ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Дмитриева Т.А., Погребовская Е.А., Гертман Е.Л. Открытые временные группы в образовательном комплексе как форма организации саморазвивающейся образовательной среды

Полный текст

Дмитриева Татьяна Александровна – заведующая; Погребовская Елена Александровна – сурдопедагог; Гертман Екатерина Львовна – заместитель заведующего по коррекционной работе, МБДОУ «Образовательный комплекс – детский сад №201», Удмуртская Республика, г. Ижевск

Наше дошкольное учреждение размещается в 5 корпусах, находящихся на единой территории. Функционирует 30 групп, в каждом корпусе есть группы общеразвивающей и компенсирующей направленности. Детский сад посещают 750 воспитанников. 209 детей имеют проблемы со здоровьем: тяжелые нарушения речи, задержки психического развития, интеллектуальная недостаточность, есть слабослышащие дети, в том числе после операции кохлеарной имплантации.

Для всестороннего развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и получения ими коррекционной помощи необходим комплексный подход специалистов, которые тесно взаимодействуют между собой. Наше дошкольное учреждение располагает таким ценным ресурсом. В штате есть учителя-дефектологи, сурдопедагоги, учителя-логопеды, специальные психологи, педагоги-психологи, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре и лечебной физической культуре. Благодаря такому подбору специалистов оказание необходимой коррекционной помощи в группах компенсирующей направленности не вызывает затруднений.

Актуальной проблемой нашего учреждения является пребывание в общеобразовательных группах воспитанников с заключениями ПМПК, которые требуют индивидуального подхода, коррекционной помощи и участия узких специалистов (учитель-дефектолог, учитель-логопед, сурдопедагог, специализированный психолог и т.д.), в соответствии с рекомендациями ПМПК.

Решить эту проблему нам помогает практика внедрения «временных групп», которые создаются для решения задач, ограниченных во времени.

«Временная группа» – это объединение педагогов, созданное для решения конкретных образовательных потребностей и реализации адаптированной основной образовательной программы (далее АООП) воспитанника, имеющего заключение психолого-медико-педагогической комиссии и посещающего общеобразовательную группу.

Для реализации адаптированной программы (АООП) воспитанника, посещающего общеразвивающую группу, собирается заседание психолого-педагогического консилиума, где принимается решение о создании временной группы, а также составляется индивидуальный маршрут сопровождения данного воспитанника. «Временная группа» создается приказом заведующего, где утверждается:

  • Ответственный за координацию работы Открытой временной группы;
  • Положение об Открытой временной группе;
  • Состав педагогов Открытой временной группы;
  • Функционал педагогов Открытой временной группы;
  • Срок действия Открытой временной группы;
  • Условия деятельности Открытой временной группы.

С данным приказом знакомят родителей (законных представителей), педагогический состав «временной группы», а также педагогов общеразвивающей группы, которые уча­ствуют в коррекционной работе, выполняя задания специалистов.

Созданию Открытой временной группы предшествует:

1. Изучение запросов родителей (законных представителей) воспитанников с особыми образовательными потребностями.

2. Изучение контингента воспитанников общеобразовательных групп, имеющих заключение ПМПК.

3. Анализ материально-технической базы общеобразовательных групп, которые
посещают воспитанники с заключением ПМПК.

4. Анализ кадровых возможностей для оказания коррекционной помощи воспитанникам, с заключением ПМПК, посещающих общеобразовательные группы.

5. Информирование родителей (законных представителей) воспитанников общеобразовательных групп, имеющих заключение ПМПК, о создании Открытой временной группы и получение их согласия.

Практика Открытых временных групп позволяет создать систему консультационной, диагностической, коррекционной, психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям).

1. Состав временной группы: формируется в соответствии с рекомендациями ПМПК и включает следующих специалистов: учителя-дефектолога, сурдопедагога, учителя-логопеда, педагога-психолога.

