ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Ховалыг У.Ш., Сат Ч.К., Куулар А.В. Опыт создания юрты-музея в этнокультурном комплексе детского сада

Полный текст

Ховалыг Ульяна Шыыраповна – заведующая; Сат Чойганмаа Кууларовна – методист; Куулар Аянмаа Валерьевна – старший воспитатель, МАДОУ детский сад «Хээлер» (Чадаана, Республика Тыва)

Освоение мира дошкольником осуществляется в процессе познавательного развития, основная цель которого – приобщение ребенка к опыту, накопленному человечеством.

Одним из требований ФГОС являются требования к развивающей предметно-пространственной среде, в соответствии с которыми она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. И здесь на помощь может прийти музейная педагогика, так как музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей. Основной целью музейной педагогики является приобщение к музейной культуре подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день «музейную педагогику» рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания.

Целью создания юрты-музея этнокультурного комплекса является реализация направления «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста», незаменимого средства эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников.

Музейная педагогика – достаточно известное направление и в современной педагогике. Развитие этого направления происходит благодаря взаимодействию музееведения, педагогики и психологии. Изначально музейная педагогика подразумевала прежде всего сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия. Однако в последние десятилетия музейная педагогика в значительной степени изменилась, так как дошкольные учреждения стали создавать собственные мини-музеи, а организация и использование мини-музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями. В то же время на базе музеев создаются разнообразные детские музейные центры, объединения и т.п.

Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.

Новизна нашего опыта по созданию юрты-музея в детском саду заключается в реализации, поиске и разработке инновационных подходов к решению задач познавательного развития, формированию у детей представлений о музее, развитии творческого и логического мышления, воображения, формирования активной жизненной позиции детей, расширения кругозора дошкольников.

Часто ли наши дети бывают в музеях? Результаты исследования, проведенного в 2018 году, показали, что большая часть воспитанников нашего детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, наш детский сад находится в небольшом городском поселении, где единственным музеем является филиал республиканского краеведческого музея «Алдан-Маадыр». Во-вторых, когда дети с родителями выезжают за пределы поселения, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея посещения музея, так как по мнению родителей дети дошкольного возраста еще малы.

Как же привлечь внимание детей и их родителей к музеям? Основная проблема, которая встала перед коллективом – это то, что большинство наших дошкольников никогда не бывали в музее. Дети не знали, что в музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то необычному или, наоборот, очень обычному, чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить. В музее всё особенное: и экспонаты, и обстановка, и вести себя нужно не так, как можно вести себя на улице или дома. Поэтому мы пришли к выводу, что если музей «принести» ребёнку, поместить его в стенах дошкольного учреждения, то такой музей должен обязательно обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для детей.

Этнокультурный комплекс при МАДОУ д/с «Хээлер» г. Чадаана функционирует с 2019 года.

В этнокультурном комплексе имеются следующие разделы: юрта-музей, консультационный центр, кабинет родного языка с мобильной библиотекой, площадка-инсталляция и площадка кочевника. Юрта-музей «Аяк хээлиг өндүр өөвүс / Гостеприимная юрта»: экспозиция юрты-музея размещена в двух юртах, установленных на территории учреждения. Настил пола выполнен из деревянных досок.

Юрта-музей способствует полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходимо интегрированное решение задач разных образовательных областей. Музей в детском саду представляет ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми.

Мебель и оборудование: 1 кухонный шкаф-улгуурге, 2 больших сундука-аптара, 4 маленьких сундука-аптара, 2 кровати, экспозиции из предметов быта и кухонной утвари – 10 наборов. Количество подлинных музейных предметов – 26.

К оформлению музея предъявляются особые требования. Одной из особенностей музеев в дошкольном учреждении является и то, что каждый экспонат музея доступен ребёнку. Его экспонаты не лежат под стеклом. Они находятся в рабочем состоянии, так, чтобы их можно было использовать в качестве методического материала в различных видах деятельности.

Без зрительных образов ребёнок не в силах правильно воспринимать сведения о материальной культуре народа, в этом одна из важных особенностей детей дошкольного возраста. Он может его не только рассматривать, но и трогать. Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств. Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки, может быть, подвигается с ней. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей, дети, конечно, с помощью воспитателя имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть. Другими словами, нужно создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться.

Дети дошкольного возраста усваивают всё прочно и надолго только тогда, когда всё слышат, видят и делают сами. Поэтому музей даёт возможность детям не только рассмотреть предмет, но и практически освоить его. Чем больше органов чувств будут задействовано в изучении традиционной культуры, тем глубже она усвоится.

Использование музея в образовательно-воспитательной работе – дело не простое. Введение в словарь ребёнка давно исчезнувших слов, названий, обозначений, заучивание вместе с ним текстов, организация фольклорных праздников. Педагоги, включающие посещение юрты-музея в воспитательно-образовательный процесс, обращают внимание на то, что экскурсии в юрту-музей приносят положительные эмоции в жизнь детей. Дети не скучают, у них появляется желание снова пойти в музей.

