Бочарова Марина Викторовна, воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 54», г. Северск, Томская область
Общение педагогов и родителей в детском саду проходит в таких формах, как педагогические беседы, тематические консультации, групповые собрания. Они актуальны, но их содержание и стиль проведения нуждаются в обновлении. К сожалению, истинный смысл собрания – встретиться, чтобы вместе поговорить о проблемах и найти способы их решения, узнать о достижениях детей – нередко искажается.
Собрание превращается в монолог ведущего в воспитании детей специалиста. При проведении собрания мы зачастую «из лучших побуждений» воздействуем на родителей воспитанников и не замечаем, что используем в своем выступлении слова-«распоряжения», приказы («нужно», «должны», «сделайте»), не располагающие к доверительному общению. Слушатели воспринимают такой монолог как нотацию. Выступление перед родителями с докладом не лучший способ разговора о воспитании ребенка. Нам, современным специалистам детского сада, необходимо учиться слушать, слышать и понимать родителей, передавать информацию разными способами, способствовать установлению обратной связи с родителями, использовать новые информационные технологии и активно внедрять их в нашу работу.
Лично меня волнует вопрос: какими должны быть взаимоотношения воспитателя и родителей? Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в детский сад, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на воспитателей, а сами должны лишь контролировать и оценивать действия специалистов ДОУ, не участвуя в самом воспитательно-образовательном процессе. Вместе с тем, ни для кого не секрет, что в дошкольном возрасте именно родители оказывают самое большое влияние на развитие ребенка, и если они не будут интересоваться тем, как протекает этот процесс, сотрудничать с воспитателями, наши усилия могут оказаться напрасными. Поэтому мы ищем новые формы и методы работы с родителями.
Диалог – это шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, среда для обмена духовными ценностями, эмоциями, опытом, знаниями. Педагог, ведущий диалог, не диктует, не навязывает свою точку зрения, а дает возможность каждому родителю принять участие в обсуждении актуальных проблем воспитания и образования.
Многие родители стремятся развивать своего ребенка, но не всегда понимают возможности возраста, часто завышают требования. Поэтому мы видим свою задачу в том, чтобы помочь родителям сориентироваться в огромном потоке информации.
Более 12 лет я работаю с детьми раннего возраста. Социологическое обследование семей воспитанников нашей группы показало, что в девяти семьях детский сад посещает первый ребенок, в пяти семьях – второй, в четырех семьях – третий ребенок. Проведя огромную предшествующую работу, мы глубоко изучили состав семей. Узнали, какие у ребенка любимые игрушки, в какие игры играют, какие книжки читают родители своим детям. Как дети относятся к малознакомым людям, есть ли у ребенка определенные привычки.
Первое собрание прошло у нас в августе. На нем произошло взаимное знакомство. Мы познакомили родителей с планами и задачами, которые предстоит нам осуществить в учебном году, чем будем заниматься с ребятишками, чему предстоит их научить. В ходе собрания родители задавали очень много вопросов: как дети кушают и какое в детском саду меню, где и как дети спят, какими игрушками играют. Многие родители спрашивали, почему в детском саду дети раньше и быстрее начинают говорить. Но самый главный вопрос – а как же мой ребенок привыкает к детскому садику, чем он занимается, как себя ведет? И мы предложили: «Давайте сделаем видеоматериал о пребывании детей в нашей группе». На что родители с большим интересом согласились.
Прежде чем начать работу, получили согласие всех родителей на видео- и фотосъемку детей. Мы предложили обсудить адаптацию детей не в форме родительского собрания, а как-то иначе. Так у нас появился клуб «Молодая семья», участниками которого стали родители и педагоги.
Предварительно мы собрали вопросы, которые задавали родители – как научить ребенка играть с другими детьми и что необходимо делать, чтобы ребенок быстрее заговорил. Посоветовавшись с учителем-логопедом, определили содержание второго заседания – «Развитие речи детей 2-го года жизни». Учитель-логопед много внимания уделяет группам раннего возраста – дает рекомендации, советы, выпускает для групп раннего возраста журнал «Логоша». Его профессиональный интерес – в ранней профилактике речевых нарушений у детей. Поэтому определилась взаимная заинтересованность специалистов ДОУ и родителей.
В свою очередь педагог-психолог посоветовала на третьем заседании клуба не просто рассказать родителям, как играть, но и в какие игры играть, как это лучше организовать, что развивает игра, какие игрушки необходимы ребенку сейчас и в ближайшем будущем.
Общение воспитателя и родителей в непринужденной обстановке способствует повышению заинтересованности родителей, обеспечивает повышение их педагогической культуры и уровень семейного воспитания. В отличие от родительских собраний, в основе которых лежит назидательно-поучительная форма общения, наш клуб строит отношения с родителями на принципах добровольности, личной заинтересованности. Нас объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку.
Цель работы клуба: приобщать родителей к процессу развития ребенка путем организации содержательного общения с ними в условиях семьи; создавать пространство для обмена опытом, повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей.
