Булгакова Тамара Валерьевна – воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 146» (Рязань, Россия)
Патриотическое воспитание дошкольников является одним из приоритетных направлений работы с детьми в нашем детском саду. В поисках подходов, способствующих формированию нравственных и патриотических чувств детей дошкольного возраста, развитию творческого мышления, мы обратились к мультипликации.
Мультипликация в образовательном процессе – современный вид проектной деятельности, привлекательный для детей. Используя проектную деятельность, мы поддерживаем стремление детей к творчеству, оказываем максимально возможное влияние на формирование свободной творческой личности.
Мультипликация стала той новой технологией, которую мы включили в решение образовательных задач по краеведению. Создание мультипликационного фильма – это, по сути, интеграция образовательных областей: познавательной, художественно-эстетической, коммуникативной, речевой. Работа над созданием мультфильмов имеет развивающий эффект на всех этапах его создания. Создавая собственный творческий продукт, ребенок активно развивает инициативность и самостоятельность, эмоциональный и социальный интеллект, такие личностные качества, как настойчивость, заинтересованность, коммуникабельность, трудолюбие.
Мультипликация – это групповой творческий процесс. Как и во взрослой команде мультипликаторов, дети знакомятся с разными техниками, становятся художниками, сценаристами, режиссёрами, актёрами, операторами, учатся договариваться, согласовывать свои действия со сверстниками, добиваться общего результата.
Первые образные представления о Родине и родной природе у детей появляются благодаря художественному слову. Так, на стихи рязанского поэта С.А. Есенина в совместной детско-взрослой деятельности был создан рисованный мультфильм «Ау!».
Детьми и педагогами объединения «Мультстудия» создан мультфильм «Евпатий Коловрат» в технике пластилиновой анимации. Его содержание позволяет реализовать в рамках создания мультфильма представления об исторических и национально-культурных традициях нашего края.
Для решения задач патриотического воспитания в образовательной работе используются авторские электронные образовательные ресурсы, которые являются важным и актуальным каналом получения информации; представляют собой особую наглядность за счет медиа эффектов, интерактивности, вариативности; создается уникальная ситуация эмоционально-образного восприятия информации.
В детском саду создана картотека авторских электронных образовательных ресурсов по патриотическому воспитанию, в том числе для интерактивной доски в программе PowerPoint, с использованием триггеров.
Например, в игре «Предметы народного быта» дети учатся находить и называть предметы убранства русской избы, отличая их от современных бытовых приборов, сравнивать, делать выводы. При этом имеют возможность самопроверки своих решений.
В игре «Рязанский народный костюм» дети знакомятся с особенностями женского и мужского народного костюма, с элементами вышивки, а потом находят части народного костюма среди разнообразия предметов одежды.
Разработанное для обучения детей программное обеспечение даёт огромные возможности его использования в патриотическом воспитании дошкольников. Эффективным стало включение в образовательную деятельность программы ActivInspire. Это программное обеспечение, специально разработано для использования всех преимуществ интерактивной доски. С помощью разнообразных инструментов, изображений, звуков, шаблонов, действий и дополнительных ресурсов, ActivInspire дает возможность разрабатывать интерактивные занятия. Так же важно, что в этой программе предусмотрены технические возможности для разработки педагогом авторских электронных учебных пособий.
Вот один из примеров использования возможностей этой программы.
Детям предлагают узнать картину по фрагменту, который виден в «Волшебной лупе». Если не могут узнать именно этот фрагмент, ребенку предлагается самостоятельно передвигать «Волшебную лупу» в любом направлении, пока кто-нибудь из детей не назовет картину и ее автора.
Далее воспитатель передвигает «Волшебную лупу» по лицам персонажей и предлагает назвать имена богатырей.
Еще одним примером использования программы может стать игровая ситуация «Волшебный сундучок». Дети самостоятельно «достают» из сундучка старинные предметы народного быта, называют их и рассказывают, как пользовались ими наши прадедушки и прабабушки.
Таким образом, применение интерактивных комплексов в патриотическом воспитании дошкольников способствует организации более качественной, эффективной, продуктивной детской деятельности, создавая условия для развития интереса к истории и культуре своей страны, формирования познавательной активности дошкольников.
Ваша корзина пуста