Здесь большое значение имеет не количество занятий в музее, а качество этих занятий, экскурсий, их подготовленность. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в которой ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает навыками, приобретает собственный опыт. Также большое значение имеет новизна материала, методы и приёмы его преподнесения, сюрпризность, ожидание ребёнком интересного, необычного.

Первое знакомство ребенка с использованием слова начинается с фольклорных произведений, первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные, а затем и другие формы устного народного творчества. «Язык фольклора еще остается одним из богатейших источников, одним из ресурсов обогащения литературного языка», – писал известный тувинский лингвист, профессор Ш.Ч. Сат.

Работа в музее позволяет организовать и речевое развитие детей, которое проходит через знакомство с творчеством тувинского народа. Посещение юрты детьми связано со знакомством с предметами быта, их названиями, предназначением, способами действия с ними. Причем при посещении юрты дети будут узнавать не только названия предметов, но и их функциональное использование. Система занятий в «юрте» включает активное знакомство детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством тувинцев. Во время занятий под руководством педагога дети узнают правила поведения в юрте, разучивают народные игры и благопожелания.

Все экспонаты в нашем музее интерактивны, ребенок может ознакомиться с музейными предметами, не только увидеть, но и услышать, пощупать. Для маленьких детей это очень важно, так как мир открывается для них не через пассивное «видение», а через активное «делание». Овладение грамматическим строем языка ребенок осуществляет на основе познавательного развития в тесной связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов деятельности. Индивидуальные и подгрупповые занятия в юрте-музее проводятся в средних и старших группах.

Развивать речь ребенка, не включая её в ту или иную деятельность, невозможно. Поэтому обучение детей тувинскому языку идет не только в ходе режимных процессов, но и в играх, в повседневной жизни. При этом применяются различные методы и приемы, широко используются элементы игровой деятельности. В приобщении ребенка к искусству слова, к литературе, к книге должна быть некая система. Сначала приучаем детей к звукам и словам родной речи. Знакомим с отдельными словами, обозначающими хорошо знакомые предметы (игрушки, части тела, одежду, посуду).

Народное творчество: сказки, игры, песни легли в основу дошкольного воспитания нашего детского сада. Большое внимание уделяется следующим видам работы:

  • изучение сказок, поговорок, потешек, пословиц;
  • знакомство с народными игрушками и играми;
  • создание и пополнение экспонатов музея-юрты.

Первое, с чем мы начинаем знакомить малышей – это, конечно, народные потешки, песенки, которые используем в ходе режимных моментов, умываясь, одеваясь на прогулку, просыпаясь, обедая.

Различные народные поговорки и пословицы часто используются как в специально организованной деятельности, так и в течение дня.

В младших группах идет приобщение детей к народной игрушке. От возраста к возрасту усложняются задачи по выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом, способам ориентировочных действий в мудрых народных игрушках – они требуют уже не только любознательности, но и смекалки.

В этом же возрасте дети приобщаются к играм, которые воспитывают чувство братского общения, товарищества. Одновременно это состязание в силе, ловкости, смекалке. В играх развиваются инициатива, организаторские способности, находчивость. Многие старинные игры включают в себя пение. Это украшает их, способствует быстрому запоминанию, придает ритмическую слаженность.

В средней группе воспитатели показывают детям, как пеленать ребенка и петь колыбельную песню (өпей ыры). Подражая плачущему младенцу «ы-ңаа-ы-ңаа» и напевая колыбельную «өпей-өпей», дети учатся произносить тувинские звуки Ө и Ң. Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.

Занятия-игры выполняют важные функции по воспитанию и развитию детей, поскольку народные игры всегда были тесно связаны с такими аспектами, как музыка, художественный текст, в них проявлялись особенности трудовой и хозяйственной деятельности тувинского народа. Игры в занимательной форме учат ребенка познавать окружающую природу и социализироваться в обществе. Следует отметить, что материалов по данному виду народного творчества у тувинцев в научной литературе встречается немного.

Также в своих занятиях воспитатели используют потешки, пестушки. Например, занятие «Оденем куклу – Ойнаар-кыс» – при ознакомлении с традиционной детской одеждой тувинцев потешку исполняют, когда надевают кукле на ноги обувь-бопук, при этом исполняют песенку ритмично, сопровождая ею действия, и у ребенка появляется инициатива к этим действиям.

Широко используются такие жанры детского фольклора, как считалки – рифмованные предметно-словесные стихи, обучающие счету. Например: «Матпаадыр», «Чадыр», «Арбай-хоор». Эти пальчиковые игры обучают не только навыкам речи, но и начальному счету, сопровождающимся словесными приговорками, носящими диалоговый характер, и служащих средством распределения ролей и очередности в игре для подражания строгого порядка. По мнению С.Г. Виноградова, «считалки исполняются не речевым, не мелодическим, а песенно-речевым интонированием, напоминающим на слух как бы «качание» мелодической линии.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития ребенка.

Развитие речи тоже напрямую связано с развитием движения. Поэтому новые федеральные государственные требования включают в себя организацию двигательной активности на занятиях. Эффективнее всего включать в занятия подвижные игры.

