, работают учителя-психологи, дефектологи, логопеды. Совместно на психолого-педагогическом консилиуме для каждого ребенка создается адаптированная образовательная программа, а педагоги претворяют ее в жизнь (17).

Из особенно ярких и наиболее популяризующих для широкой общественности тему инклюзии мероприятий ГБОУ города Москвы «Школа №1998 «Лукоморье»» хотелось бы выделить проходившие много до пандемии коронавируса (Весной 2020 года Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) объявлена пандемия коронавирусной инфекции COVID 19) весенние инклюзивные балы. Балы организовывались и проводились на территории Школы совместно c Институтом детства МПГУ, Московским советом родителей детей-инвалидов при поддержке и участии партнёрских образовательных и общественных организаций, активно поддерживающий как само мероприятие и тему инклюзии в целом. Бал собирал вместе несколько поколений совершенно разных людей с совершено разными возможностями здоровья для исполнения танцев, проведения совместных мастерских и участия в разнообразных активностях. Это именно то, к чему важно прийти в инклюзивном обществе, каждый человек – особенный, все люди равные. В рамках бала проводился аукцион, все средства от которого перечисляются в фонд помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые индикаторы при собеседовании потенциального сотрудника – педагога дошкольного образования

Разумеется, первое впечатление о кандидате складывается на основании уровня базовых компетенций, в частности коммуникативных. Руководство школы обращает внимание на невербальные сигналы: жесты, мимику, тембр голоса и пр. Поведение педагога в стрессе (а собеседование со своим потенциальным работодателем – это всегда стресс) нередко становится индикатором его готовности к работе с семьей воспитанника, готовности отвечать на сложные вопросы, принимать решения в критических ситуациях. Руководителя, конечно же, интересует и содержательная сторона – портфолио педагога, отражающее «изюминку» его педагогической деятельности. К сожалению, многие коллеги пренебрегают формированием портфолио, ограничиваясь сухим – иногда весьма формальным – резюме. И самое важное – это заинтересованность кандидата в решении задач системы образования в целом и конкретной школы.

Качество профессиональных знаний и практических навыков педагогов

Профессиональные компетенции педагога определяются его уровнем знаний психофизиологии развития дошкольника, актуальных задач дошкольного возраста, эффективностью взаимодействия педагога с детьми, его умением быть инклюзивным в широком смысле слова, умением раскрывать потенциал ребенка, когда развитие компетентности педагога непосредственно влияет на повышение уровня качества образования дошкольной организации.

Самым важным качеством для педагога дошкольного образования ГБОУ города Москвы «Школа №1998 «Лукоморье»» является его профессионализм в самом широком смысле. Грамотный педагог, владеющий нормативной базой, методиками, думающий и читающий, может открыть целый мир семье современного дошкольника. Мир совместного развития и обогащения, игр и творчества, познания и увлечения.

Ключевая компетенция педагога, работающего на дошкольном уровне образования – коммуникативная. В особенности такие ее аспекты, как эмпатия и экстраверсия. На этой компетенции строится все: взаимодействие с родителями, недирективная помощь ребенку, поддержка его индивидуальности, учет психологических особенностей ребенка.

Любовь к детям или уровень профессиональных компетенций

Безусловно, педагогам важно осознавать, что их профессия многозадачна, энергозатратна, эмоционально перегружена, гиперответственна и требует максимальной «включенности в ребенка», а значит, высоких морально-нравственных и профессиональных качеств. Педагог соприкасается с тонкой материей – миром ребенка, и, значит, не может существовать только в жестких рамках сетки занятий и классно-урочной системы, а должен уметь создавать живое образовательное пространство, уметь быть инклюзивным в разных аспектах, учить этому детей, уважать окружающих, принимать разнообразие мира (7).

Конечно же, никому из родителей не хотелось бы, чтобы его ребенка воспитывал педагог, который очень любит детей и свою работу, но при этом не компетентный или методически безграмотный. Равно как не панацея и высокий уровень профессиональных навыков, и компетенция, если нет желания и готовности отдавать свое сердце детям.

