ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

О.А. Белоусова, Т.В. Волкова, Э.Е. Федюшина, И.М. Кулыбышева. Международные стажировки как генератор перемен и развития дошкольной образовательной среды

Полный текст

Белоусова Ольга Андреевна – директор ГБОУ города Москвы «Школа №1998 «Лукоморье»

Волкова Татьяна Валерьевна – руководитель образовательных и международных программ, научный сотрудник лаборатории возрастной психофизиологии и диагностики развития ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования»

Федюшина Эльвира Евгеньевна – педагог дополнительного образования, ответственный за работу объединений дополнительного образования ГБОУ города Москвы «Школа №1998 «Лукоморье»

Кулыбышева Инна Михайловна – педагог-организатор дополнительного образования ГБОУ города Москвы «Школа №1998 «Лукоморье»

Традиция обучения за границей зародилась еще во времена царствования Бориса Годунова. Более 400 лет назад по его указу московские дворяне впервые поехали набираться зарубежного опыта в европейские страны. Первый опыт оказался неудачным, но стажировочные программы начали успешно развиваться с момента издания Петром I указа об обучении дворянской молодежи за рубежом.

В наши дни стажировка стала неотъемлемой частью обучения специалистов и одной из форм повышения квалификации.

Стажировки для педагогов и администрации московской школы №1998 «Лукоморье» зародились несколько лет назад в рамках сотрудничества с немецким агентством Agentur fur internationale Bildungszusammenarbeit e.V. («Агентство международного сотрудничества по развитию образования»), реализующим программы ERASMUS+ (программа Европейского союза, направленная на поддержку в области образования, профессионального обучения, молодежи и спорта на период с 2014 по 2020 гг.). Такие программы дают возможность школе выстроить собственную программу развития с учетом международных ориентиров, вдохновляют творческими идеями, раскрывают новые горизонты, меняют мышление и стереотипы. Ведь самым ценным в стажировке является умение увидеть опыт коллег не только с позиции «как здорово!», но проанализировать, выбрать лучшее и приемлемое для себя, и самое сложное – воплотить затем в собственной практике.

За прошедшие три года школа и принимала у себя немецких педагогов, делясь опытом, и специалисты школы ездили на образовательные стажировки в Европу, посетили разнообразные детские сады и школы Германии, Швейцарии, Франции, познакомившись с практикой традиционных и вальдоровских школ, инклюзивных и лесных детских садов и др. Например, побывали в вальдорфской школе в Базеле Бирсфелден, инклюзивном детском саду «Hand in hand» в Кёпенике, Kita Marchenland и Лесном детском саду Kindergarten des StadtWaldkinder в Берлине, детском саду «Сказка» (Франкфурт-на-Майне).

В ходе образовательных стажировок целью сравнения двух образовательных систем ни в коем случае не является похвалить одну, и раскритиковать другую. Нельзя однозначно и категорично утверждать, что только одна из систем верная, интересная методологически корректная, а другая в корне не верна, нет. В каждой системе свои традиции, вышедшие, прежде всего из ментальности страны, которую они представляют, сложившимися историческими и педагогическими традициями; что-то может нравиться, что-то нет, что-то принимается на ура, что-то категорически отвергается, но то, что знакомиться с опытом педагогической практики другой страны полезно и интересно – бесспорно.

Если изначально не быть знакомым с системой дошкольного образования Германии, то совершенно непривычным для российского глаза покажется многое: свобода перемещения ребенка по зданию детского сада, свободный сон после обеда на матрацах на полу (хочешь-спи, не хочешь – играй, но не мешай другим!), развоз пищи воспитателями в группы, отсутствие со стороны воспитателей навязчивости в призывах завязать шнурки или надеть панамку (солнце ведь палящее!), отсутствие запретов и ограничений на прогулках – можно залезть на дерево и даже упасть оттуда, можно достать из рюкзачка настоящий маленький ножик и порезать огурчик для бутерброда. А можно и самим, как настоящие повара, приготовить еду или пойти всей группой в магазин для закупки продуктов. При более тесном знакомстве с системой образования становится понятным – все основывается на ориентирах, которые ставятся во главу угла в воспитании маленького гражданина.

Различия между дошкольным образованием в России и Германии обусловлены двумя важными моментами: образовательной программой и уровнем ответственности родителей за воспитание ребёнка. В берлинской программе дошкольного образования прописаны компетенции, которые должны поощрять воспитатели. Например, компетентность ребёнка по отношению к самому себе – уверенность и уважение к себе, любознательность, инициативность и исследовательский интерес.

