ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Ищенко О.И. Необыкновенные приключения весёлого Пузырика (познавательное занятие с экспериментированием в средней группе)

№01 2022 Ищенко О.И. Необыкновенные приключения весёлого Пузырика (познавательное занятие  с экспериментированием в средней группе)
Полный текст

Ищенко Ольга Ивановна – воспитатель высшей кв. категории, муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Садовский детский сад» (Республика Калмыкия, Сарпинский р-он, с. Садовое)

Задачи

  1. Расширить представления детей о свойствах мыла путем исследовательской деятельности.
  2. Активизировать словарь детей на основе знаний о мыле и воде.
  3. Формировать правила безопасности при работе с мылом.
  4. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Материал для НОД

  1. Яркая коробка.
  2. Кусковое мыло (разной формы, ароматам).
  3. Воздушный шарик с грустной и веселой мордочкой.
  4. Карточки с изображением цветов соответствующего аромату мыла.
  5. Табличка с надписью лаборатория.
  6. Халаты (если имеются).
  7. Средства защиты (прозрачные очки).
  8. Миски под воду средней глубины на каждого ребенка.
  9. Коктейльные трубочки на каждого ребенка.
  10. Кусочки мыла на каждого ребенка.
  11. Гуашь или пищевой краситель.
  12. Листы белой бумаги.
  13. Салфетки.
  14. Мыльные пузыри для игры.

Ход НОД

1. Сообщение темы

Дети сидят полукругом на ковре. Воспитатель обращает внимание детей на таинственное появление в группе красочной коробки (в коробке лежат кусочки мыла).

Воспитатель. Ребята, откуда взялась коробка? Может, это вы её принесли? Нет? Странно.
Из-за ширмы показывается кукла Пузырик.

Пузырик. Это моё, моё. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Пузырик. Вы не видели моих друзей пузырят? Я нигде их не могу найти. Моя мама говорит, что они появляются из волшебных кубиков, которые лежат в этой коробке. Я их грел, кормил, тёр, но пузырята так и не появились. Может, вы мне поможете?

Воспитатель. А ты знаешь, как называются эти кубики?

Пузырик. Нет.

Воспитатель. Чтобы узнать предмет, с ним надо познакомится. А в этом деле у нас есть помощники. Какие, ребята?

Дети. Глаза, уши, рот, нос, руки.

Воспитатель. Сейчас вы увидите предмет. Наверное, вы его сразу узнаете, но прежде чем назвать его, давайте расскажем о нем с помощью помощников.

Воспитатель открывает коробку и, не вытаскивая мыла из упаковки, показывает детям.

Итак, первый наш помощник – глаза. Что они вам говорят о предмете? Какой он?

Дети дают характеристику мылу: прямоугольный, овальный, белый, розовый, сиреневый.

Воспитатель. Следующий наш помощник – уши. Они о чём говорят? Предмет звуки не издаёт.

Пузырик. А рот с язычком нам помогут? Нет. Этот предмет нельзя брать в рот, он несъедобный.

Воспитатель. Сейчас возьмите этот предмет в руки. Что они вам говорят о предмете? Какой он?

Дети. Гладкий, шершавый, холодный, твердый, тяжелый.

Воспитатель. Какой помощник нам еще может помочь? Нос. Что он говорит о предмете?

Дети. Ароматный, душистый, пахучий.

Здоровьесберегающее сопровождение

Учёт особенностей физиологической фазы «врабатывания» у детей: первая часть занятия не загружается сложным, ответственным материалом, требующим значительных умственных и психических усилий

2. Актуализация занятий с опорой на воображение и индивидуальный жизненный опыт

Воспитатель. Закройте глаза, попробуйте представить себе предмет, который имеет такой аромат. (Вывешивает картинки, изображающие предметы, соответствующие аромату мыла.)

Дети слушают музыку.

Откройте глаза. Что ты услышал? А ты? Какие картинки появились перед глазами? Найдите изображение этих предметов на картинке.
Мы рассказали всё об этом предмете, а для чего он нужен?

Дети. Умываться, стирать.

Воспитатель. Вы догадались, что это?

Дети. Мыло.

Пузырик. Я понял, этот волшебный кубик – мыло, но как из него сделать ребят-пузырят?

Воспитатель. Мы сейчас тебе всё покажем, но сначала мы немного разомнемся и поиграем в игру, которая называется «Помощник».

Здоровьесберегающее сопровождение

Элементы релаксации, музыкотерапии. Развитие воображения – основы мышления ребенка дошкольного возраста.

3.Оздоровительный момент. Физкультминутка «Помощник»

Дружно мы поможем маме,
Мы бельё стираем сами,
Мылим, мылим, трём, трём,
Хорошенько сполоснём.
Сильно выжмем и встряхнём.
А веревка высоко, высоко,
Дотянуться нелегко, нелегко.
На носочки мы встаём,
И веревку достаём.