Поэтому педагогу важно находить баланс и развивать свои метапредметные навыки. «В современном мире умение критически осмысливать, анализировать свою профессиональную деятельность выходит на первый план, при этом важно не только критически взглянуть на образовательные процессы и образовательные ситуации, но и умение разрабатывать различные альтернативные действия. Здесь могут прийти на помощь и такие простые вещи, как воспоминания о собственном воспитании, нужно проанализировать собственные «привычки» и использовать эти знания в профессиональной практике», – отмечает профессор В. Титце (25).

Работа педагога дошкольного образования направлена на всестороннее развитие детей, сохранение и укрепление их здоровья, формирование школьно-значимых функций, снижение рисков дезадаптации при переходе на уровень начального образования. Вольфганг Титце подчеркивает: качество работы ДОО можно считать хорошим, если каждый ребенок, посещающий ДОО, имеет оптимальные возможности для индивидуального развития с учетом его способностей и талантов, если детей удается научить справляться с настоящими и будущими вызовами и трудностями, если они могут раскрыть свой потенциал во всех важных сферах: когнитивного развития, социальной, эмоциональной и многих других.

Для эффективного выстраивания воспитательно-образовательного процесса с учётом актуальных задач развития современных детей, педагогу необходимо быть компетентным в вопросах возрастной физиологии, знать основные этапы развития, психофизиологические закономерности развития детей, психофизиологические основы готовности к школьному обучению, учитывать особенности детей, факторы риска, оказывающие негативное влияние на развитие и здоровье ребенка. Педагогическая эффективность воспитания и обучения в значительной мере зависит от того, в какой степени учитываются возрастные, индивидуальные особенности развития детей, насколько адекватны условия, требования, методы и методики обучения (19).

Диагностика профессиональных компетенций

В системе образования г. Москвы в центре независимой диагностики МЦКО (ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования») проводится диагностика профессиональных компетенций педагогических работников с целью проверки педагогами своих профессиональных компетенций.

Данная диагностика – инструмент как самооценки собственных компетенций педагогом, так и серьёзный механизм мотивации педагогов к саморазвитию и повышению своего уровня. Администрация ГБОУ города Москвы «Школа №1998 «Лукоморье»» не рассматривает диагностику МЦКО как инструмент оценки качества работы педагога – коллектив школы далек от подобного понимания процедуры. В первую очередь педагог должен быть мотивирован к изучению своего реального потенциала, открыт к изменениям, должен быть готов открыть свой результат общественности. Немаловажен и тот факт, что родителям ребенка крайне важно понимать, кто будет работать с их ребенком. На сайте опубликованы результаты, они доступны в медиапространстве. Педагоги зачастую не останавливаются на достигнутом: получая базовый уровень, повышают свою компетенцию и пробуют силы снова. Как правило, после такого личностного роста они выходят на высокий или экспертный уровень. Диагностика – это мощная мотивация! Интересной формой сплочения коллектива стали внутренние тренинги школы, которые проводят коллеги с экспертным уровнем.

Поддержка и мотивация педагогов

В ГБОУ города Москвы «Школа №1998 «Лукоморье»» реализуется много разнообразных мероприятий, направленных на поддержку и мотивацию личностно-профессионального развития педагогов: и материальные, и нематериальные. Развитие профессиональных качеств – это трамплин для повышения качества образования, для достижения высоких результатов в проектной деятельности, побед в конкурсах и фестивалях. Система оплаты труда в школе поддерживает стремление педагога к достижению высоких результатов со своими воспитанниками. Кроме того, внутренняя корпоративная наградная культура и традиция отмечать достижения каждого помогают сформировать осознание причастности каждого педагога к повышению качества образования, продемонстрировать общественности личный вклад каждого сотрудника. Зачастую, например, внутренняя награда – нагрудный знак «Прорыв года» – придаёт импульс и вселяет уверенность педагогов в своих силах. Выстроена система профилактики профессионального выгорания, проведения психотерапевтических тренингов.

