Ищенко Ольга Ивановна, Медко Марина Алексеевна – воспитатели, МКДОУ «Садовский детский сад» (с. Садовое, Сарпинский р-он, Республика Калмыкия)
«Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о памятниках, литературе, языке, живописи … Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если будем озабоченны воспитанием душ, а не только передачей знаний…»
Д. Лихачев
Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека.
В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать
о своей Родине, крае, месте, где они живут.
Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей, невозможно. Тогда возникает вопрос – на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение, относясь уважительно и толерантно ко всем религиям?
Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим народом, с его традициями и бытом с раннего детства. Главная задача в этом направлении – вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот сохранялся с раннего детства и до школьных лет. Поэтому необходима организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей в семье, детском саду, школе, тем более, что современные молодые родители в большинстве своем не знают национальных традиций духовного воспитания, хотя положительно относятся к их возрождению. А образовательное учреждение, при определенных условиях, как раз и может возродить основы традиционного духовного воспитания детей. Для того чтобы начать работу в области духовно-нравственного воспитания, необходимы определенные условия:
Предметно-развивающую среду надо создавать соответственно возрасту детей. Это библиотека, где есть детская Библия, сборник рассказов и сказок с христианским смыслом, красочные книги с русскими народными сказками.
Вести театральную деятельность необходимо с внедрением духовно-нравственных начал, указывая на то, где зло, а где добро. В каждой группе рекомендуется организовать уголок ряженья с элементами народных костюмов, шапочки для инсценировок сказок, кукольные театры. Можно проводить экскурсии в музей старины, оборудованный в ДОУ (собраны сохранившиеся старинные бытовые предметы, печь, деревянные лавки и столы, самотканые половики).
Приоритеты:
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью – «Ярмарка»; зимой – «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной – «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица). Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с памятными датами, событиями в общественной жизни. Важным элементом в нашей работе остается сказкотерапия.
Слабым звеном в духовно-нравственном воспитании детей является семья. Воспитание, даваемое в образовательном учреждении, не принесет ожидаемой от него пользы, если родители не будут стараться поддерживать в детях те добрые правила жизни, которые преподают педагоги. Практика работы по духовно-нравственному воспитанию детей показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание. То, что обязана дать малышу семья, никто, кроме нее, не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
С родителями рекомендуется проводить:
Цель работы ДОУ с родителями – просветительная, т.е. знакомство родителей с православной культурой и историей, пробуждение к ней интереса. Необходимо вопросы духовно-нравственного воспитания ставить на общих родительских собраниях, большее внимание уделять средствам наглядной информации: стендам, ширмам, папкам-передвижкам.
Итак, работа по развитию нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не заканчивается. Надеюсь, что добрые семена взрастут в детских душах, и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.
Именно дошкольный возраст нельзя игнорировать для становления представлений
о добре и зле, нравственных эталонах и моральных нормах поведения и взаимоотношений, формирования патриотических чувств. Душа маленького ребенка – это как бы воск, еще не имеющий определенной формы, а к 6–8 годам он уже «затвердевает», и к этому возрасту у ребенка формируется характер, в том числе и определенные привычки, изменить которые в школьном возрасте бывает нелегко, а совершенно заменить другими почти невозможно. n
Ваша корзина пуста