ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Голованова Т.В. Использование театрализованной деятельности как средства развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Полный текст

Голованова Татьяна Владимировна – муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №27 «Росинка» городского округа Ступино Московской области

В статье рассмотрены вопросы использования театрализованной деятельности как средства развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. В творческой деятельности ребенка важна система работы по созданию творческих продуктов. Воспитатель должен использовать систему методов, приемов для возникновения условий творчества. Важным является систематизация поступающей информации, её видоизменение, динамика, предоставление возможности ребенку понаблюдать за явлением в разных ракурсах, проявить себя в разных точках зрения на данное явление, давать «пробу сил», выставлять и проверять гипотезы. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определенному образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Задача взрослого – пробудить стремление к творчеству у детей, помочь им раскрыть способности в импровизации, комбинировании знакомых элементов, варьировании содержания.

Вопросы развития способностей (художественных, творческих или иных) наиболее актуальны в настоящее время, так как существует некоторый эталон выдающейся личности, которая многое в жизни преодолевает благодаря развитым способностям. Способность продуцировать новые идеи также характеризует деятельность на новом уровне. Это и есть творческая деятельность, в которой формируются способности особого рода. Творческие способности необходимы, чтобы вывести деятельность на более высокий уровень.

Детская деятельность также может иметь творческую направленность, особенно если эта деятельность значима для самого ребенка. Особую привлекательность для детей имеет игра и все её виды, которая сама по себе может называться деятельностью творческого характера. Для нас представляет интерес театрализованная игра и деятельность в этой области – театрализованная.

В науке разработаны вопросы театрализованной деятельности дошкольников педагогами, исследователями, учеными (Л.В. Артемовой, Н.Ф. Губановой, Т.Н. Дороновой, Н.Ф. Сорокиной и др.). В педагогической литературе понятие «театрализованная игра» тесно смыкается с понятием «игра-драматизация», с одной стороны, и в то же время понятие театрализованной игры разработано недостаточно полно, так как до сих пор ведутся споры, какой же вид игры существует в детском саду. Одни ученые говорят о театрализованной игре, другие о театральной. Одни считают, что театрализованные игры и игры-драматизации – это одно и то же, другие – что нет.

Л.С. Фурмина считает, что театрализованные игры – это игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы. По Л.С. Фурминой, есть два вида игр: предметные и не предметные. Первые игры – это игры с помощью предметов (игрушек, кукол), а игры не предметные – это игры, в которых играют люди, как актеры [6].

Л.В. Артемова считает, что театрализованные игры различаются в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывается тема, сюжет: это режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским играм относится настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. В этих играх ребенок или взрослый действует за всех персонажей [5].

Существуют разные виды театров в зависимости от материалов, из которых сделаны куклы: в виде перчаток, куклы-бибабо, на подставке, куклы-картинки, куклы-фигурки, вязаные куклы, куклы на коробочках, на тростях, куклы-марионетки, куклы «в рост» (ростовые) и др. Невозможно перечислить все виды театральных кукол, с помощью которых можно показывать представление.

Для театральных постановок используются фланелевые, гладкие, деревянные поверхности, когда картинки как бы лепятся на поверхность. Театр картинок интересен тем, что на картинке нарисована некая сюжетная ситуация, например, в постановке по сказке «Колобок» на фланелеграфе можно использовать несколько картинок-сюжетов: «Медведь и Колобок», «Лиса и Колобок», «Колобок на окошке» и т.д. Дети, воспринимая данный спектакль, сразу легко представляют себе ситуацию игры. Особенно это важно для детей младшего возраста. Дети более старшего возраста могут сами показывать театральные сюжеты с помощью фланелеграфа: им не надо управлять куклой, стоит лишь приложить к фланели картинку.

Стендовая книжка – еще один вид театра на стене: можно листать книжку и рассказывать сюжет с помощью картинок в книжке.

Сложнее всего организовать театр теней, который связан с использованием ламп, особого их расположения от фигур, которые складываются пальцами рук. Есть немало предосторожностей в использовании теневого театра. Теневой театр интересен тем, что персонажи явно не видны, а как будто скрываются где-то, а вместо них видна их тень.

Куклы-бибабо наиболее трудоемки для вождения по грядке ширмы. Рука взрослого достаточно быстро устает, поэтому они не годятся для кукловождения ребенком. Бибабо используется в спектаклях, сыгранных коллективом педагогов, проводятся довольно серьезные репетиции для того, чтобы куклы были видны с детских стульев, чтобы они были подвижны, выразительно двигались.

