ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Бочарова М.В. Работа с родителями в группе раннего возраста

№20 2022 Бочарова М.В. Работа с родителями в группе раннего возраста
Полный текст

Бочарова Марина Викторовна, воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 54», г. Северск, Томская область

Общение педагогов и родителей в детском саду проходит в таких формах, как педагогические беседы, тематические консультации, групповые собрания. Они актуальны, но их содержание и стиль проведения нуждаются в обновлении. К сожалению, истинный смысл собрания – встретиться, чтобы вместе поговорить о проблемах и найти способы их решения, узнать о достижениях детей – нередко искажается.

Собрание превращается в монолог ведущего в воспитании детей специалиста. При проведении собрания мы зачастую «из лучших побуждений» воздействуем на родителей воспитанников и не замечаем, что используем в своем выступлении слова-«распоряжения», приказы («нужно», «должны», «сделайте»), не располагающие к доверительному общению. Слушатели воспринимают такой монолог как нотацию. Выступление перед родителями с докладом не лучший способ разговора о воспитании ребенка. Нам, современным специалистам детского сада, необходимо учиться слушать, слышать и понимать родителей, передавать информацию разными способами, способствовать установлению обратной связи с родителями, использовать новые информационные технологии и активно внедрять их в нашу работу.

Лично меня волнует вопрос: какими должны быть взаимоотношения воспитателя и родителей? Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в детский сад, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на воспитателей, а сами должны лишь контролировать и оценивать действия специалистов ДОУ, не участвуя в самом воспитательно-образовательном процессе. Вместе с тем, ни для кого не секрет, что в дошкольном возрасте именно родители оказывают самое большое влияние на развитие ребенка, и если они не будут интересоваться тем, как протекает этот процесс, сотрудничать с воспитателями, наши усилия могут оказаться напрасными. Поэтому мы ищем новые формы и методы работы с родителями.

Диалог – это шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, среда для обмена духовными ценностями, эмоциями, опытом, знаниями. Педагог, ведущий диалог, не диктует, не навязывает свою точку зрения, а дает возможность каждому родителю принять участие в обсуждении актуальных проблем воспитания и образования.

Многие родители стремятся развивать своего ребенка, но не всегда понимают возможности возраста, часто завышают требования. Поэтому мы видим свою задачу в том, чтобы помочь родителям сориентироваться в огромном потоке информации.

Более 12 лет я работаю с детьми раннего возраста. Социологическое обследование семей воспитанников нашей группы показало, что в девяти семьях детский сад посещает первый ребенок, в пяти семьях – второй, в четырех семьях – третий ребенок. Проведя огромную предшествующую работу, мы глубоко изучили состав семей. Узнали, какие у ребенка любимые игрушки, в какие игры играют, какие книжки читают родители своим детям. Как дети относятся к малознакомым людям, есть ли у ребенка определенные привычки.

Первое собрание прошло у нас в августе. На нем произошло взаимное знакомство. Мы познакомили родителей с планами и задачами, которые предстоит нам осуществить в учебном году, чем будем заниматься с ребятишками, чему предстоит их научить. В ходе собрания родители задавали очень много вопросов: как дети кушают и какое в детском саду меню, где и как дети спят, какими игрушками играют. Многие родители спрашивали, почему в детском саду дети раньше и быстрее начинают говорить. Но самый главный вопрос – а как же мой ребенок привыкает к детскому садику, чем он занимается, как себя ведет? И мы предложили: «Давайте сделаем видеоматериал о пребывании детей в нашей группе». На что родители с большим интересом согласились.

Прежде чем начать работу, получили согласие всех родителей на видео- и фотосъемку детей. Мы предложили обсудить адаптацию детей не в форме родительского собрания, а как-то иначе. Так у нас появился клуб «Молодая семья», участниками которого стали родители и педагоги.

Предварительно мы собрали вопросы, которые задавали родители – как научить ребенка играть с другими детьми и что необходимо делать, чтобы ребенок быстрее заговорил. Посоветовавшись с учителем-логопедом, определили содержание второго заседания – «Развитие речи детей 2-го года жизни». Учитель-логопед много внимания уделяет группам раннего возраста – дает рекомендации, советы, выпускает для групп раннего возраста журнал «Логоша». Его профессиональный интерес – в ранней профилактике речевых нарушений у детей. Поэтому определилась взаимная заинтересованность специалистов ДОУ и родителей.

