ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Хамзина А.А. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОВЗ с помощью игротерапии

Полный текст

Хамзина Алсу Абдулхаевна – педагог-психолог, структурное подразделение «Детский сад № 19» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 (Сызрань, Россия)

Эмоциями мы называем переживания человека, сопровождаемые чувствами приятного и неприятного, удовольствия и неудовольствия, а также их разнообразными оттенками и сочетаниями. Удовольствие и неудовольствие – это простейшие эмоции. Более сложные их варианты представлены такими чувствами, как радость, печаль, грусть, страх, гнев.

Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоциональной сферы способствует вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка. Незрелость личности ребенка отчетливо обнаруживается часто в недоразвитии и специфических особенностях его эмоционально-волевой сферы. Эмоционально-волевая сфера признана первичной формой психической жизни, «центральным звеном» в психическом развитии личности.

Дошкольники, особенно дети с ОВЗ, весьма слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются это делать. Обучение и воспитание должны опираться на чувства, только тогда они достигнут цели.

Развитие у детей с ОВЗ идет порой значительно медленнее. Детям присущи замедленный темп психического развития, неравномерность физического и психического развития.

Эмоционально-волевая сфера играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, также в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации в ДОУ и вне его. Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога-психолога. Эмоции являются центральным звеном психической жизни человека и прежде всего ребёнка. Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека. От них во многом зависит наше отношение к людям, оценка собственных действий и поступков. Они могут оказывать совершенно противоположные действия: с одной стороны активизировать поведение и деятельность, повышать продуктивность, с другой – тормозить, рассогласовывать деятельность, подавлять или угнетать.

Поэтому дети нуждаются в создании условий для коррекции недостатков развития, особенно эмоциональной сферы, компенсации недостающего внимания. Эмоциональное-волевое развитие заслуживает особого внимания, поскольку оказывает непосредственное влияние на процесс взаимодействия с окружающими людьми.

Особенности эмоциональной сферы детей с ОВЗ:

  • неадекватность эмоции тем стимулам, которыми они вызваны, на похвалу и замечания;
  • частая смена настроения;
  • повышенная тревожность, склонность к страхам;
  • нестабильность эмоциональных контактов;
  • чрезмерная импульсивность в виде гнева или подчёркнутого упрямства, обиды, ревности, агрессии.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что особенности эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ – вопрос актуальный.

Существенной особенностью нарушения эмоционально-волевой сферы большинства детей является вызывающее поведение с негативизмом, враждебностью, конфликтностью, часто направленное против воспитателей и других детей. Дети часто спорят со взрослыми, теряют терпение, бранятся, сердятся, возмущаются и легко раздражаются другими. Они часто не выполняют просьб и требований взрослых и специально раздражают их. Пытаются обвинить других в собственных ошибках и трудностях.

При подобных состояниях происходит не нарушение процесса формирования личности, а её «поломка», дефект, связанный с повреждением механизмов и структур формирующейся личности и характеризующийся дефектом эмоционально-волевых свойств личности. Проявляется такое истощаемостью психических процессов, недостаточностью активного внимания, снижением памяти, прежде всего расстройством процессов произвольного запоминания и воспроизведения, снижением уровня аналитико-синтетической деятельности мышления с тенденцией к ориентации на конкретно-ситуативные признаки явлений. У ребенка развиваются черты аффективной взрывчатости, склонность к разрядке раздражения, гнева, повышенная готовность к конфликтам. Эти черты формируются как закрепление реакции протеста. Постепенное изменение темперамента характеризуется сдвигом настроения в сторону угрюмости, нередко злобности. В детском коллективе таким детям трудно не только из-за собственных аффективных вспышек, но и из-за постоянной конфликтности, связанной со стремлением к самоутверждению и жестокости. Чем меньше возраст, в котором появляются признаки подобного поведения, тем тяжелее последствия.

Коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей – это организованная система педагогических и психологических воздействий. Основным её направлением является смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение активности и самостоятельности детей, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. Важным этапом работы с этими детьми является коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Успешность диагностики конфликта зависит от способности педагога анализировать эмоциональные проявления ребенка. Прежде всего это достигается в процессе наблюдения за игрой ребенка. Наибольшую информацию воспитателю может дать совместная игра с детьми, разыгрывание ситуаций с обменом ролями (педагоги участвуют в роли детей, а дети – педагогов). Игровые методы в системе методов коррекции эмоционально-волевой сферы детей имеют большое значение. Процесс диагностики продолжается и на других этапах психокоррекционного комплекса, так как одним из определяющих принципов педагогической коррекции, как выше было отмечено, является единство диагностики и коррекции.

Методы коррекции эмоционально-волевых нарушений у детей с ОВЗ целесообразно разделить на две группы: основные и специальные.

К основным относятся методы, которые являются базисными: это игротерапия, арттерапия, психоанализ, поведенческий тренинг. Специальные методы включают в себя тактические и технические приемы коррекции, разработанные психологами и направленные на устранение имеющегося дефекта с учетом индивидуально-психологических факторов.

