ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Кауфман К.В., Бойко Е.Е., Толмачева З.Р., Мирошникова И.В., Якшина А.Н. ДАВАЙТЕ ДРУЖИТЬ САДАМИ. Играющая группа

Полный текст

В проекте «Давайте дружить садами» новое интервью – на этот раз с Кристиной Кауфман и Еленой Бойко, воспитателями дошкольных групп ГБОУ города Москвы «Школа № 67».

Сначала – впечатления эксперта по дошкольному образованию и детской игре, научного сотрудника лаборатории развития ребенка Института урбанистики и глобального образования МГПУ Анны Николаевны Якшиной, которая неоднократно бывала в гостях у этих замечательных педагогов.

В группе у Кристины и Елены сразу понимаешь, чем живут дети и взрослые, чувствуешь, что пространство живое: каждый уголок обжит, он про детей и для чего-то. Буквально слышишь, как звучит «голос детей». На стенах – рисунки и истории, семейные фотографии и фотографии игр и других важных совместных дел. На первый взгляд может показаться, что такая среда не создавалась специально, а выросла сама по себе, всегда такой была. Но на самом деле за всем этим уютом, простотой, легкостью и обращенностью среды к детям стоит большая рефлексивная работа взрослых: как лучше всё обустроить, чтобы были учтены разные потребности, как максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы, чтобы не было пустоты, формальности и лишних запретов, а наоборот, была игра, инициативность и общение.

  • Удивительная чуткость педагогов к отношениям детей, их эмоциям, обращенности друг к другу и совместности, доверие детям. Много новых придумок и решений, за каждым видна огромная работа педагогов.
  • У детей много свободного времени и разных возможностей, при этом установленные правила помогают сотрудничать и договариваться. У детей (а это младшая группа) в свободном доступе в группе есть много природных материалов, песок, вода, кубики, краски и пластилин, при этом каждый занят делом и нет никаких традиционно ожидаемых «луж грязи, песка в волосах, ножниц в глазах...» и прочих страшилок, которыми взрослые пугают друг друга и прячут краски на полку повыше. Страшилок нет, а экспериментирование и творчество есть!
  • Много всего сделанного детьми и с детьми, вместе выращиваются правила, а сама группа очень уютная, обустроенная с тонким пониманием потребностей и интересов детей. Каждый уголок – про жизнь. Самодельные домики, закутки и открытость пространства. Много тканей, труб, деревяшек, ракушек, камешков, песка, кубиков и других сокровищ, поход за водой на прогулке, забота о посаженной иве и гостевание старших детей. Каждая чёрточка сообщает: здесь ценятся диалог и партнёрство!
  • 1,5 часа непрерывного времени на игру! Праздник же!
  • Детей заранее предупреждают об окончании времени и переходах, есть специальный колокольчик, ритуалы перехода и начала общего круга, дети могут сами использовать песочные часы, чтобы договориться о том, сколько еще им нужно времени, чтобы завершить свои дела.
  • Всё пространство спальни отдано игре, можно переносить игрушки, трансформировать пространство, самому сделать нужный костюм из тканей. И особенно ценно то, что взрослый увлеченно играет с детьми. Тут развитие и мышления, и речи, и воображения, и коммуникации, и эмоциональной сферы. Столько образовательных задач решаются, играючи!
  • Во время свободной деятельности в группу в гости приходят старшие ребята, а Кристина создает ситуации, в которых старшим и младшим интересно вместе! Такое гостевание дает детям очень важный опыт разновозрастного общения, который ценен не только младшим, но и старшим. И эта инициатива педагога могла появиться только из тонкого понимания особенностей развития игры, общения и ценности различий!
  • В пространстве группы звучит «голос детей». На стенах рисунки и истории, семейные фотографии и фотографии игр и других важных совместных дел.
  • Очень уважительное общение! Именно такое, которое и есть «источник развития». И еще раз подчеркну, как важно, что у детей есть на него время. Когда их эмоции называют и принимают, помогают договариваться, спрашивают мнение, предлагают выбор, задают много открытых вопросов, с интересом слушают ответы и гипотезы, поддерживают идеи.
  • В раздевалке есть небольшая библиотечка книг для родителей. Можно взять и почитать.

