ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Хамзина А.А. Сказкотерапия как метод психологического сопровождения детей с ОВЗ

Полный текст

Хамзина Алсу Абдулхаевна – педагог-психолог, структурное подразделение «Детский сад № 19» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 (Сызрань, Россия)

«Детство невозможно без наивности, непосредственности и впечатлительности наших детей, так же как невозможно без игры, без сказки»

В.А. Сухомлинский

Современная ситуация в обществе способствует увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети с ОВЗ – это сложный, своеобразный контингент. У них наблюдаются нарушения развития психических познавательных процессов, нарушения речи, эмоционально-волевой сферы. Особенности психолого-педагогической работы с этими детьми заключаются в индивидуальном подходе к каждому ребенку, составлению индивидуальных маршрутов воспитания и обучения, сопровождении рядом специалистов и педагогов, использовании разных методов и приемов в работе. Одним из наиболее эффективных методов является сказкотерапия.

Далее более подробно хотела бы рассмотреть тему «Сказкотерапия как метод психологического сопровождения детей с ОВЗ». Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим отказ от данного способа воспитания детей представляется если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.

Исходя из опыта работы с детьми с нарушениями речи, я пришла к выводу о том, что сказкотерапия является действенным средством коррекции, развития и воспитания детей с ОВЗ, поскольку позволяет легко проникнуть сквозь психологическую защиту и сформировать личность, способную решать свои проблемы. Поэтому использование сказкотерапии при психологическом сопровождении детей с ОВЗ является эффективным и актуальным направлением.

Метод сказкотерапии я применяю на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Основной целью сказкотерапии является:

  • снятие эмоционального напряжения;
  • создание игровой доверительной атмосферы в группе;
  • установление межличностных контактов между детьми;
  • формирование у детей адекватной самооценки, умения принятия своих отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям;
  • развитие мышления и воображения в процессе сочинения сказок;
  • развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах;
  • развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.

Сказкотерапевтические занятия развивают личность ребенка посредством многогранного воздействия. Развивают лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также способствуют устранению таких неблагоприятных качеств как нерешительность, страхи, агрессия и т.д. Благодаря погружению в сказку ребенок раскрывается, переживает яркие эмоции и ощущения. В ходе таких занятий целесообразным является обращение к опыту самого ребенка, прослеживание в сюжете сказки собственных проблемных ситуаций и поиск путей решения с помощью изменения сказочного сюжета совместно с ребенком. Важно заметить, что педагог, использующий в своей работе сказкотерапию, должен быть хорошо подготовлен, чтобы уметь сочинять метафоры, владеть мастерством интерпретации и уметь чувствовать ребенка.

При осуществлении психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи мною были выделены следующие направления работы со сказкой:

1. Метод «Сказкотерапевтическая диагностика»

С помощью определенных сказок и кукол можно проводить диагностику тех или иных проблем ребенка. Образный мир сказок позволяет ему идентифицировать себя с персонажем сказки. Он объединяет свои мысли и переживания с мыслями и переживаниями персонажа рассказываемой сказки и рассказывает о них. Предлагаемые дошкольником ответы на вопросы взрослого позволяют сделать заключение о психоэмоциональном состоянии ребенка.

2. Метод «Рассказывание и сочинение сказки»

Многие родители, воспитатели, педагоги рассказывают детям сказки, однако эта деятельность, как направление сказкотерапии, имеет свои особенности и формы. Сказки могут рассказывать дети с использованием картинок. Для этого мною изготовлены дидактические материалы «Составь сказки по картинкам». Представлены такие сказки, как «Репка», «Колобок», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Теремок». Использую не только известные сказки, но и составляю новые, исходя из психологических проблем детей. Например, сказки для преодоления страхов, тревожности, неуверенности в себе, для повышения активности (для медлительных детей) или наоборот для развития устойчиво­сти внимания (для гиперактивных).