Эти две группы методов взаимосвязаны друг с другом. При подборе методов коррекции эмоционально-волевых нарушений необходимо исходить из специфической направленности конфликта, определяющего эмоциональное неблагополучие ребенка: при внутриличностном конфликте целесообразно использовать игровые методы коррекции, психоаналитические методы; при преобладании межличностных конфликтов используется групповая психокоррекция, направленная на оптимизацию межличностных отношений, а также психорегулирующие тренировки с целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения. Кроме того, необходимо учитывать и степень тяжести эмоционального неблагополучия ребенка.

Особое значение в коррекции эмоционально-волевых нарушений детей с ОВЗ имеют игровые методы.

Игра является наиболее естественной формой жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется личность в целом. Существенным психологическим признаком игры является одновременное переживание человеком условности и реальности создавшейся ситуации. В условных обстоятельствах, создаваемых определенными правилами, игра позволяет человеку переживать удачи, успех, раскрывать физические и психические возможности.

Эти свойства игры как деятельности отражают её богатый коррекционный потенциал.

В середине 1920-х годов А. Фрейд и М. Кляйн впервые обратились к использованию игры как метода психотерапии детей. Авторами были предложены две формы игровой терапии: направленная и ненаправленная.

Направленная (директивная) игротерапия предполагает активное участие педагога в игре ребенка, где он направляет и интерпретирует деятельность ребенка. Ненаправленная (недирективная) игротерапия проходит в форме свободной игры ребенка, что способствует большему самовыражению, достижению эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Зарубежные исследователи разработали огромное количество методов недирективной игротерапии. Например, широко используются игры с песком и водой с целью коррекции эмоционального дискомфорта ребенка.

Недирективная игровая коррекция одновременно решает три основные задачи:

1) способствует развитию самовыражения ребенка;
2) корригирует имеющийся у ребенка эмоциональный дискомфорт;
3) формирует саморегулирующие волевые процессы.

В процессе недирективной игровой коррекции педагог устанавливает с ребенком эмпатическое общение, эмоционально сопереживает с ним, вводит определенные ограничения в игре. Введение ограничений в игру ребенка является главным условием достижения коррекционного успеха. Поэтому важная роль в процессе игровой коррекции принадлежит технике формулирования запретов и ограничений.

В направленной (директивной) игровой коррекции воспитатель является центральный звеном в игре, его функции заключаются в организации игры, в анализе её символического значения. Различаются два вида директивной игровой коррекции: сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации.

Сюжетно-ролевые игры направлены на коррекцию самооценки ребенка, на формирование у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Перед началом игры необходимо разработать специальные сюжеты, в которых перед ребенком возникали бы различные конфликтные ситуации, близкие ему по значению, выбрать игровой материал, сформировать группу. В процессе игры воспитатель фиксирует эмоциональные проявления ребенка. Рекомендует детям поочередно меняться ролями. Способность ребенка входить в роль, уподобление разыгрываемому образу – это важное условие для коррекции эмоционального дискомфорта ребенка и его внутриличностных конфликтов. Однако эффективность проведения сюжетно-ролевых игр в значительной степени зависит от возраста, интеллектуальных и физических возможностей ребенка, его социального опыта, особенностей его представлений о людях, их чувствах и взаимоотношениях.

Для детей с ограниченным социальным опытом используются игры-драматизации на темы знакомых им сказок. Основной целью игр-драматизаций является коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка. Проведению игры-драматизации должна предшествовать подготовительная работа с ребенком. Воспитатель вместе с ребенком обсуждает содержание знакомой ему сказки по заранее намеченным вопросам, которые помогают ребенку воссоздать образы персонажей сказки и проявить к ним эмоциональное отношение. Сказка актуализирует воображение ребенка, развивает у него умение представлять игровые коллизии, в которые попадают персонажи. Ребенок должен создать образ персонажа и уподобиться ему. Способность ребенка входить в роль и уподобляться образу – это важное условие, необходимое для коррекции не только эмоционального дискомфорта, но и негативных характерологических проявлений. Свои отрицательные эмоции и качества личности дети переносят на игровой образ, наделяя персонажи собственными отрицательными эмоциями и чертами характера.

Исходя из всего вышесказанного, я хотела бы подвести итог, выразив такую мысль: «Конечно, коррекционное-развивающее занятие – это не только игра, но и доверительность, непринужденность общения педагога с детьми, возникшие благодаря общей игровой атмосфере. А это дает более значительные результаты и позволяет беседовать на разнообразные темы, предоставляя больше возможностей побывать в разных ситуациях, чем «сухое» изложение материала и тренировочные упражнения. Именно поэтому я советую педагогам смелее использовать в работе игровые технологии с целью коррекции эмоционально-волевых нарушений и эффективно использовать их в своей работе.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.