Основные задачи работы клуба:
Мы запланировали три заседания клуба в год. В качестве примера приведу конспекты заседаний клуба «Молодая семья».
Тема: Адаптация детей в детском саду.
Место проведения: развивающий центр «Смышленыш».
Дата: октябрь 2022 г.
Ведущие: воспитатели, методист.
Цель: укрепление контакта между педагогами и родителями, создание доверительных отношений. Подведение итогов адаптации детей, используя видеоматериалы, обмен опытом семейного воспитания.
Материал: ручки и листы для заметок, видеоматериалы, ноутбук, проектор, экран.
I часть. Игра «Знакомство».
Цель игры. Познакомить участников встречи друг с другом, создать атмосферу эмоциональной комфортности.
Правила игры. Участникам предлагается выбрать собеседника и в течение 5 минут вести беседу с малознакомым человеком. Ведущий может рекомендовать тему для знакомства (профессия и семья, мои интересы и семейные увлечения). В игре участвуют не только родители, но и педагоги. По окончании беседы, вернувшись на свои места (или в круг), каждая пара представляет друг друга. Ведущий обобщает результаты презентации.
II часть. Итоги адаптации. Просмотр видеозаписей.
Воспитатели группы подводят итоги адаптации. Дают характеристику легкой, средней, тяжелой степени адаптации.
Просмотр видеоматериалов, иллюстрирующих разные степени адаптации. В ходе просмотра воспитатель отмечает успехи и трудности, с которыми столкнулись дети в период адаптации.
III часть. Обсуждение вопросов:
1. Готов ли был ваш ребенок к детскому саду: умение пользоваться горшком, умение держать ложку, умение самостоятельно есть густую пищу.
2. Соблюдаете ли вы режим дня дома?
3. Легко ли ваш ребенок сейчас заходит в группу?
4. Что вас тревожит, пока ребенок в детском саду?
Резюме. Итак, дорогие родители, адаптация ваших детей в группе успешно завершилась. Наша ближайшая задача – способствовать речевому, познавательному и личностному развитию детей. Об этом мы поговорим на следующих заседаниях нашего клуба.
Тема: Речевое развитие детей 2-го года жизни.
Место проведения: Развивающий центр«Смышленыш».
Дата: январь 2023 г.
Ведущие: воспитатели, учитель-логопед.
Цель: расширение знаний родителей об особенностях развития речи детей раннего возраста, методах и приемах ее активизации. Укрепление контакта между педагогами и родителями, создание доверительных отношений.
Материал: ручки и листы для заметок, слайдовая презентация, ноутбук, проектор, экран.
Показатели речевого развития ребенка раннего возраста (1 год; 1,3; 1,6; 1,9; 2; 2,3; 2,6; 3 года), Рекомендации по проведению артикуляционной и мимической гимнастики (1-4года)
I часть.
Звучит запись с речью ребенка. Речь непонятная.
Вот так говорят наши дети на сегодняшний день. Всё ли вам понятно? Давайте сегодня поговорим о том, почему же большое значение необходимо уделять раннему началу обучения речи. Главная роль в развитии познавательных способностей и речи принадлежит родителям. Только от вашей наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки зависит, будут ли у вашего малыша трудности с речью.
Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. Не случайно психологи называют этот возрастной промежуток «годами чудес». В это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в этот период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда. «Критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в этом возрасте не было уделено должного внимания развитию речи малыша, то в дальнейшем потребуется достаточно много усилий, чтобы наверстать упущенное. Мы должны помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, мы с вами способствуем развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливаем условия для успешного обучения в школе. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.
Мне бы хотелось рассказать, как мы в группе работаем над развитием речи в столь раннем возрасте. (Слайдовая презентация)
Наше занятие – непосредственно образовательная деятельность проходит всего 8–10 минут. И за этот короткий промежуток времени всего не успеешь сделать. Основная работа по развитию речи проходит в игровой форме во всех режимных моментах.
II часть. Учитель-логопед.
По страницам журнала «Логоша». Показ журнала, его рубрик.
Практикум по отработке артикуляционных упражнений с родителями.
III часть
Родители участвуют в обсуждении ситуаций (Как родители могут развивать речь детей в разных ситуациях).
Цель: ориентируем родителей на то, что, развивая речь детей, мы расширяем словарный запас, знакомим с глагольными, описательными и сравнительными выражениями: водичка холодная и горячая, дом построили большой или маленький, мыло душистое, пена белая. Когда мы предлагаем ребенку сдуть снежинку, пушинку, мыльный пузырь или пену с ладошки, мы выполняем упражнение на правильное дыхание. Учим ребенка дуть, вытягивая губки трубочкой. Предлагаем малышам сказать, как машина едет (би-би-би), водичка капает (кап-кап-кап) –выполняем звукоподражание.
Играем в кубики.
По дороге в детский сад.
Игры в ванне.
Предложить родителям озвучить свои примеры таких ситуаций.