В свою очередь педагог-психолог посоветовала на третьем заседании клуба не просто рассказать родителям, как играть, но и в какие игры играть, как это лучше организовать, что развивает игра, какие игрушки необходимы ребенку сейчас и в ближайшем будущем.

Общение воспитателя и родителей в непринужденной обстановке способствует повышению заинтересованности родителей, обеспечивает повышение их педагогической культуры и уровень семейного воспитания. В отличие от родительских собраний, в основе которых лежит назидательно-поучительная форма общения, наш клуб строит отношения с родителями на принципах добровольности, личной заинтересованности. Нас объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку.

Цель работы клуба: приобщать родителей к процессу развития ребенка путем организации содержательного общения с ними в условиях семьи; создавать пространство для обмена опытом, повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей.

Основные задачи работы клуба:

  1. Наладить взаимодействие между педагогами и родителями.
  2. Помочь родителям адекватно оценивать своего ребенка (уровень развития, достижения, проблемы и пр.) и определять оптимальные пути взаимодействия с ним.
  3. Вовлекать родителей в жизнь детского сада.

Мы запланировали три заседания клуба в год. В качестве примера приведу конспекты заседаний клуба «Молодая семья».

1-е заседание клуба «Молодая семья»

Тема: Адаптация детей в детском саду.

Место проведения: развивающий центр «Смышленыш».

Дата: октябрь 2022 г.

Ведущие: воспитатели, методист.

Цель: укрепление контакта между педагогами и родителями, создание доверительных отношений. Подведение итогов адаптации детей, используя видеоматериалы, обмен опытом семейного воспитания.

Материал: ручки и листы для заметок, видеоматериалы, ноутбук, проектор, экран.

Ход заседания

I часть. Игра «Знакомство».

Цель игры. Познакомить участников встречи друг с другом, создать атмосферу эмоциональной комфортности.

Правила игры. Участникам предлагается выбрать собеседника и в течение 5 минут вести беседу с малознакомым человеком. Ведущий может рекомендовать тему для знакомства (профессия и семья, мои интересы и семейные увлечения). В игре участвуют не только родители, но и педагоги. По окончании беседы, вернувшись на свои места (или в круг), каждая пара представляет друг друга. Ведущий обобщает результаты презентации.

 

II часть. Итоги адаптации. Просмотр видеозаписей.

Воспитатели группы подводят итоги адаптации. Дают характеристику легкой, средней, тяжелой степени адаптации.

Просмотр видеоматериалов, иллюстрирующих разные степени адаптации. В ходе просмотра воспитатель отмечает успехи и трудности, с которыми столкнулись дети в период адаптации.

 

III часть. Обсуждение вопросов:

1. Готов ли был ваш ребенок к детскому саду: умение пользоваться горшком, умение держать ложку, умение самостоятельно есть густую пищу.

2. Соблюдаете ли вы режим дня дома?

3. Легко ли ваш ребенок сейчас заходит в группу?

4. Что вас тревожит, пока ребенок в детском саду?

Резюме. Итак, дорогие родители, адаптация ваших детей в группе успешно завершилась. Наша ближайшая задача – способствовать речевому, познавательному и личностному развитию детей. Об этом мы поговорим на следующих заседаниях нашего клуба. 

2-е заседание клуба «Молодая семья».

Тема: Речевое развитие детей 2-го года жизни.

Место проведения: Развивающий центр«Смышленыш».

Дата: январь 2023 г.

Ведущие: воспитатели, учитель-логопед.

Цель: расширение знаний родителей об особенностях развития речи детей раннего возраста, методах и приемах ее активизации. Укрепление контакта между педагогами и родителями, создание доверительных отношений.

Материал: ручки и листы для заметок, слайдовая презентация, ноутбук, проектор, экран.

Показатели речевого развития ребенка раннего возраста (1 год; 1,3; 1,6; 1,9; 2; 2,3; 2,6; 3 года), Рекомендации по проведению артикуляционной и мимической гимнастики (1-4года)

Ход заседания

часть.

Звучит запись с речью ребенка. Речь непонятная.

