ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Фомина С.Е. Критерии готовности к школьному обучению

Полный текст

Фомина Светлана Евгеньевна – воспитатель высшей квалификационной категории муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №18 «Мишутка» города Дубны Московской области.

Адрес персонального сайта: https://hangrejoe.wixsite.com/fominasvetlana

В статье анализируется понятие готовности ребёнка к школьному обучению, раскрывается структура общей готовности и внутренней позиции школьника как одного из важнейших новообразований мотивационной сферы в дошкольном возрасте. Данная статья будет полезна воспитателям групп старшего дошкольного возраста и подготовительных к школе групп, родителям воспитанников.

Ключевые слова: школьное обучение, готовность к школе, мотивация, роль семьи.

Важнейший этап в жизни каждого ребенка – поступление в школу. Именно с этим событием связывается преодоление ребёнком того возрастного барьера, который отделяет беззаботное детство от уже практически взрослой и ответственной жизни. Но так ли всё в этом преодолении просто и понятно? И где тот критерий, по которому стоит судить о действительной, а не формальной готовности ребенка к школьному обучению?

Подготовка ребёнка к школе для некоторых родителей сводится к приобретению традиционного комплекта школьных принадлежностей, формы и ранца, которые будут куплены согласно санитарно-гигиеническим требованиям. Но мы, педагоги и родители, должны понимать, что готовность ребёнка к школе, в первую очередь, определяется его внутренней готовностью к взрослой и относительно самостоятельной жизни.

Обладая определёнными умениями и навыками, выработанными в детском саду, ребёнок непременно должен владеть комплексом теоретических и практических навыков, которые являются нормой для его возрастной группы, и которые будут служить базисом для его дальнейших достижений. Подготовка к школе также невозможна без внутренней психологической готовности, которая, по сути, является залогом успеха обучения и стойким проявлением интереса ко всему образовательному процессу.

Готовность ребёнка к школе складывается из следующих компонентов:

  • психофизиологическая готовность (крепкое здоровье, хорошая работоспособность, высокий уровень развития школьно-значимых функций);
  • личностная готовность (желание учится, приобретать новые знания, позитивный настрой на учебу, преодоление посильных трудностей);
  • социальная готовность (умение общаться со сверстниками, адекватные отношения с учителем и другими взрослыми).

Грамотная подготовка ребёнка к школе выражена в его психологической готовности ко всем возможным сложностям взаимоотношений, учебным нагрузкам и многочисленным радостным или негативным открытиям. Поэтому важным критерием в оценке готовности ребёнка к школе является мотивация. Именно желание учиться, получать знания, а не просто посещать уроки и весело проводить время с товарищами, позволяет добиться хороших результатов в обучении.

Адекватная самооценка ребёнка, умение и желание общаться со сверстниками говорит о его личностной готовности к школе. Проявление заинтересованности, любознательность делают процесс обучения интересным, а усидчивость позволяет добиваться желаемого результата. Считаю, что немалое значение для маленького школьника играет умение преодолевать трудности и применять на практике навыки. Будучи частью коллектива и в то же время являясь личностью, ребёнок должен знать о дисциплине, обладать элементарными навыками общественной жизни и уметь соблюдать общепринятые правила поведения. И во всём этом мы должны ему помочь с помощью различных сюжетно-ролевых игр, трудовых поручений и нравственного содержания бесед.

Подготовка детей к школе – это процесс долгий и трудоёмкий, и начинается он задолго до 1 сентября. Ещё в дошкольном возрасте мы, педагоги, должны начинать стимулировать интерес ребенка к познанию, желанию что-то делать самостоятельно и высказывать свою точку зрения, фантазировать и выражать чувства и эмоции через творчество.

Большое значение в подготовке детей к школе имеет воспитание в них «качеств общественности», умения жить и трудится в коллективе. Поэтому одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений, считаю, является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. В этом мне помогает мой кружок и занятия сказкотерапией.

Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. Незаметно для себя дети раскрываются, перестают быть замкнутыми, учатся жить в социуме, приобретают коммуникативные навыки. Общение детей – необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь детский сад.

Однако значительное количество детей, несмотря на «паспортный» возраст и имеющиеся у них «школьные» навыки и умения, испытывают большие трудности в учёбе. Основной причиной их неуспеха является то, что они ещё малы «психологически», т.е. не готовы к школьному типу обучения. Сама логика жизни подсказывает, что необходимо разрабатывать критерии и показатели готовности детей к школьному обучению, а не ориентироваться лишь на физический или паспортный возраст детей.

Каждый ребёнок требует индивидуального подхода и обеспечить его можно только в том случае, если педагог точно определит исходный уровень его обученности, индивидуальные способности, что возможно только на основе проведения педагогической диагностики. В дальнейшем путем подбора необходимых средств обучения и проведения индивидуальных консультаций ребёнок приобретает необходимые знания и умения в соответствии с поставленными задачами. Одним из наиболее эффективных и удобных методов диагностики знаний, умений и навыков, по сравнению с другими методами контроля, являются предметные тесты. Предметный тест состоит из коротких заданий, на которые учащийся должен реагировать или составлением ответа или комбинированием предложенных ему готовых ответов (выбор правильного ответа, объединение подходящих элементов и т.д.). Такой метод гармонично включаться в воспитательную работу не травмирует детей. Результаты диагностических исследований можно обсудить с психологом.

Также хочется упомянуть о роли семьи в подготовке ребёнка к школе.

В разнообразных формах общения с родителями своих воспитанников я стараюсь выявить, какую помощь нужно оказать семьям в рекомендациях, и советах каких специалистов они нуждаются. При этом следует учитывать, что с частью родителей, чьи дети пришли в подготовительную группу сразу из семьи, следует наметить дополнительную работу, рассказать о том, какое большое влияние оказывают условия жизни на развитие ребёнка, о единстве требований к детям детского сада и семьи. Наиболее оптимальным вариантом формирования у ребёнка школьной зрелости является тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем аспектам вопроса подготовки детей к школьному обучению.

Литература

  1. Арапова-Пискарева Н. О проблемах преемственности подготовки к школе и раннего обучения // Дошкольное воспитание. – 2011. – №5. – С. 2–7.
  2. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие дошкольников // Вопросы психологии. – 2001. – №4. – С. 31–38.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1996.– 420 с.
  4. Егорова У.Г. Изучение семейных отношений в период поступления ребенка в школу / Семья XXI века: ценности, ориентиры: материалы II международной научно-практической конференции (ноябрь 2012) / Под общ. Ред. В.Я. Мачнева, Л.В. Куриленко. – Самара: Универс групп, 2012. – С. 246–251.
  5. Образование и семья: проблемы сопровождения / Материалы Международной научно-практической конференции 27–28 марта 2010 г., Часть 1. Под общей редакцией И.А. Хоменко. – СПб, 2010. – 216 с.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.