В школе регулярно проводятся совместные мероприятия для педагогов как дошкольного, так и школьного уровней. Самые эффективные формы – это деятельностные, личностно-ориентированные. Тренинги, на которые приглашаются молодые педагоги детского сада и школы, по формированию необходимых компетенций у педагогов дают возможность развиваться коллективу, поддерживать высокий уровень профессионализма и быть интересными для современных родителей.

Международное сотрудничество как фактор личностного и профессионального роста

Уже несколько лет ГБОУ города Москвы «Школа №1998 «Лукоморье»» реализует практику зарубежных образовательных стажировок, активно приводившихся до периода пандемии (Весной 2020 года Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) объявлена пандемия коронавирусной инфекции COVID-19). Традиция стажировок для педагогов и администрации Школы зародилась несколько лет назад в рамках сотрудничества с немецким агентством Agentur fur internationale Bildungszusammenarbeit e.V. (Агентство международного сотрудничества по развитию образования), реализующим программу Erasmus+ (программа Европейского союза, направленная на поддержку в области образования, профессионального обучения, молодежи и спорта).

Такие стажировочные программы дают возможность школе выстроить собственную программу развития с учетом международных ориентиров, вдохновляют педагогов на новые идеи, раскрывают новые горизонты, меняют мышление и стереотипы. За прошедшие три года специалисты школы прошли образовательные стажировки в странах Европы, посетив самые разнообразные детские сады и школы Германии, Швейцарии, Франции. Педагоги знакомились с практикой традиционных и вальдорфских школ, инклюзивных и лесных детских садов и других учебных заведений. В свою очередь и зарубежные педагоги проходили стажировки в школе №1998 «Лукоморье» с целью знакомства с опытом дошкольного образования Москвы.

Безусловно, такой стажировочный опыт обогащает обе стороны – как гостей, так и принимающих. Конечно, в России и Европе разные образовательные требования, разный менталитет, что отражается и в родительском отношении к работе педагогов, и самой работе воспитателей, и как результат, на реакции и отношении детей. Тем и ценней, что российские педагоги участвуют в зарубежных стажировках и видят, как может быть иначе. Так меняется сознание, угол зрения на привычные проблемы и возможные варианты их решения. Обмен опытом с зарубежными коллегами выступает эффективным генератором повышения качества дошкольного образования, способствует изменению образовательной среды для полноценного развития детей.

Благодаря подобным практическим стажировкам специалисты получают живое представление о системах образования других стран, получают ответы на интересующие их вопросы, берут на заметку педагогические изюминки и приемы, методики, с которыми знакомятся за время стажировок, делятся в ответ своими педагогическими приемами и мнениями, стажировки дают возможность посмотреть со стороны на образовательную среду, являясь эффективной формой повышения профессиональных компетенций.

Заключение. Качество дошкольного образования и профессиональная компетентность педагога.

От чего зависит качество ДОО (дошкольной образовательной организации)? От качества работы воспитателя? От отношений, которые сложились в коллективе? От условий, которые создает руководитель для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми? От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника? О.А. Сафонова считает, что качество образования – объект мониторинга в ДОО, состоящий из всех четырех составляющих, один из которых включает в себя такой показатель, как качество образовательного процесса, элементами которого выступают его содержание, организация, дети, педагоги, их взаимодействие (24).