По подбору книг можно с легкостью узнавать «своих». На одной полочке стоят книги Е.Е. Кравцовой, А.Н. Тубельского, Ю.Б. Гиппенрейтер, на стенах цитаты А. Линдгрен.

И все эти идеи выходят из книг и живут прямо здесь и сейчас, когда дети и взрослые играют, общаются, размышляют и радуются друг другу!

Участники интервью:

  • Кауфман Кристина Викторовна (К.К.), воспитатель ГБОУ г. Москвы «Школа №67».
  • Бойко Елена Евгеньевна (Е.Б.), воспитатель ГБОУ г. Москвы «Школа №67».
  • Толмачева Зайтуна Ренатовна (З.Т.), воспитатель ГБОУ г. Москвы «Школа №1593».
  • Мирошникова Инна Валерьевна (И.М.), воспитатель ГБОУ г. Москвы «Школа №1593».


Практика игры

И.М.: В чем заключается ваша практика, в чем ее отличие от других? Расскажите о себе.

З.Т.: О вас говорят как об «играющей группе». Что это значит?

К.К.: Наверное, это потому что мы понимаем огромную ценность свободной игры и стараемся давать детям возможность свободно играть максимально возможное время.

Е.Б.: Мы изучали игры по Бахотскому и захотели попробовать с нашими детьми то же самое. Два года назад мы решили провести эксперимент: специально выделить детям время и место, где они могут поиграть во что им хочется. Без каких-то заданных взрослыми правил и заранее запланированных заготовок – просто материал, костюмы-ткань, ножницы, бумага, картон. Правда, пространство не групповое должно быть, т.к. групповое пространство диктует привычное использование предметов, а мы принципиально хотели посмотреть и попробовать, что получится, если взять ткань, клей, коробки и уйти в помещение без навязанных извне идей и замыслов.

К.К.: Получилось так, что в первый год нам сразу дали много младших детей, 26 человек. Мы начали работать, дети только адаптировались, игра начала складываться, а потом карантин на 3 месяца, сад закрылся, и когда дети вновь собрались в группе, мы обнаружили, что игра не очень идет. Это подстегнуло нас: мы решили создать условия, чтобы стимулировать ее развитие. Мы собрали весь неструктурированный материал в группе и вместе с детьми пошли в музыкальный зал. Так у нас получилась «Большая игра» – мы выделили специальное время, дети пришли в специально подготовленный зал, где их уже ждали материалы. У Бахотского примерное количество участвующих человек 15, у нас было где-то 20 трёх-четырехлеток, еще мы позвали несколько старших детей из школы и стали играть. Казалось бы – столько возможностей, времени достаточно, можно играть вовсю, но первое время игра не завязывалась, и даже казалось, что этого времени слишком много, дети не знают, как себя занять, игровые сюжеты быстро истощаются. Но понемногу дети разыгрались, и в итоге оказалось, что времени даже не хватает, хотя играли мы в общей сложности больше часа. После дети часто спрашивали, когда они снова пойдут в зал на «Большую игру».

И.М.: А можно подробнее, какое время вы отводите на свободную игру, часто ли это происходит?

К.К.: Каждый день, но продолжительность игры зависит от наших планов и расписания. У нас спальня обустроена под свободную игру (там много места для движения и много неструктурированных материалов) и когда есть возможность, дети там играют. Вот, например, вчера вечером шел дождь, мы не пошли на улицу перед ужином, дети начали потихонечку играть, и постепенно всё переросло в мощную сюжетно-ролевую игру. Более часа дети играли без остановки! Далеко не всегда так бывает. Я даже не хотела их останавливать, т.к. всё шло очень интересно и слаженно. Поэтому я наблюдаю, если с утра дети настроены на игру, и она складывается, то я в своих планах могу сделать некоторые отступления, чтобы дети вдоволь поиграли. Так, например, в некоторые дни у детей есть возможность играть утром с 8.00–8.30 до 10 часов, когда мы садимся в общий круг. То есть это полтора-два часа без перерыва.