Подвижные игры на занятии по развитию речи можно использовать как элемент занятия, как физкультурную минутку, либо как закрепление пройденного материала. В игровой форме мышление протекает быстрее, и новый учебный материал усваивается прочнее, запоминается легче. К речевым играм относятся подвижные игры с речевым содержанием. Например, тувинская народная игра «Аскак-Кадай». Каждая народная игра начинается считалкой, напевно-забавной певалкой, занимательными диалогами. Они прочно и быстро запоминаются детьми и проговариваются в повседневной жизни, это развивает память и речь.

И еще хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности на все факторы развития речи ребенка. Особенно ценны в этом отношении короткие тувинские сказки «Как верблюд стал некрасивым», «Две мышки» и русские народные сказки «Теремок», «Пеструшка». Они побуждают детей проявлять свои речевые знания, эмоциональные качества.

Концепция дошкольного воспитания дает ориентир на личностное своеобразие каждого ребенка. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, коммуникативного развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. В этом огромную помощь оказывает организация работы «Школы экскурсоводов» в рамках проекта «Формирование связной речи у детей через реализацию проекта «Маленький экскурсовод»». Воспитателями проводится работа над грамотной, выразительной речью, коррекции её недостатков, над воспитанием культуры общения, формированием умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации.

Результатом проекта является создание и обучение подгруппы детей – экскурсоводов для совместной работы с взрослыми в этнокультурном комплексе и создания банка экскурсий.

Материально-техническое обеспечение занятий по развитию речи включает в себя дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы, описание печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, игр и игрушек, оборудование кабинета, а также перечень информационно-коммуникативных средств обучения.

Для эффективности обучения тувинскому языку создана предметно-развивающая среда. В зависимости от установок, возможностей, желания педагоги создают обстановку для изучения языка и культуры.

Кабинет родного языка «Родная Тува» / «Торээн Тывам» с мобильной библиотекой (2020) размещен в кабинете на 1 этаже корпуса №2. Он оснащен игрушками, дидактическими играми, картотекой игр по развитию тувинской речи, наглядными пособиями, национальными объектами (домашней утварью, представителями животного и растительного мира, символикой Тувы, сказками, пословицами, загадками и прочее).

Уголок регионального содержания оснащен разнообразными играми, альбомами, книгами о родном крае, краеведческой, художественной литературой, фотографиями, куклами в национальных костюмах.

В уголках подбираются произведения тувинских детских писателей соответственно возрасту, репродукции картин тувинских художников, иллюстрации к тувинским сказкам и художественным произведениям.

Воспитателями выпущены авторские методические пособия. Конспекты занятий составлены и апробированы на базе МАДОУ детского сада «Хээлер» г. Чадаана в 2019–2020 году на основе календарно-тематических планов Л.Х. Ооржак, УМК «Примерная образовательная программа по развитию родной (тувинской) речи в ДОУ РТ «Төрээн Тывам» / «Моя родная Тува» в рамках реализации регионального проекта «Тувинский язык – детям» Государственной программы «Развитие тувинского языка на 2020 год» и Федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование» в 2020 году.

Календарно-тематическое планирование и конспекты занятий соответствуют целям и задачам примерной образовательной программы, являются дополнительным учебно-методическим комплектом, разработанным в соответствии с ФГОС. Дидактические игры способствуют развитию, усвоению смысла новых слов, дополняя словарный запас новыми лексическими единицами, развивают умственные способности детей, расширяют имеющиеся у детей представления о культуре, быте тувинского народа, явлениях природы, растениях и животных.

В библиотеке с целью создания речевой среды собраны композиции из быта тувинцев-кочевников, игрушки – «одушевленные персонажи», которые помогают решать речевые задачи.

В учреждении с 2010 по 2018 годы реализован проект «Развитие речи детей в изобразительной деятельности посредством благопожеланий». Выпущен сборник методических материалов «Тувинские народные благопожелания» для воспитателей. Материалы проекта используются воспитателями в организованной образовательной деятельности: коммуникация и изобразительная деятельность и в совместно-партнерской деятельности с родителями.

С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Всё это в изобилии несут в себе народное творчество и быт. Сказки, загадки, поговорки, пословицы представляют настоящую сокровищницу народной мудрости. Песня, музыка, пляски передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа. Приобщаясь к народному творчеству, дети-дошкольники не только усваивают историю, традиции, культуру народа, но эта деятельность способствует успешному развитию у дошкольников основных психологических процессов (память, внимание, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность).

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.

Таким образом, опыт по созданию юрты-музея в детском саду является инновационным подходом к решению задач познавательного развития, формированию у детей представлений о музее, развитию творческого и логического мышления, воображения, формированию активной жизненной позиции детей, расширению кругозора дошкольников.

Продуктивное использование прогрессивного опыта этнокультурного воспитания детей предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденций образования: гуманизации, активности процесса обучения, духовно-нравственного и личностного развития, развития патриотических чувств, воспитания культуры межнационального общения.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.