Важнейший элемент системы обеспечения качества дошкольного образования – оценка качества психолого-педагогических условий реализации ООП ДО (Основная образовательная программа дошкольного образования). Это позволяет выстроить систему повышения качества вариативного, развивающего дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования посредством экспертизы условий реализации программы. Ключевым уровнем оценки качества дошкольного образования выступает уровень образовательного процесса, в котором непосредственно участвуют ребенок, его семья и педагогический коллектив организации. Повышать качество образования – общая задача педагогического коллектива. Большое значение при этом имеют внутренняя оценка функционирования системы образования в ДОО и принятие управленческих решений по ее улучшению. В соответствии с ФГОС ДО, в рамках реализации ООП педагогам необходимо анализировать индивидуальное развитие воспитанников в рамках педагогической диагностики для индивидуализации образования, предполагающей поддержку ребенка, построение его индивидуальной траектории, а также при необходимости коррекцию развития воспитанников в условиях профессиональной компетенции педагогов; оптимизации работы с группой детей и проектирования педагогического процесса (9).

Но показатели качества дошкольного образования ни в коем случае не должны сводиться лишь к результатам, демонстрируемым ребенком. Так, в национальном исследовании персонала дошкольных образовательных учреждений, в котором использовались различные методы оценки качества дошкольного образования, была показана положительная взаимосвязь между развитием ребенка и профессионализмом, и позитивным поведением педагога. Например, если воспитатели больше взаимодействовали с детьми, последние чаще оказывались вовлеченными в целенаправленную деятельность (6).

Нормативные требования к профессиональной деятельности находят отражение в квалификационной характеристике воспитателя. В ее структуру входят базовые знания, умения, навыки, необходимые и достаточные для того, чтобы успешно действовать. Очевидно, что в динамичном, развивающемся обществе невозможно раз и навсегда достичь нужного уровня квалификации. Отсюда вытекает необходимость повышения квалификации как формы ценностно-смыслового, содержательного и технологического обогащения системы профессиональной деятельности (14). В. Титце подчеркивает: «Для обеспечения высокого уровня качества образования нам нужны педагоги с самой качественной профессиональной подготовкой, которые уважают индивидуальность и уникальность каждого ребенка, хорошие общие условия, которые должны быть обеспечены со стороны государства и учредителей ДОО, а также инструменты для оценки качества и инструменты для развития качества. Крайне важно не только проводить оценку качества, например, с каким-то определенным интервалом, но и заниматься развитием качества на постоянной основе» (25).

