ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Игнатович И.И., Торхова Г.Р. Использование LEGO-конструктора в математическом образовании детей дошкольного возраста

Полный текст

Игнатович Инна Игоревна – кандидат педагогических наук, доцент, ГАУ ДПО Мурманской области «Институт развития образования» (г. Мурманск, Россия)

Торхова Галина Руслановна – старший воспитатель, МБДОУ Терского района «Детский сад №3» (п. Умба, Мурманская область)

В статье рассматриваются возможности использования LEGO-конструктора как инструмента математического образования детей дошкольного возраста, развития математического мышления и познавательных способностей. Представлен сценарий образовательной деятельности по формированию элементарных математических для детей старшего дошкольного возраста с использованием LEGO-конструктора.

Ключевые слова: LEGO-конструктор, LEGO-технологии, конструирование, математическое образование детей дошкольного возраста.

Сегодня трудно представить дошкольную образовательную организацию, в которой педагоги не применяли бы элементы LEGO-технологии с целью эффективного обучения и развития детей. На протяжении нескольких десятков лет во всем мире LEGO-конструктор является одним из самых любимых игровых наборов и для малышей, и для воспитанников старшего возраста. С LEGO-конструктором дети увлеченно играют как самостоятельно, так и объединяясь с другими детьми или взрослыми наставниками.

В современное предметно-развивающее образовательное пространство детских садов включены различные виды и серии LEGO-конструкторов, имеющие разную возрастную и предметную адресованность, степень сложности применения конструктора.

В многочисленных психолого-педагогических исследованиях (Л.А. Венгера, А.Н. Да­видчук, Л.Г. Комаровой, Л.В. Куцаковой, Л.А. Парамоновой, Н.Н. Поддьякова и др.) убедительно раскрыто значение конструирования в развитии познавательных процессов, интеллектуальных и творческих способностей ребенка дошкольного возраста. В процессе конструирования у воспитанников совершенствуются умения и навыки ориентировки в пространстве, формируются представления о геометрических формах, фигурах, признаках предметов и объектов, развиваются способности сравнивать, сопоставлять, классифицировать предметы, объекты.

В научно-прикладных исследованиях (Т.И. Гризик, Л.Г. Комаровой, В.П. Новиковой, Л.И. Тихоновой, Е.В. Фешиной и др.) рассмотрены возможности использования LEGO-конструктора в процессе развития у дошкольников сенсорно-перцептивной, эмоционально-волевой и социально-коммуникативной сфер личности, формирования начал технического творчества, воображения и логико-конструктивного мышления. Серии конструкторов LEGO Education, ПервоРобот LEGO WeDo, LEGO Education Экспресс «Юный программист» помогают детям уже в дошкольном возрасте овладеть основами элементарного программирования.

Немаловажное значение имеет использование технологии LEGO-конструирования как инструмента предматематического и математического образования в дошкольном возрасте. В играх с конструкторами у детей создается естественным образом обусловленная мотивация для выполнения практических задач, ребенок незаметно для себя осваивает математическое содержание (ориентация в количественных отношениях, счет, вычисление, измерение, моделирование, ориентировка в пространстве, на плоскости, во времени, сравнение, классификация и др.).

Игры с LEGO-конструктором на занятиях по формированию элементарных математических представлений помогают создать базу для освоения детьми словесного и символического выражения математического материала, развития у дошкольников математического мышления (понимание алгоритма действий, последовательности, закономерности, сериации, выявление различных соотношений).

Включение технологии LEGO-конструирования в образовательную деятельность способствует формированию начальных математических знаний и развитию математических способностей воспитанников дошкольной образовательной организации.

Сценарий образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Цель: формировать базисные математические представления с использованием элементов LEGO-конструктора.

Задачи:

  • совершенствовать навыки прямого и обратного счета до 10 на наглядной основе, закрепить представление о составе числа;
  • познакомить детей с понятием «числовой отрезок», показать взаимосвязь арифметического действия сложения с направлением движения по числовому отрезку: движение вправо – увеличение», присчитывание, знак « + »;
  • развивать навыки ориентировки в пространстве, на плоскости, активизировать в речи слова «справа», «слева», «вверху», «внизу»;
  • создавать условия для развития воображения, математического мышления.

Материал: игрушка-мальчик ЛегоГоша, LEGO-конструктор, карточки для счета от 1 до 10, магнитная доска, мультимедийная презентация по теме «Счет от 1 до 10».

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: ЛегоГоша, мы рады видеть тебя в нашем детском саду! Сейчас ребята занимаются математикой: учатся считать, решать математические задачи и головоломки, сравнивать геометрические фигуры и многое другое. Приглашаем тебя поучаствовать вместе с ребятами в увлекательных математических играх и упражнениях помощью твоего любимого LEGO-конструктора.

1. Счет прямой и обратный на наглядной основе

(демонстрация таблицы на экране. Рис. 1)

Дети по очереди считают от 1 до 10, от 10 до 1, затем выполняют счет по заданию:

– от 3 до 8;
– от 9 до 2;
– от 2 до 7.

2. Игровое упражнение «Составь по порядку дорожки с цифрами по количеству «LEGO-кубиков»

(демонстрация таблицы на экране. Рис. 2)



Рис. 1

Рис. 2

3. Работа с числовым отрезком и арифметическим выражением

(с использованием напольного LEGO-конструктора. Рис. 3)

Воспитатель: Для чего нужен математический знак «+», какое арифметическое действие он выполняет? Верно, математический знак «+» обозначает действие «сложение». Выполнять сложение помогает числовая дорожка – «отрезок». Построим числовой отрезок из больших LEGO-кирпичиков (Игрушка ЛегоГоша «встает» на цифру 1 и делает шаг вправо по отрезку).

Воспитатель: Где сначала встал ЛегоГоша, в какую сторону он шагал, сколько шагов он сделал вправо?

Рис. 3

Дети вместе с воспитателем последовательно выкладывают числовые выражения на магнитной доске:

Физминутка (дети шагают на месте, на каждый вопрос воспитателя выполняют прыжки вверх в соответствии с заданным числом):

«Сколько крыльев у орла?
Сколько ног у слона?
Сколько шляп у мухомора?
Сколько глаз у светофора?
Один, два, три, четыре, пять – всё мы сможем посчитать!»

4. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

В мешочке находится несколько деталей конструктора «LEGO». Первый ребенок достает и показывает деталь, второй старается найти на ощупь такую же, остальные дети проверяют правильность выбора. Игра повторяется несколько раз.

5. LEGO-диктант «Красивые коврики»

Раздаточный материал – настольный LEGO-конструктор. Воспитатель предлагает детям сделать красивые коврики в соответствии с заданными условиями: называется цвет LEGO-кубика и место его расположения на коврике (в правый верхний угол прикрепить синий кубик, в левый верхний угол – фиолетовый, в левый нижний угол – зеленый, в правый нижний угол – желтый, в центре коврика – красный).

Воспитатель показывает свой образец для самопроверки. ЛегоГоша хвалит и подбадривает детей. Рис. 4.

Рис. 4

В заключение занятия воспитатель предлагает воспитанникам вспомнить, какое задание было самым трудным, самым легким, самым интересным.

ЛегоГоша благодарит детей за увлекательные игры с LEGO-конструктором.

Список литературы

  1. Усынин В.В., Волчегорская Е.Ю., Фортыгина С.Н. Развитие креативно-технологических способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами LEGO-конструирования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – №7. – С. 102–105.
  2. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 144 с.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.