Основные задачи в работе каждого специалиста:

Педагог-психолог:

  • развивать эмоциональную сферу;
  • снижать уровень тревоги и неуверенности в себе;
  • развивать навыки межличностного взаимодействия и коммуникации в группе сверстников;
  • формировать игровые навыки и навыки предметной деятельности.

Сурдопедагог:

  • развивать слуховое восприятие речевых и неречевых звуков;
  • развивать устную речь;
  • активизировать и продолжать формировать словарный запас;
  • развивать фонематический слух, дифференцировать звуки разного частотного диапазона.
Учитель-дефектолог:
  • развивать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления, речи;
  • формировать и развивать познавательный интерес;
  • продолжать формировать сенсорные эталоны;
  • оказывать помощь воспитателю в реализации АООП в непосредственно образовательной деятельности.

Учитель-логопед:

  • развивать артикуляционную моторику;
  • развивать фонетико-фонематическую сторону речи;
  • развивать просодическую сторону речи;
  • формировать и активизировать активный словарный запас;
  • развивать лексико-грамматическую сторону речи.

2. Группа создается на срок от 6 месяцев до года. Установленный срок обоснован тем, что шесть месяцев – это минимальное время, за которое можно наблюдать результаты работы специалистов с ребенком. Максимальное время – один учебный год.

Этапы работы временной группы:

1. Диагностика ребенка специалистами временной группы.

2. Составление индивидуального маршрута сопровождения ребенка по результатам диагностики.

3. Составление расписания образовательной деятельности воспитанника.

Чтобы понять, как составляется расписание для слабослышащего ребенка, посещающего общеразвивающую группу, приведем конкретный пример.

В соответствии с адаптированной основной образовательной программой для воспитанника с нарушениями слуха максимально допустимый объем образовательной нагрузки не превышает нормативы СанПин от 15.05.2013.

В соответствии с количеством часов, отведенных на образовательную деятельность и индивидуальным маршрутом, воспитанник может получать коррекционную помощь, посещая занятия в общеобразовательной или компенсирующей группе, в зависимости от задач.

Мы представляем вашему вниманию таблицу. В ней показано, как и где ребенок может получить коррекционное или общеразвивающее сопровождение (в условиях компенсирующей или общеразвивающей группы), в какой форме (групповая, подгрупповая, индивидуальная), в каких видах непосредственно – образовательной деятельности она реализуется (музыка, рисование, окружающий мир и т.д.).

В рамках индивидуального маршрута воспитанник с ПМПК получает:


Часть занятий ребенок посещает с воспитанниками компенсирующей группы, часть с воспитанниками общеразвивающей группы. Такая возможность появляется, благодаря тому, что сетки занятий компенсирующей и общеразвивающей групп максимально приближены друг другу по расписанию, отличаясь содержанием.

На примере двух дней покажем, как строится образовательный процесс ребенка
во временной группе.

1. Занятия художественно-эстетической направленности (музыка, лепка, конструирование, рисование) и групповые занятия с педагогом-психологом воспитанник посещает в общеразвивающей группе, согласно расписанию ОГ.

2. Занятия по познавательному и речевому развитию (занятия с учителем-дефектологом (сурдопедагогом) воспитанник посещает в компенсирующей группе.

3. Занятия по физическому развитию воспитанник получает с воспитанниками компенсирующей группы.

4. Индивидуальные занятия с педагогом-психологом, учителем-логопедом и сурдопедагогом воспитанник получаем в соответствии с графиком индивидуальной работы специалистов в свободное от НОД время.

Сама НОД одинакова в обеих группах. Но в компенсирующей группе содержание такой деятельности носит коррекционный характер, необходимый для слабослышащих детей. Поэтому в данном случае, мы выбираем для нашего воспитанника формирование элементарных математических представлений в КГ. Музыкальное занятие для слабослышащих воспитанников имеет свою специфику, необходимую для нашего воспитанника на начальном этапе, поэтому мы тоже выбираем посещение музыкальных занятий с компенсирующей группой. А НОД рисование для него доступно в условиях общеразвивающей группы.