Вот так говорят наши дети на сегодняшний день. Всё ли вам понятно? Давайте сегодня поговорим о том, почему же большое значение необходимо уделять раннему началу обучения речи. Главная роль в развитии познавательных способностей и речи принадлежит родителям. Только от вашей наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки зависит, будут ли у вашего малыша трудности с речью.

Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. Не случайно психологи называют этот возрастной промежуток «годами чудес». В это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в этот период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда. «Критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в этом возрасте не было уделено должного внимания развитию речи малыша, то в дальнейшем потребуется достаточно много усилий, чтобы наверстать упущенное. Мы должны помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, мы с вами способствуем развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливаем условия для успешного обучения в школе. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.

Мне бы хотелось рассказать, как мы в группе работаем над развитием речи в столь раннем возрасте. (Слайдовая презентация)

Наше занятие – непосредственно образовательная деятельность проходит всего 8–10 минут. И за этот короткий промежуток времени всего не успеешь сделать. Основная работа по развитию речи проходит в игровой форме во всех режимных моментах.

  • Знакомим с названиями окружающих его предметов, называем действия, которые мы выполняем по уходу за ребенком и признаки действий. Психологи отмечают, что речь развивается лучше во время деятельности. Малыши, научившись ходить, могут выполнять всё больше действий. Вот мы строим башни из кубиков, нанизываем кольца на пирамидку, вкладываем коробочки одна в другую. В процессе действий с игрушками ребенок усваивает их названия, признаки этой игрушки и название действий, которые можно с помощью этой игрушки сделать. Одевая малыша, называем предметы одежды, просим принести кофту, платье, шапку. Слова следует употреблять в их точном значении: не стоит кепку называть шапкой, чашку– кружкой. Стоит помнить, что лучше сразу научить правильно, чем потом переучивать, тем более что бытовой словарь усваивается именно в период от года до двух лет.
  • Рассматриваем с малышами картинки в книжках. Вначале мы называем ребенку картинки, а при повторном рассматривании просим показать, где домик, где машинка. Следует обязательно спросить его: «Что тут нарисовано? А это кто?» Очень важным моментом для развития активной речи является побуждение детей к ответу. Если же мы не настаиваем на ответе, довольствуемся только выполнением действия, то может образоваться разрыв между уровнем развития пассивной и активной речи.
  • Поем песенки, читаем народные прибаутки, считалочки, играем в простые подвижные игры.
  • Ученые установили закономерность: уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Это было известно очень давно. Талантливые люди из народа создавали такие детские потешки, как «Ладушки», «Сорока». Существует много игр, которые предусматривают движения пальцев с речью (пальчиковые игры). «Этот пальчик дедушка…», «Мы капусту рубим, рубим».

II часть. Учитель-логопед.

По страницам журнала «Логоша». Показ журнала, его рубрик.

Практикум по отработке артикуляционных упражнений с родителями.

III часть

Родители участвуют в обсуждении ситуаций (Как родители могут развивать речь детей в разных ситуациях).

Цель: ориентируем родителей на то, что, развивая речь детей, мы расширяем словарный запас, знакомим с глагольными, описательными и сравнительными выражениями: водичка холодная и горячая, дом построили большой или маленький, мыло душистое, пена белая. Когда мы предлагаем ребенку сдуть снежинку, пушинку, мыльный пузырь или пену с ладошки, мы выполняем упражнение на правильное дыхание. Учим ребенка дуть, вытягивая губки трубочкой. Предлагаем малышам сказать, как машина едет (би-би-би), водичка капает (кап-кап-кап) –выполняем звукоподражание.

Играем в кубики.

По дороге в детский сад.

Игры в ванне.

Предложить родителям озвучить свои примеры таких ситуаций.

Хотелось предложить вам в качестве подсказки «Показатели речевого развития ребенка раннего возраста» и «Рекомендации по проведению артикуляционной и мимической гимнастики».

Надеемся, что наше сотрудничество будет продолжаться и дальше. Успехов нам всем!

3-е заседание клуба «Молодая семья».

Тема: «Игрушка и игра для детей раннего возраста».

Место проведения: Развивающий центр «Смышленыш», группа.

Дата: март 2023 г.