Хотелось предложить вам в качестве подсказки «Показатели речевого развития ребенка раннего возраста» и «Рекомендации по проведению артикуляционной и мимической гимнастики».
Надеемся, что наше сотрудничество будет продолжаться и дальше. Успехов нам всем!
Тема: «Игрушка и игра для детей раннего возраста».
Место проведения: Развивающий центр «Смышленыш», группа.
Дата: март 2023 г.
Ведущие: воспитатель, педагог-психолог.
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах познавательного и личностного развития детей посредством игровых ситуаций. Продолжать укрепление контакта между педагогами и родителями, развитие доверительных отношений.
Материал: ручки и листы бумаги для заметок, видео- и фотоматериалы, ноутбук, проектор, экран, игрушки или картинки с нарисованными игрушками, ткань 15x15 см, нитки.
I часть
Коммуникативная игра. Воспитатель предлагает родителям описать свою любимую игрушку 2–3 предложениями (передаем мячик по кругу). Почему она вам запомнилась? Чем она вам дорога?
Цель игры: настроить родителей на общение в группе, обсуждение ценности разных игрушек. На основе высказываний подвести родителей к пониманию актуальной ценности игрушки для конкретного ребенка.
II часть
Воспитатель: Как изменились игрушки в современном мире? Хорошо это или плохо? Сегодня мы поговорим о том, какие игрушки необходимы малышам, в какие игры начинают играть дети, и какие качества мы развиваем у детей посредством игры.
Практическое задание с использованием интерактивной доски. Проводит педагог-психолог.
«Выбери игрушку для своего ребенка»
Цель игры: сориентировать родителей в выборе игрушек согласно интересам ребенка, его возрастным особенностям и зоне его ближайшего развития.
На доске нарисованы фигуры девочки и мальчика. Написаны слова (или подобраны картинки): мячик, кукла, машинка, посуда, кастрюля, молоток, мозаика, пирамидка, сотовый телефон, раскраски. пазлы, мягкая игрушка…
Как можно обогатить игру ребенка с данной игрушкой? Какие игровые ситуации можно придумать с этой игрушкой, и как это будет содействовать познавательному и личностному развитию детей.
Родители привлекаются к обсуждению, высказывают свои мнения.
III часть
Просмотр видео «Дети играют в группе».
Предварительно родителей просим обратить внимание на то, какие игрушки используют дети, что они умеют – манипуляции с предметами, цепочка действий, простые действия с куклой, машинкой. В чем выражается взаимодействие детей в игре.
IV часть. «Игрушка из ничего».
Из чего можно сделать игрушку ребенку?
Обмен опытом между родителями.
Предлагаем сделать игрушку из носового платка или из ниток. Мастер-класс.
V часть
В группе. Обращаем внимание родителей на то, как расположены игрушки (Доступно для детей, зонированы. Для чего это делается?).
Предлагаем родителям выбрать игрушки, или предметы, которые знакомили бы детей в игровой форме с
Обоснуйте ваш выбор. Самый интересный вариант отмечается «призом».
Понимание речи
– когда кто-то уходит,
– когда уходит сам.
– играет в «ладушки»,
– показывает, как что-то летает (машет руками),
– показывает, что делает кто-то (сидит, лежит),
– прячется, играя в «ку-ку»,
– «вытирает» нос платком,
– «вытирает» лицо, прикладывая полотенце.
Активная речь (8-12 произносимых слов)
Понимание речи
Активная речь (произносит до 20 облегчённых слов)
– в момент радости,
– при удивлении,
– констатируя знакомые явления,
– в процессе двигательной активности,
– по подражанию,
– по просьбе взрослого,
– в процессе своих игровых действий.
Понимание речи
Активная речь
Понимание речи
Активная речь.
Понимание речи
Активная речь (до 200-300 разнопроизносимых слов)
– по просьбе взрослого,
– самостоятельно (комментирует).
Из книги Е. Волосовой «Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели)». – М.: Линка-Пресс, 1999.
Что развивает игра? Посредством игры у ребенка развиваются память, мышление, внимание. Малыши знакомятся с величиной, цветом, формой, размером. Играя, ребенок учится бегать и прыгать. Выполнять простейшие танцевальные движения. А всё начинается с самой первой игрушки.
Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать глаза, уши, руки. И пока основная потребность – чувствовать тепло, первые игрушки малыша должны быть мягкими и теплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов– пластмассы, резины, хорошо мыться, быть легкими, хорошо если они будут звучащими.
Какие игрушки нужны для детей 2 лет? Очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель; пирамидки; мягкие пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребенка к аккуратности, самостоятельности, т.к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо если уже в этом возрасте у малыша будет свое игровое место в квартире, а у игрушек свой домик.
К 3 годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с четкой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребенку фигура – игрушка.
На этом возрастном этапе ребенок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии. Поэтому чаще всего ребенок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в «дочки-матери», «в папу и маму», в «магазин», в «доктора» и т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребенка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование – «бытовые игрушки» должны быть похожи на «оригинал» и быть достаточно прочными.
Ваша корзина пуста