Н.С. Карпинская считает, что игры-драматизации в исполнении детей не являются искусством, но в них уже видна выразительность в роли: выразительность жестов, мимики, движений [3].

Говоря о театрализованных играх, Н.Ф. Губанова указывает, что в самом этом названии заключены смыслы театра как искусства игры. Театрализованные игры могут украсить любой режимный момент, использоваться на любых занятиях, в разных формах работы (кружки, праздники, прогулки, соревнования, развлечения). В своих книгах Н.Ф. Губанова приводит примеры театрализованной игры в разных видах и формах воспитания и обучения детей. Приведем примеры.

Театрализованная игра на занятиях используется в виде формы, метода воспитания и обучения. Обычно персонажи наделяются различными чертами, проводят идею, которую хочет донести до детей воспитатель. Например, Незнайка – шалун, невежливый, поэтому его начинают учить дети. Роль Незнайки может сыграть с помощью куклы воспитатель или помощник воспитателя. Персонаж делает обстановку на занятии более свободной, предоставляет детям возможность высказываться. Дети могут заводить диалоги с персонажем, учить его поступать правильно.

Свободная совместная деятельность детей и взрослых осуществляется вне занятий, во время свободных игр, в процессе отдыха детей или самостоятельных занятий. Воспитатель может по просьбе детей читать им сказки, рассказы и в это же время предлагать проигрывать сценки из рассказанных сюжетов. Это действие не является спектаклем, оно похоже на импровизацию, когда сюжет – лишь канва для развёртывания действия. Успех детей в подобного рода сценках подбадривает их, придает им силы, уверенность в играх. Взрослые, участвуя в совместных играх-драматизациях, играют цементирующие роли, объединяющие спектакль. Например, роль Козы-мамы в спектакле про семеро козлят. В таких играх детям не надо много репетировать, так как воспитатель, играющий главного персонажа Козу, будет помогать детям не забывать текст.

Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей происходит в том случае, когда у детей возникает сильное впечатление от каких-либо сюжетов (мультфильмов, сказок), и дошкольники отражают их в своих играх. Самостоятельная деятельность детей является мощным двигателем развития, так как в этих играх проявляется детское творчество, они придумывают свои сюжеты, используют знакомые сказки, проигрывают их довольно выразительно [2].

Театрализованная деятельность создает условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определенному образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством, драматизация или театральная постановка представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

Это объясняется двумя основными моментами: во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

Как отмечают исследователи, театрализованная деятельность – это форма изживания впечатлений жизни, и она лежит глубоко в природе детей, находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.

В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощается и реализуется снова в действительность, хотя бы и условную. Таким образом, стремление к действию, воплощению, реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление.

Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т.е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества.

В этом и заключается наибольшая ценность детской театрализованной деятельности и дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное им самим. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. И, наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических знаний до игр, используемых для физического совершенства детей.

Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности театрализованной деятельности дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности и развития творческих способностей.

Умело поставленные вопросы при подготовке к театрализованной деятельности побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственной стороны речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, «совершенствуется звуковая сторона речи». Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.

Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.

Это помогает развитию творческих способностей, которые проявляются в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатление, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок.

В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики.

Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших.

В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью, – это самый частый и распространенный вид театрализованной деятельности как развития детского творчества [6]. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослыми достойных поступков создает у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю над своим поведением. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве эффективного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонним интересам детей.

Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят.

Таким образом, театрализованная деятельность – это деятельность, в которой могут проявляться творческие способности детей. Задача взрослого – пробудить стремление к творчеству у детей, помочь им раскрыть свои способности в импровизации, комбинировании знакомых элементов, варьировании содержания.

Литература

  1. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М.: Детство-Пресс, 2002. – 287 с.
  2. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. – М.: ВАКО, 2011.
  3. Дьяченко О.М., Кириллова А.Н.О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста. – М.: Вопросы психологии, 1980. – 114 с.
  4. Жукова Е.С. Динамика становления творческих способностей на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Академия, 2000. – 423 с.
  5. Кофман Н.С., Ветлугина Н.А. Приобщение дошкольников к театрально-игровой деятельности. Художественное творчество в детском саду. – М.: Просвещение, 1994. – 72 с.
  6. Лапутина О.С. Развитие творчества в играх-драматизациях. – М.: Просвещение, 1986. – 140 с.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.