Ищенко Ольга Ивановна – воспитатель высшей кв. категории, муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Садовский детский сад» (Республика Калмыкия, Сарпинский р-он, с. Садовое)
Дети сидят полукругом на ковре. Воспитатель обращает внимание детей на таинственное появление в группе красочной коробки (в коробке лежат кусочки мыла).
Воспитатель. Ребята, откуда взялась коробка? Может, это вы её принесли? Нет? Странно.
Из-за ширмы показывается кукла Пузырик.
Пузырик. Это моё, моё. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Пузырик. Вы не видели моих друзей пузырят? Я нигде их не могу найти. Моя мама говорит, что они появляются из волшебных кубиков, которые лежат в этой коробке. Я их грел, кормил, тёр, но пузырята так и не появились. Может, вы мне поможете?
Воспитатель. А ты знаешь, как называются эти кубики?
Пузырик. Нет.
Воспитатель. Чтобы узнать предмет, с ним надо познакомится. А в этом деле у нас есть помощники. Какие, ребята?
Дети. Глаза, уши, рот, нос, руки.
Воспитатель. Сейчас вы увидите предмет. Наверное, вы его сразу узнаете, но прежде чем назвать его, давайте расскажем о нем с помощью помощников.
Воспитатель открывает коробку и, не вытаскивая мыла из упаковки, показывает детям.
Итак, первый наш помощник – глаза. Что они вам говорят о предмете? Какой он?
Дети дают характеристику мылу: прямоугольный, овальный, белый, розовый, сиреневый.
Воспитатель. Следующий наш помощник – уши. Они о чём говорят? Предмет звуки не издаёт.
Пузырик. А рот с язычком нам помогут? Нет. Этот предмет нельзя брать в рот, он несъедобный.
Воспитатель. Сейчас возьмите этот предмет в руки. Что они вам говорят о предмете? Какой он?
Дети. Гладкий, шершавый, холодный, твердый, тяжелый.
Воспитатель. Какой помощник нам еще может помочь? Нос. Что он говорит о предмете?
Дети. Ароматный, душистый, пахучий.
Учёт особенностей физиологической фазы «врабатывания» у детей: первая часть занятия не загружается сложным, ответственным материалом, требующим значительных умственных и психических усилий
Воспитатель. Закройте глаза, попробуйте представить себе предмет, который имеет такой аромат. (Вывешивает картинки, изображающие предметы, соответствующие аромату мыла.)
Дети слушают музыку.
Откройте глаза. Что ты услышал? А ты? Какие картинки появились перед глазами? Найдите изображение этих предметов на картинке.
Мы рассказали всё об этом предмете, а для чего он нужен?
Дети. Умываться, стирать.
Воспитатель. Вы догадались, что это?
Дети. Мыло.
Пузырик. Я понял, этот волшебный кубик – мыло, но как из него сделать ребят-пузырят?
Воспитатель. Мы сейчас тебе всё покажем, но сначала мы немного разомнемся и поиграем в игру, которая называется «Помощник».
Элементы релаксации, музыкотерапии. Развитие воображения – основы мышления ребенка дошкольного возраста.
Дружно мы поможем маме,
Мы бельё стираем сами,
Мылим, мылим, трём, трём,
Хорошенько сполоснём.
Сильно выжмем и встряхнём.
А веревка высоко, высоко,
Дотянуться нелегко, нелегко.
На носочки мы встаём,
И веревку достаём.
Смена динамической позы для активизации детей в период снижения умственной работоспособности, снятие статического и эмоционального напряжения, увлечения двигательной активности.
Воспитатель. Ребята, сейчас нам предстоит стать маленькими исследователями. Вы готовы?
Дети. Дааа.
Воспитатель. Сейчас мы отправимся в нашу исследовательскую лабораторию.
Теперь мы – ученые-исследователи.
И мы будем проводить опыт с мылом. Но прежде чем начать эксперимент, мы наденем спецодежду.
Что необходимо помнить при работе с мылом?
Дети. Беречь глаза, не трогать глаза и рот.