 

Ключевая составляющая в системе дошкольного образования Германии – формирование и развитие самостоятельности, зоны ответственности ребенка, формирование навыков коммуникации, приспособления/выживания в разных ситуациях, умения принимать других, толерантно взаимодействовать, познавать и воспринимать разнообразие мира. Нет отгораживания детей от реального мира, от его правил, возможностей и рисков. Педагоги делают установку не на запреты, а на правила, создаётся меньше тепличных условий, чем для детей в российской системе дошкольного образования. Коммуникация, социализация, самообучение – три кита дошкольной ступени немецкой системы образования.

Главное, чему обучают детей в немецких детских садах, – это самостоятельность. Воспитание самостоятельности и подготовка ко взрослой жизни с самого раннего возраста – вот что наиболее удивило всего и вызвало неподдельное восхищение московских педагогов.

 

Директор ГБОУ города Москвы «Школа №1998 «Лукоморье» Белоусова Ольга Андреевна так описывает разницу между дошкольным образованием в России и Германии: «Формирование самостоятельности у ребёнка – главная задача немецкого детского сада. Российские дети часто не видят реального мира, они не знают его правил и рисков. Разница в приоритетах колоссальная. У нас акцент на комфорт, в Германии – на развитие ребёнка. Нужно искать пути, как не совершая революций, воплотить у нас лучшие практики».

Нельзя научить самостоятельности, если изо дня в день выполнять за ребенка ту работу, которую он может сделать сам. Поэтому и крючки для одежды в шкафчиках ясельных групп закреплены на таком уровне, чтобы ребенок смог сам повесить и снять свою одежду.

Воспитание самостоятельности и приспособленности к жизни происходит на всем протяжении пребывания ребенка в саду, в том числе и во время прогулок. Так, лесные прогулки в Kindergarten des StadtWaldkinder помогают детям понимать, например, что плохо подходящий рюкзак, развязанный шнурок или камень в обуви затрудняет ходьбу. Дети сами решают, когда и с какой скоростью они будут двигаться вверх по склону или сбегать вниз, учатся чувствовать и управлять равновесием при раскачивании на деревьях. Они учатся реагировать на холод или тепло, самостоятельно снимая или надевая одежду.

 

Выпускнику немецкого детского сада совсем необязательно уметь писать или считать – этому его научат в школе. Но вместе с воспитателями дети могут пойти в магазин, чтобы купить продукты, узнать, сколько они стоят, сравнить цены, обратить внимание на срок годности. Каждый выпускник детского сада знает, что он может надеяться на собственныее силы и всегда рассчитывать на поддержку со стороны взрослых, что взрослые ценят его достижения и доверяют его способностям.

Ответственность за воспитание ребенка целиком лежит на плечах родителей. Как и ответственность за получение травмы во время пребывания в детском саду. Впрочем, понятия «травматизм» в немецких детских садах просто нет – медицинская страховка в сочетании с системной работой по объяснению правил решает все проблемы. Но и в самих детских садах все пространство оборудовано так, чтобы ребенок мог самостоятельно безопасно передвигаться – не прищемив пальцы дверью, не ударившись об угол стола, не поскользнувшись на ступеньках. И в этом смысле российской системе образования есть чему поучиться и что перенять.

За ушибы, травмы наказание педагог в Германии не понесет, если, конечно, не выйдет из сада и не оставит детей одних. А все остальное – зона ответственности ребенка. Принять это людям с российским менталитетом непросто, и прежде всего родителям. А значит важна работа с родителями, их максимальное вовлечение в процесс развития и воспитание ребенка.

 

Первое посещение немецких дошкольных учреждений было для педагогов неким «шоком»: удивляло многое, в том числе и моменты режима дня, связанные с «тихим» часом. Было непривычно и странно, что дети спят на матрацах прямо на полу. Еще более странным показалось то, что спят в одежде, в которой только что пришли с улицы, иногда даже в обуви. На реакции, безусловно, сказывается чисто российский менталитет и воспитание: спать нужно обязательно в спальне на кровати, в специальной одежде и уж, конечно, не в ботинках.