3. Метод «Рисование сказки»

Желательно сказку нарисовать, представить в виде аппликации, слепить. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребенок воплощает всё, что его волнует, чувства и мысли.

4. Метод «Использование настольного театра при рассказе сказки»

Слушая или читая сказку, дети проигрывают, просматривают ее в своем воображении. Они представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, видят в своем воображении целый спектакль. Поэтому очень эффективным является использование постановки сказки в психологических целях. В работе с детьми применяю настольных персонажей сказки «Колобок», «Теремок».

Для закрепления усвоения содержания сказок и развития речи у детей с ОВЗ я применяю следующие игры по сказкам:

1. «Что сначала – что потом»

Используются иллюстрации из сказки, повторяющие последовательность сюжета. Эти картинки нужно перепутать и предложить ребенку восстановить последовательность сюжета, расставив картинки по порядку. Либо, убрав одну из них, предлагаю рассказать, какого эпизода в сказке не хватает. В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.

2. «Собери картинку»

Иллюстрации к сказке можно разрезать на несколько частей по принципу мозаики, предложив ребенку собрать картинку из частей и угадать, из какой сказки этот эпизод. Эта игра развивает воображение, способность к высказываниям.

3. «Сказочное лото»

Детям раздаются иллюстрации к сказкам, которые разделены на поля. Все поля заполнены, кроме некоторых. Маленькие карточки-части иллюстраций раздаются детям в случайном порядке. Участники игры должны определить, откуда каждая карточка и найти ей нужное место на иллюстрациях.

4. «Сказочная викторина»

Может происходить в командах. Дети отвечают на вопросы по сказкам и получают баллы.

5. Игра «Назовите сказочного героя или название сказки на каждую букву алфавита»

Недавно прошла курсы повышения квалификации в ГБУ ДПО Самарской области «Региональный социопсихологический центр» по теме «Психокоррекция личностного развития детей дошкольного возраста методом сказкотерапии». Во время прохождения курсов получила много новой информации о правильном использовании метода сказкотерапии в работе с дошкольниками. Взаимодействовали с коллегами из других детских садов города и области – делились опытом сочинения сказок по определенной психологической проблеме детей. Таким образом, составила копилку из сказкотерапевтических сказок. Одна из сказок представлена как конкурсная работа на сайте Всероссийского педагогического общества «Доверие».

В работе с детьми использую сказки: Сутеева В.Г. «Про Бегемота, который боялся прививок», «Яблоко»; Остера Г.Б. «Котенок по имени Гав»; Козлова С.Г. «Ежик в тумане»; К. Чуковского «Айболит», «Мойдодыр», «Краденое солнце» и др.

Я консультирую родителей по следующим темам: «Сказкотерапия в жизни дошкольника с ОВЗ», «Использование сказкотерапии в домашних условиях». Также провожу беседы с воспитателями, специалистами детского сада, даю рекомендации по данной тематике: «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи», «Сказкотерапия – инновационный метод в работе с детьми».

Исходя из опыта применения сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, могу отметить, что с помощью указанного метода существует большая доля вероятности добиться положительных результатов как в коррекции личностного развития ребенка, так и в социально-коммуникативном развитии. Связано это с тем, что в ходе групповых или индивидуальных занятий с ребенком отрабатываются необходимые навыки коммуникации и навыки коллективного взаимодействия, что повышает шанс ребенка на адаптацию в коллективе, в обществе. У детей с нарушениями речи повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять ее героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребенку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретенным опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас. Таким образом, можно сделать вывод, что сказкотерапия является эффективным методом психологического сопровождения детей с ОВЗ.

Список использованной литературы

  1. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2007.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – СПб.: ООО «Речь», 2000.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – М.: Речь, 2004.
  4. Терехова Н.Б. Сказкотерапия как форма психолого-педагогической работы с детьми ОВЗ. – М.: Просвещение, 2019.
  5. Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – М.: Сфера, 2009.
  6. Чижова О.Н. Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. – М.: Дошкольная педагогика, 2017.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.