Ведущие: воспитатель, педагог-психолог.

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах познавательного и личностного развития детей посредством игровых ситуаций. Продолжать укрепление контакта между педагогами и родителями, развитие доверительных отношений.

Материал: ручки и листы бумаги для заметок, видео- и фотоматериалы, ноутбук, проектор, экран, игрушки или картинки с нарисованными игрушками, ткань 15x15 см, нитки.

Ход заседания

I часть

Коммуникативная игра. Воспитатель предлагает родителям описать свою любимую игрушку 2–3 предложениями (передаем мячик по кругу). Почему она вам запомнилась? Чем она вам дорога?

Цель игры: настроить родителей на общение в группе, обсуждение ценности разных игрушек. На основе высказываний подвести родителей к пониманию актуальной ценности игрушки для конкретного ребенка.

II часть

Воспитатель: Как изменились игрушки в современном мире? Хорошо это или плохо? Сегодня мы поговорим о том, какие игрушки необходимы малышам, в какие игры начинают играть дети, и какие качества мы развиваем у детей посредством игры.

Практическое задание с использованием интерактивной доски. Проводит педагог-психолог.

«Выбери игрушку для своего ребенка»

Цель игры: сориентировать родителей в выборе игрушек согласно интересам ребенка, его возрастным особенностям и зоне его ближайшего развития.

На доске нарисованы фигуры девочки и мальчика. Написаны слова (или подобраны картинки): мячик, кукла, машинка, посуда, кастрюля, молоток, мозаика, пирамидка, сотовый телефон, раскраски. пазлы, мягкая игрушка…

Как можно обогатить игру ребенка с данной игрушкой? Какие игровые ситуации можно придумать с этой игрушкой, и как это будет содействовать познавательному и личностному развитию детей.

Родители привлекаются к обсуждению, высказывают свои мнения.

III часть

Просмотр видео «Дети играют в группе».

Предварительно родителей просим обратить внимание на то, какие игрушки используют дети, что они умеют – манипуляции с предметами, цепочка действий, простые действия с куклой, машинкой. В чем выражается взаимодействие детей в игре.

IV часть. «Игрушка из ничего».

Из чего можно сделать игрушку ребенку?

Обмен опытом между родителями.

Предлагаем сделать игрушку из носового платка или из ниток. Мастер-класс.

V часть

В группе. Обращаем внимание родителей на то, как расположены игрушки (Доступно для детей, зонированы. Для чего это делается?).

Предлагаем родителям выбрать игрушки, или предметы, которые знакомили бы детей в игровой форме с

  • формой;
  • цветом;
  • размером;
  • предметами быта.

Обоснуйте ваш выбор. Самый интересный вариант отмечается «призом».

Список литературы

  1. Аксарина Е.Е. Проблемы адаптации детей и родителей к детскому саду // Дошкольная педагогика. – 2007. – №2.
  2. Бадачина Л. Организация адаптации родителей к детскому саду // Дошкольное воспитание. – 2007. – №5.
  3. Борисенко М.Г., Лукина Н.Л. Чтобы чисто говорить, надо…. (развитие общеречевых навыков). – СПб.: Паритет, 2003.
  4. Евдокимова Е. Новый взгляд на родительские собрания // Дошкольное воспитание. – 2007. – №5.
  5. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. – М.: Сфера, 2006.
  6. Селезнева И. Семейный клуб // Дошкольное воспитание. – 2010. – №12.
  7. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999.

Приложение 1. Показатели речевого развития ребёнка раннего возраста

К 1 году

Понимание речи

  • Выполняет знакомые действия с игрушкой (вкладывает, открывает, возит) по просьбе взрослого.
  • Показывает на одну из четырёх знакомых игрушек, на одну из двух картинок по просьбе взрослого: «Покажи... (зайчика)».
  • Находит, отличая кубик от кирпичика (от мячика), по просьбе взрослого.
  • Выполняет просьбу: «Положи», «Отдай», «Отнеси», «Закрой», «Открой».
  • Подчиняется словам «Нельзя», «Можно».
  • Знает имена близких взрослых (смотрит в сторону названного человека).
  • Знает названия своей одежды, предметов быта (показывает).
  • Машет рукой при словах взрослого «до свидания»:

           – когда кто-то уходит,

           – когда уходит сам.