Литература

  1. Акутина С.П. Проблема готовности педагогов к работе с детьми с особенностями в развитии // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – №1.
  2. Асаева И.Н. Основные проблемы и направления развития профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – №4 – С. 36–41.
  3. Белоусова О.А., Волкова Т.В., Федюшина Э.Е., Кулыбышева И.М. Двухсторонние стажировки – незаменимый опыт. Роль международного сотрудничества // УГ Москва. – 2020. – №36.
  4. Белоусова О.А., Волкова Т.В., Федюшина Э.Е., Кулыбышева И.М. Международные стажировки как генератор перемен и развития дошкольной образовательной среды // Практическое приложение к журналу «Современное дошкольное образование». – 2020 – №13 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sdo-journal.ru/journalpril/oa-belousova-tv-volkova-ee-fedyushina-im-kulybysheva-mezhdunarodnye-stazhirovki-kak-generator-peremen-i-razvitiya-doshkolnoj-obrazovatelnoj-sredy.html?fbclid=IwAR0RA8M57_m2rRg97i6Gt9u27Z_OMjcenv1G2CS0dRk7mCC-4JrWRTmHyIQ
  5. Веракса Н.Е. Качество дошкольного образования – ресурс развития // Современное дошкольное образование. – 2011. – №3.
  6. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Оценка качества дошкольного образования: зарубежный опыт // Современное дошкольное образование. – 2011. – №3.
  7. Волкова Т.В. Современная образовательная среда ДОО. Российская и зарубежная практика. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 112 с. (Управление детским садом.)
  8. Волкова Т.В., Калабушкина С.В., Мансарлийская Л.Ф. Трудности и возможности взаимодействия педагогов дошкольной ступени со школой в едином образовательном комплексе. На примере опыта школ Москвы // Современное дошкольное образование. – 2021. – №17 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sdo-journal.ru/journalpril/volkova-tv-kalabushkina-sv-mansarlijskaya-lf-trudnosti-i-vozmozhnosti-vzaimodejstviya-pedagogov-doshkolnoj-stupeni-so-shkoloj-v-edinom-obrazovatelnom-komplekse-na-primere-opyta-shkol-moskvy.html?fbclid=IwAR3CWweUr96zELcls40glN0SHkgRB00llzvlY0SGq8bWe1bNRfm-t4iRkSM
  9. Волкова Т.В., Мансарлийская Л.Ф. Оценка качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 112 с.
  10. Волкова Т.В., Прочухаева М.М. Организация инклюзивной образовательной среды в ДОО: Учеб.-метод. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2019.
  11. Волкова Т.В., Хенчель Т. Инклюзия как прогрессивная составляющая качества дошкольного образования (сравнительный анализ российской и немецкой инклюзивных образовательных практик) // Понятийный аппарат педагогики и образования: сборник научных трудов / Отв.ред. М.А. Галагузова. – Екатеринбург, 2020. – Вып. 12. – С. 207–217.
  12. Волкова Т.В., Хенчель Т. Пути реализации инклюзии. Примеры инклюзивной и социально-психологической практики в системе образования Германии // Современное дошкольное образование. – 2020. – №2(98). – С. 38–50. DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10067
  13. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2003. – 176 с.
  14. Колесникова И.А. Основы технологической культуры педагога. – СПб., 2003.
  15. Круглый стол «Профессиональный стандарт педагога. Повышение квалификации и переподготовка педагога ДОО» // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №3. – С. 22–27.
  16. Кузьмина О.С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук (13.00.08). – Омск, 2015. – 23 с.
  17. «Лукоморье»: школа равных возможностей на Борисовский прудах. Интервью с О.А. Белоусовой // Управляющий совет образовательной организации. Сегодня. Завтра. Послезавтра. – 2018. – №7.
  18. Нужны ли педагогу знания по возрастной физиологии? / Интервью с М.М. Безруких // «Вести образования», 2019 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vogazeta.ru/articles/2019/3/28/teacher/6831-nuzhny_li_pedagogu_znaniya_po_vozrastnoy_fiziologii
  19. Педагогическая физиология: учебное пособие / Под ред. М.М. Безруких – М.: Форум, 2013.
  20. Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 №584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71331038/
  21. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/
  22. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544нот 5 августа 2016 г. № 422н.
  23. 23. Российской системе дошкольного образования необходим качественный трудовой ресурс / Интервью с Т.В. Волковой // Образовательный портал «Педсовет» 2018, [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pedsovet.org/beta/article/rossijskoj-sisteme-doskolnogo-obrazovania-neobhodim-kacestvennyj-trudovoj-resurs
  24. Сафонова О.А. Независимая оценка качества образования в дошкольной образовательной организации: метод. пособие. – Н. Новгород, 2016.
  25. Титце В. Развитие и обеспечение качества образования в дошкольных образовательных организациях – это постоянный, цикличный процесс // Современное дошкольное образование. – 2018. – №3.
  26. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  27. Шеридан С. Повышение качества образования за счет развития профессионализма педагогов // Современное дошкольное образование. – 2011. – №3.
  28. Oberhuemer, P. & I. Schreyer (eds.). 2018. Early Childhood Workforce Profiles in 30 Countries with Key Contextual Data. Munich. ISBN 978-3-00-060262-7 (1285 pages) www.seepro.eu
  29. Volkova, T. 2017. “Russian Federation – ECEC Workforce Profile.” In Workforce Profiles in Systems of Early Childhood Education and Care in Europe, edited by P. Oberhuemer and I. Schreyer. www.seepro.eu/English/Country_Reports.htm
  30. Volkova, T. 2017. “Russian Federation – Key Contextual Data”. In Workforce Profiles in Systems of Early Childhood Education and Care in Europe, edited by P. Oberhuemer and I. Schreyer. www.seepro.eu/English/Country_Reports.htm
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.