План работы педагогов в немецких детских садах состоит не из выдержек задач и содержания из образовательной программы или методического пособия, а составляется всеми педагогами, участвующими в педагогическом процессе на день в «живом», неформальном виде, то есть не фиксируется на бумаге и не хранится как свидетельство профессиональной деятельности педагогов. Результаты планирования педагогических действий – в результатах развития каждого ребенка. А уже данные о ситуации в развитии ребенка фиксируются в ежедневных наблюдениях. Интересен опыт немецких детских садов в организации диагностики детских достижений – это портфолио воспитанника: фотографии, рисунки, высказывания, творческие работы ребёнка.

Организация органичного образовательного пространства, как для особых детей, так и для нормотипичных – задача и работа воспитателя. В Германии совершенно иной взгляд на инклюзию, организацию и реализацию инклюзивной среды, которая не существует сепаратно, не относится к какому-то особому направлению образования, а является естественной составляющей жизни общества, и общей педагогической концепции. То есть инклюзия в широком смысле. Педагогам необходимо понимать, что инклюзия – это не подведение к какому-то стандарту, а развитее способностей детей (в рамках их (детей) возможностей) и поддержка. Разные возможности, но равные права, когда не подгоняют под стандарт, а следуют за интересами и возможностями ребенка.

Российские эксперты много говорят о заорганизованности российского дошкольного образования: дети не играют в те игры, которые хотят, не умеют организовывать свое пространство, вместо них все решают взрослые, развитие самостоятельности не происходит. Все инновации сводятся к технологизации или добавлению тех предметов, которые детям в реальной жизни никогда не пригодятся.

Московские специалисты увидели на практике через опыт немецких коллег, как можно избежать заорганизованности и развить самостоятельность детей. Прежде всего – предлагать разнообразную практическую деятельность, в которой ребенок учится быть самостоятельным. Важно, чтобы дети сами выбирали, во что будут играть, хотя идею или тему игры может «подкинуть» воспитатель. Он остаётся сторонним наблюдателем, своего рода регулировщиком. Если между детьми в процессе игры возникает конфликт, воспитатель не спешит вмешиваться, но обязательно разберёт конфликт вместе с детьми. Необходимо учить детей разбираться в ситуации, решать проблемы и принимать решения, не навязывая свою точку зрения.

Важно выстроить внутреннее пространство таким образом, чтобы ребёнок развивался без насилия со стороны воспитателей, но под их контролем и руководством.

Было интересно отметить в работе немецких педагогов, как важно уметь работать с правилами – системно и постоянно. Принцип объяснения правил действует во всей системе немецкого дошкольного образования, и воспитатели работают изначально именно с ним, а не с запретом. Уже с самого раннего детства детей приучают к тому, что можно брать, что нельзя, чем можно пользоваться одному, без взрослого, а чем нельзя.

Было бы неверно относиться к любому опыту некритически, и не всегда нужно перенимать то, что понравилось без учета собственных условий, ресурсов, традиций. А главное, нужно понимать цель: зачем мы это делаем?

После стажировки пришло осознание, какую роль в развитии самостоятельности ребенка и его подготовки к жизни играет работа с правилами. Педагоги школы стали уделять этой работе больше внимания, сделали ее системной во всех четырех дошкольных учрождениях комплекса.

Детям старшей группы в экспериментальном порядке разрешили самостоятельно передвигаться по детскому саду, наблюдая за ними и контролируя «из-за угла». Для того, чтобы эксперимент прочно вошел в дошкольную жизнь, была полностью переоборудована пространственная развивающая среда в трех группах: мебель в них стала трансформируемой, полифункциональной, безопасной и доступной. Еще несколько групп готовы подхватить эксперимент – скоро и у них появится такая мебель.

Для того, чтобы у детей было больше возможности для различного вида игровой деятельности, в группах было расширено игровое пространство, созданы строительные комнаты Lego.

– Одним из значимых итогов стажировок мы считаем создание групп с ранним изучением английского языка. Немаловажную роль в этом оказало знакомство с опытом билингвального русско-немецкого детского сада «Сказка» (Франкфурт-на-Майне). В сентябре 2020 года первые выпускники этих групп уже придут в первый класс нашего комплекса. Это наша гордость, – делится педагог-организатор дошкольного образования ГБОУ города Москвы «Школа №1998 «Лукоморье» И.М. Кулыбышева

Можно смело утверждать, что обмен опытом с немецкими коллегами выступает эффективным генератором повышения качества дошкольного образования, способствует изменению образовательной среды для полноценного развития детей.