  • Разводит ручками на слово «нет».
  • По просьбе взрослого:

           – играет в «ладушки»,

           – показывает, как что-то летает (машет руками),

           – показывает, что делает кто-то (сидит, лежит),

           – прячется, играя в «ку-ку»,

           – «вытирает» нос платком,

           – «вытирает» лицо, прикладывая полотенце.

Активная речь (8-12 произносимых слов)

  • Облегчёнными словами отвечает на вопрос взрослого: «Кто это?».
  • Облегчённые слова соотносит с предметами и действиями (называет сам).
  • Легко подражает знакомым звукам и движениям (плачет, смеётся, кашляет, поёт, кричит за животных).
  • Подражая, «говорит» по телефону.
  • Подражает интонациям песенки.
  • Подражает понятным словам других детей.
  • Легко подражает новым словам, повторяя за взрослым (интонационно, ритмически).

К 1 году 3 месяцам

Понимание речи

  • Понимает многие названия знакомых игрушек, окружающих предметов, знает имена близких взрослых, названия одежды, обозначения действий, некоторых бытовых ситуаций.
  • Показывает по просьбе взрослого части лица у человека и у образной игрушки.
  • Выполняет одно-два поручения взрослого, связанные со знакомыми действиями: приносит, находит, играет в «ладушки».
  • С интересом рассматривает картинки в книжке (узнаёт персонажей).
  • Слушает потешки, стихи, песенки.

Активная речь (произносит до 20 облегчённых слов)

  • Произносит простые слова, соотносит их с предметами, действиями.
  • Употребляет слова (в индивидуальном произношении):

           – в момент радости,

           – при удивлении,

           – констатируя знакомые явления,

           – в процессе двигательной активности,

           – по подражанию,

           – по просьбе взрослого,

           – в процессе своих игровых действий.

  • Продолжает произносить лепетные звуки.
  • Имитирует звуки ( слова) по просьбе взрослого ( «лает», «пищит», «гудит»).

К 1 году 6 месяцам

Понимание речи

  • Показывает части тела по просьбе взрослого.
  • Обобщает по внешнему виду игрушки, предметы, независимо от размера, цвета. Показывает на них по просьбе взрослого.
  • Понятийный словарь увеличивается: понимает смысл многих предложений.
    • Выполняет знакомые бытовые действия по просьбе взрослого (положи, отнеси, накрой и др.)

Активная речь

  • Произносит простые слова (правильно и индивидуально облегчённо).
  • Пользуется словом в момент особой заинтересованности.
  • Отвечает на вопросы: «Кто (что) это?» (в реальной ситуации и по картине).
  • Стремится связать два слова в предложение.
  • Легко подражает часто слышимым словам, фразам взрослого.
  • Речь сопровождает мимикой, жестами, движениями, глазами.

К 1 году 9 месяцам

Понимание речи

  • Понимает несложный сюжет на картинке. Отвечает на вопросы: «Где?», «Кто это?», «Что это?», «Что делает?».
  • Выполняет (запоминает) два поручения (возьми и поставь и пр.).
  • Понимает несложный рассказ со знакомыми событиями.

Активная речь.

  • Использует предложения из двух слов (при общении со взрослыми, прося что-то, в играх).
  • Называет словом свои или чьи-то действия.
  • Договаривает последние слова знакомых стихов, песенок.

К 2 годам

Понимание речи

  • Понимает короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях (о том, что делал на прогулке).
  • Отвечает на вопросы об этих событиях.
  • Выполняет до трёх поручений (возьми, отнеси, положи).
  • «Жалеет», «помогает» по просьбе взрослого.
  • Знает (показывает) названия деталей лица (губы, зубки, язык, лоб, уши, щёки и др.) и тела (руки, ноги, спинка).

Активная речь (до 200-300 разнопроизносимых слов)

  • Использует предложения из двух-трёх слов при общении со взрослыми и детьми, при констатации, в просьбах.
  • Фразы не оформлены.
  • Начинает употреблять прилагательные и местоимения, предлоги и наречия.
  • Может называть себя в третьем лице.
  • Договаривает четверостишья в знакомых стихах, подпевает.
  • В двух-трёх предложениях рассказывает, что видит в данный момент.
  • Называет предметы на картинке:

           – по просьбе взрослого,

           – самостоятельно (комментирует).