Сетка занятий ребенка 4–5 лет с заключением ПМПК по статусу слабослышащий воспитанник во временной группе

КГ – компенсирующая группа
ОГ – общеобразовательная группа

Всю необходимую образовательную нагрузку ребенок, получает в полном объеме, благодаря слаженной работе педагогов временной группы.

Дети, посещающие временную группу, получают помощь не только во время непосредственной образовательной коррекционно-развивающей деятельности у специалистов, но и от воспитателей общеразвивающих групп, которых курируют эти специалисты. Последние могут вести педагогические консультации / тетрадь взаимодействия, помогая воспитателям целенаправленной работе с ребенком. Воспитатель может реализовывать помощь как во время НОД на групповых занятиях по основным образовательным областям, так и на индивидуальных занятиях или в микрогруппах по 2–3 человека в вечернее время.

Кроме оказания коррекционной помощи воспитаннику, педагоги Открытой временной группы ведут систематическую работу с родителями (законными представителями). Работа начинается с момента принятия решения о создании Открытой временной группы и продолжается до выбытия ребенка из дошкольного учреждения. Работа с родителями (законными представителями) заключается в следующем:

1. Оказание консультативной и методической помощи через индивидуальные консультации.

В случае возникновения вопросов к одному из педагогов временной группы, родитель может записаться на консультацию по интересующим его вопросам.

Каждый педагог ВГ проводит плановые консультации, где рассказывает о методах и приемах работы по своему направлению, показывает, как он их реализует, а также знакомит родителей с результатами промежуточной диагностики.

2. Формирование педагогических компетенций, через организацию мастер-классов, обучающих семинаров, открытых занятий.

 

3. Оказание психолого-педагогической поддержки через индивидуальные консультации, индивидуальную и подгрупповую терапию (песочная терапия, цвето-, арт-терапия), организацию встреч родителей, воспитанников с ОВЗ.

4. Оказание юридической и поддержки через организацию администрацией ДОУ круглых столов, диалоговых встреч «Вопрос – ответ», для обсуждения вопросов, связанных с правами родителей ребенка с ОВЗ, сбором документов на инвалидность, на повторную психолого-медико-педагогическую комиссию, а также по вопросам, связанным с обращением за квотами на реабилитацию.



5. Оказание социального сопровождения, через предоставление информации о реабилитационных центрах, центрах социализации, организациях работающих с детьми с ОВЗ, психолого-медико-педагогических комиссиях и других социальных службах.


6. Обеспечение вопросов преемственности с школами специализированными или общеразвивающими (составление характеристик выпускника, предоставление маршрута и оказанной коррекционной помощи).

 

Результаты работы Открытой временной группы

В ходе слаженной, систематической, командной работы Открытой временной группы были получены следующие результаты (1 учебный год):

– создано 12 открытых временных групп (2 открытые временные группы для детей с интеллектуальной недостаточностью, 3 – для детей с задержкой психического развития, 3 – для слабослышащих воспитанников и 4 – для детей с тяжелыми нарушениями речи);

– разработаны и реализованы 12 адаптированных основных образовательных программ;

– в общеобразовательные школы города ушли 9 воспитанников;

– 18 родителей получили консультационную и методическую помощь.

Создание таких Открытых временных групп очень выручает нас:

– при отсутствии свободных мест в группах компенсирующей направленности;

– в условиях повышенных требований со стороны родителей (законных представителей) воспитанников с ОВЗ, посещающих общеразвивающие группы;

– при дефиците узких специалистов для работы с ними.

Открытая временная группа – реальная эффективная, работающая практика по созданию необходимых условий для всестороннего развития личности ребенка с особыми образовательными потребностями, посещающего общеобразовательные группы.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.