Здоровьесберегающее сопровождение

Смена динамической позы для активизации детей в период снижения умственной работоспособности, снятие статического и эмоционального напряжения, увлечения двигательной активности.

4. Изучение нового материала

Воспитатель. Ребята, сейчас нам предстоит стать маленькими исследователями. Вы готовы?

Дети. Дааа.

Воспитатель. Сейчас мы отправимся в нашу исследовательскую лабораторию.
Теперь мы – ученые-исследователи.
И мы будем проводить опыт с мылом. Но прежде чем начать эксперимент, мы наденем спецодежду.
Что необходимо помнить при работе с мылом?

Дети. Беречь глаза, не трогать глаза и рот.

Воспитатель. Молодцы. Итак, ребята, обратите внимание на воду. Какая она?

Дети. Прозрачная, тёплая, без запаха.

Воспитатель. А теперь опустите кусочек мыла в воду и начинайте его размыливать. Какое стало мыло?

Дети. Скользкое.

Воспитатель. Что произошло с водой?

Дети. Стала мутная, пенится, появился запах. Мыла.

Воспитатель. Возьмите трубочки и подуйте через них в воду.

Пузырик. Ура! Мои друзья-пузырьки появились. Какие пузырьки у вас получились?

Дети. Большие, маленькие, переливаются на свету.

Воспитатель. Что произойдёт с пузырями, если к ним прикоснуться?

Дети. Лопнут.

Воспитатель. Почему?

Дети. Они тонкие.

Воспитатель. А если на них подуть?

Дети. Они полетят, они лёгкие.

Воспитатель. Как вы думаете, внутри пузырей что-то есть?

Дети. Воздух, мы их надули.

Пузырик. Ура, у меня теперь много друзей-пузырят. Ой, ребята, я нечаянно в воду уронил краску. Что теперь будет с моими друзьями?

Воспитатель. Как вы думаете, что произойдет с пузырями, если добавить другие цвета? Давайте попробуем добавить краску в наши пузыри.

Получилась разноцветная пена. Давайте с вами нарисуем этой пеной картину. Например, разноцветные облака. Для этого нужно подуть в воду, чтобы образовалась цветная пена.

Затем возьмите листочки бумаги и аккуратно положите на пену свои листики. Пузырьки будут лопаться, оставляя следы на листке. После этого мы увидим, что у вас получилось.

Пузырик. Я всё понял, только боюсь, что забуду, как их искать.

Воспитатель. Чтобы ты не забыл, мы тебе сейчас ещё раз напомним. Вытирайте руки, ребята, сейчас мы покинем нашу лабораторию и превратимся опять в обычных ребят.

Итак, мы вернулись на наше прежнее место. Здесь мы поможем нашему гостю Пузырику запомнить, как делать пузырят.

Здоровьесберегающее сопровождение

Смена позы в соответствии с видом деятельности.

Применение экспериментального метода способствует активизации инициативы детей в период снижения умственной работоспособности.

Обеспечение фактора фиксации внимания в «фазе устойчивой работоспособности» (изложение нового, теоретического материала сопровождается практическими действиями на реальном материале).

Обеспечивается оптимальные с физиологической точки зрения условия для восприятия и переработки новой информации – «чувственный» (трогают, ощупывают мыло руками, нюхают воду, определяют цвет) – это первый физиологический необходимый этап.

Используя возможности «образного» этапа (демонстрация реальных предметов и явлений), как более доступного для дошкольника физиологического этапа восприятия и переработки новой информации. Это позволяет предупредить раннее наступление утомления.

5. Закрепление знаний. Игра «Как получить пузырик»

Чтоб пузырик получить,
Надо чудо совершить.
Взять простой кусочек мыла
И водичкою полить.
Три минуты подождать,
Быстро-быстро размешать.
Полетели пузыри
Легкие, как мотыльки,
С ними можно поиграть,
Половить и полетать.

Дети играют с мыльными пузырями

Здоровьесберегающее сопровождение

Игра проводится для активации детей в период снижения умственной работоспособности, снятия статического и эмоционального напряжения, увлечения двигательной активности, одновременно решается задача закрепления знаний.

Поддержание умственной работоспособности в последней фазе занятия с помощью использования игрового метода.

6. Итог занятия

Воспитатель жестом предлагает сесть на ковер.

На этом мы заканчиваем наше занятие. Давайте попрощаемся с нашим гостем, он к нам придет ещё не раз для того, чтобы с вами поиграть.
Итак, кто же побывал у нас в гостях?
Какой он был в начале занятия?
А в конце занятия?
Что интересного вы узнали сегодня?
Чем занимались?
Чем рисовали картину и что рисовали?
А у нас растут цветы, которые мы рисовали?
Молодцы!

Здоровьесберегающее сопровождение

Снятие эмоционального напряжения (положительные эмоции, вызванные похвалой, тактильным контактом).

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.