  • Облегчённые слова заменяет правильными.
  • Говорит: «До свидания», «Пока», «Спасибо», «Здравствуйте» в индивидуальном произношении.

К 2 годам 6 месяцам

  • Обозначает себя: «Я», «Я сам».
  • Называет себя именем полюбившегося персонажа или близкого взрослого.
  • Использует предложения из нескольких слов (трёх и более).
  • Задаёт вопросы «Где?», «Куда?» и другие.
  • Отвечает на вопросы взрослого по картинке, если сюжет и персонажи знакомы: «Кто (что) это», «Что делает?». Показывает движениями, как делает персонаж.
  • Легко подражает незнакомым словам.
  • Повторяет за взрослым слова из знакомых сказок.Знает названия некоторых животных, предметов быта, одежды, посуды.
  • Может рассказать по картинке (в двух-трёх предложениях).
  • Отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?» (полностью или упрощённо).
  • Знает и называет имена близких взрослых, знакомых, детей.
  • Разговаривает со сверстниками во время игр (речевые диалоги). Подражает другим детям.
  • Понимает рассказ взрослого.

К 3 годам (словарь до 1500 произносимых слов)

  • Произносит сложные предложения при общении.
  • Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.
  • Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
  • Свои действия часто сопровождает речью.
  • Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
  • Слова изменяет по числам и падежам.
  • Знает вопросы познавательного характера: «Где?», «Куда?», «Почему?», «Когда?» и другие.
  • Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы.
  • Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок.
  • Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
  • Появляется словотворчество и склонность к рифмовке.
  • Вступает в речевые диалоги с детьми и взрослыми.
  • Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке.
  • Называет по картинке некоторых животных (их детёнышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.
  • Рассказывает связно по картинке знакомую сказку.
  • Передаёт словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения.
  • Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).
  • Может досказать, додумать предложение, сказанное взрослым.
  • Быстро отвечает на вопрос «Как тебя зовут?». Знает свою фамилию.
  • Отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?». Показывает на пальчиках.
  • Отличает и называет людей по принадлежности к определённому полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тётя, бабушка).
  • Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка, называет после вопроса взрослого.
  • Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальчики).
  • Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): «глаза смотрят», «уши слушают».
  • Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: «глаза – у всех, ноги – у человека, лапы – у животного, руки – у человека, крылья – у птицы»).
  • В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос: «Кто ты в игре?».
  • Играя, свои действия сопровождает словами.
  • Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.
  • По детали узнаёт и называет целое изображение (по хоботу – слона, по брюкам – мальчика).
  • Имеет представление о числе, показывает и говорит: «один, два, три, много, мало».
  • Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.
  • Способен длительно наблюдать, сосредотачивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
  • Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
  • Обобщает предметы по их свойствам.
  • Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению «Я».
  • Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.
  • Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым, или на аудиокассетах.

Из книги Е. Волосовой «Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели)». – М.: Линка-Пресс, 1999.

Приложение 2. Памятка для родителей (раздаточный материал)

Что развивает игра? Посредством игры у ребенка развиваются память, мышление, внимание. Малыши знакомятся с величиной, цветом, формой, размером. Играя, ребенок учится бегать и прыгать. Выполнять простейшие танцевальные движения. А всё начинается с самой первой игрушки.

Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать глаза, уши, руки. И пока основная потребность – чувствовать тепло, первые игрушки малыша должны быть мягкими и теплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов– пластмассы, резины, хорошо мыться, быть легкими, хорошо если они будут звучащими.

Какие игрушки нужны для детей 2 лет? Очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель; пирамидки; мягкие пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребенка к аккуратности, самостоятельности, т.к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо если уже в этом возрасте у малыша будет свое игровое место в квартире, а у игрушек свой домик.

К 3 годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с четкой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребенку фигура – игрушка.

На этом возрастном этапе ребенок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии. Поэтому чаще всего ребенок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в «дочки-матери», «в папу и маму», в «магазин», в «доктора» и т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребенка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование – «бытовые игрушки» должны быть похожи на «оригинал» и быть достаточно прочными.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.