Воспитатель. Молодцы. Итак, ребята, обратите внимание на воду. Какая она?
Дети. Прозрачная, тёплая, без запаха.
Воспитатель. А теперь опустите кусочек мыла в воду и начинайте его размыливать. Какое стало мыло?
Дети. Скользкое.
Воспитатель. Что произошло с водой?
Дети. Стала мутная, пенится, появился запах. Мыла.
Воспитатель. Возьмите трубочки и подуйте через них в воду.
Пузырик. Ура! Мои друзья-пузырьки появились. Какие пузырьки у вас получились?
Дети. Большие, маленькие, переливаются на свету.
Воспитатель. Что произойдёт с пузырями, если к ним прикоснуться?
Дети. Лопнут.
Воспитатель. Почему?
Дети. Они тонкие.
Воспитатель. А если на них подуть?
Дети. Они полетят, они лёгкие.
Воспитатель. Как вы думаете, внутри пузырей что-то есть?
Дети. Воздух, мы их надули.
Пузырик. Ура, у меня теперь много друзей-пузырят. Ой, ребята, я нечаянно в воду уронил краску. Что теперь будет с моими друзьями?
Воспитатель. Как вы думаете, что произойдет с пузырями, если добавить другие цвета? Давайте попробуем добавить краску в наши пузыри.
Получилась разноцветная пена. Давайте с вами нарисуем этой пеной картину. Например, разноцветные облака. Для этого нужно подуть в воду, чтобы образовалась цветная пена.
Затем возьмите листочки бумаги и аккуратно положите на пену свои листики. Пузырьки будут лопаться, оставляя следы на листке. После этого мы увидим, что у вас получилось.
Пузырик. Я всё понял, только боюсь, что забуду, как их искать.
Воспитатель. Чтобы ты не забыл, мы тебе сейчас ещё раз напомним. Вытирайте руки, ребята, сейчас мы покинем нашу лабораторию и превратимся опять в обычных ребят.
Итак, мы вернулись на наше прежнее место. Здесь мы поможем нашему гостю Пузырику запомнить, как делать пузырят.
Смена позы в соответствии с видом деятельности.
Применение экспериментального метода способствует активизации инициативы детей в период снижения умственной работоспособности.
Обеспечение фактора фиксации внимания в «фазе устойчивой работоспособности» (изложение нового, теоретического материала сопровождается практическими действиями на реальном материале).
Обеспечивается оптимальные с физиологической точки зрения условия для восприятия и переработки новой информации – «чувственный» (трогают, ощупывают мыло руками, нюхают воду, определяют цвет) – это первый физиологический необходимый этап.
Используя возможности «образного» этапа (демонстрация реальных предметов и явлений), как более доступного для дошкольника физиологического этапа восприятия и переработки новой информации. Это позволяет предупредить раннее наступление утомления.
Чтоб пузырик получить,
Надо чудо совершить.
Взять простой кусочек мыла
И водичкою полить.
Три минуты подождать,
Быстро-быстро размешать.
Полетели пузыри
Легкие, как мотыльки,
С ними можно поиграть,
Половить и полетать.
Дети играют с мыльными пузырями
Игра проводится для активации детей в период снижения умственной работоспособности, снятия статического и эмоционального напряжения, увлечения двигательной активности, одновременно решается задача закрепления знаний.
Поддержание умственной работоспособности в последней фазе занятия с помощью использования игрового метода.
Воспитатель жестом предлагает сесть на ковер.
На этом мы заканчиваем наше занятие. Давайте попрощаемся с нашим гостем, он к нам придет ещё не раз для того, чтобы с вами поиграть.
Итак, кто же побывал у нас в гостях?
Какой он был в начале занятия?
А в конце занятия?
Что интересного вы узнали сегодня?
Чем занимались?
Чем рисовали картину и что рисовали?
А у нас растут цветы, которые мы рисовали?
Молодцы!
Снятие эмоционального напряжения (положительные эмоции, вызванные похвалой, тактильным контактом).
Ваша корзина пуста