Конечно, в России и Европе разные образовательные требования, разный менталитет, что отражается и в родительском отношении к работе педагогов, и самой работе воспитателей, и как результат, на реакции и отношении детей. Тем и ценней, что российские педагоги участвуют в зарубежных стажировках и видят, как может быть иначе. Так меняется сознание, угол зрения на привычные нам проблемы и возможные варианты их решения.

Руководитель агентства Agentur fur internationale Bildungszusammenarbeit e.V. («Агентство международного сотрудничества по развитию образования», Германия) Томас Хенчель отмечает: «За годы сотрудничества с образовательными учреждениями и управляющими организациями системы российского, и в частности московского образования, накоплен большой опыт совместной работы, трансляции инновационных практик, научной и педагогической деятельности, и как важно продолжать сотрудничество, позволяющее обогащать образовательные системы двух стран, помогающее модернизировать образовательный процесс».

По мнению участников стажировки, практика такого международного сотрудничества, обмена опытом важна и полезна, так как даёт возможность посмотреть со стороны на образовательную среду, принять участие в совместных проектах, помогает педагогам расширять образовательные горизонты.

Такой стажировочный опыт обогащает обе стороны – как гостей, так и принимающих. Благодаря подобным практическим стажировкам специалисты получают живое представление о системах образования других стран, получают ответы на интересующие их вопросы, берут на заметку педагогические изюминки и приемы, методики, с которыми знакомятся за время стажировок, делятся в ответ своими педагогическими приемами и мнениями, стажировки дают возможность посмотреть со стороны на образовательную среду, являясь эффективной формой повышения профессиональных компетенций.

Умение быть открытыми к диалогу, учиться друг у друга, узнавать и применять в работе новое и актуальное – основные задачи таких стажировок. Именно на живом, искреннем взаимодействии и строятся настоящие партнер­ские отношения и сотрудничество, когда обмен опытом осуществляется не для галочки, а для реального применения в своей профессиональной деятельности.

Литература

1. Волкова Т.В., Мансарлийская Л.Ф. Оценка качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 112 с.

2. Волкова Т.В., Хенчель Т. Пути реализации инклюзии. Примеры инклюзивной и социально-психологической практики в системе образования Германии // Современное дошкольное образование. – 2020. – №2(98). – С. 38–50. DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10067

3. Волкова Т.В., Прочухаева М.М. Организация инклюзивной образовательной среды в ДОО: Учеб.-метод. пособие. – М.: ТЦ СФЕРА, 2019

4. Волкова Т.В. Организация работы в разновозрастной дошкольной группе. Отечественная и зарубежная практика // Современное дошкольное образование. – 2018. – №5(87).

5. Волкова Т.В. Как воспитать счастливого ребенка. Особенности дошкольного образования Германии // Школьный психолог. – 2015. – №10 (535)

6. Хенчель Томас, ВолковаТ.В. Особен­ности современной дошкольной образовательной среды: опыт Германии // Практическое приложение к журналу «Современное дошкольное образование». – 2019 – №20 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sdo-journal.ru/journalpril/tomas-henchel-tv-volkova-osobennosti-sovremennoj-doshkolnoj-obrazovatelnoj-sredy-opyt-germanii.html?fbclid=IwAR1gShtBKtczD7Sd2qiLBCtn8y7bT5-jzPF-Bl11GDs2YEE0HszfHGDwK98

7. Федюшина Э.Е. Дошкольное образование Германии: каким увидел его редактор Педсовета. Образовательный портал «Педсовет». – 2018 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pedsovet.org/beta/article/doskolnoe-obrazovanie-germanii-kakim-uvidel-ego-redaktor-pedsoveta

8. Федюшина Э.Е. Детские сады Германии глазами редактора Педсовета. Образовательный портал «Педсовет». – 2018 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pedsovet.org/beta/article/detskie-sady-germanii-glazami-redaktora-pedsoveta

9. Федюшина Э.Е. Детский сад «Сказка» во Франкфурте: как сохранить русско-немецкий баланс. Образовательный портал «Педсовет». – 2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pedsovet.org/beta/article/detskij-sad-skazka-vo-frankfurte-kak-sohranit-russko-nemeckij-balans

10. Хенчель Томас. Детский сад в Гер­ма­нии: коротко о главном. Образовательный портал «Педсовет». – 2018 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pedsovet.org/beta/article/detskij-sad-v-germanii-korotko-o-glavnom?fbclid=IwAR0qKgna6bRh_SVP1z1g4VAGyJCOzRAfc1rCvlMQS7mMPJOMFT_v4PJchwQ

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.