И.М.: Иногда складывается впечатление, что, играя, ребенок сам обогащает игру с помощью сверстников, материала, который выбирает, но как только включается взрослый, игра начинает иссякать или вообще разрушается. Бывает у вас такое?

Е.Б.: Да, мы понимаем, что включение взрослого может прекратить игру, но наше присутствие в игре выражается косвенно, можем подвинуть что-то из мебели, и это меняет направленность игры, дать новый материал – это рождает новые идеи. А в остальном мы стараемся не вмешиваться в игру. Мы понимаем, что для игры необходимо время, это не происходит под диктовку. Для того чтобы понимать игру, надо самому быть играющим взрослым.

К.К. Здесь нужно уметь наблюдать и чувствовать момент. Бывает, действительно, когда включение взрослого может все испортить. А иногда бывает и наоборот, когда видно, что игра затухает, взрослому, как говорила Лена, необходимо включиться и подбросить какую-то идею, проблему или задачу, чтобы игра оживилась, и можно снова уйти в наблюдение. А уж если взрослый включается в игру с детьми на равных, выбирает себе роль и играет искренне с удовольствием и азартом, то дети это просто обожают, этим игру не испортишь.

З.Т.: А как взрослому самому научиться играть?

К.К.: Это сложный вопрос (улыбается). Здесь нужен внутренний ресурс и вдохновение. И уважение, серьезное отношение к ребенку, к его замыслу, в первую очередь. Воспринимать его на равных, как партнера, неважно, три ему года или больше. Нужно разрешить себе быть естественной, не бояться выглядеть смешно, не бояться совершить ошибку, сделать что-то неправильно. Главное – это искренность, дети очень хорошо чувствуют фальшь и очень ценят честность. Нужно разбудить в своей душе играющего ребенка, вспомнить себя в детстве, вспомнить свое ощущение радости и азарта от игры. Я очень люблю играть, когда я «в ресурсе». Когда нет, то приходится немного себя заставлять сделать первый шаг, но стоит включиться в игру, как силы приходят сами собой. Тем, кому совсем тяжело, для начала можно просто наблюдать за игрой в уголочке, дети не будут обращать на вас никакого внимания, или можно предложить себя в роли неподвижного камня или горы, или спящего медведя, и вовлекаться в игру по мере своих сил. Но даже если вы просто будете с интересом наблюдать, это уже очень много!

Как-то у нас стажировались студенты, мы вводили их в процесс. И я наблюдала, как трудно было одной из студенток включиться в игру. Дети ее наряжали в какие-то костюмы, она стеснялась, не знала, как действовать, но спустя какое-то время она смогла преодолеть барьер и стеснение, и включилась в игру. Было очень здорово!

Так же и у детей: игра – это не так просто, как может показаться, далеко не все дети умеют играть. К сожалению, в последнее время значимость игры падает, дети-дошкольники мало играют, вместо этого занятия, кружки, секции. Но это очень важно для детей – уметь играть. В игре дети учатся управлять собой, закладывается основа на всю дальнейшую жизнь ребенка, то, как он будет взаимодействовать с окружающим миром. Я считаю, нельзя лишать детей такой возможности. У нас есть тревожные дети, и мы наблюдаем, как они меняются, когда находятся в игре. Игра – это целительная сила. Думаю, я понимаю ценность игры, потому что много про это читала, училась, и результаты вижу на практике.

Откуда берутся сюжеты для игр?

И.М.: Вот у вас такая активная жизнь, а где вы берете идеи, чтобы они реализовывались в вашей группе и выражались в игре? Ведь для сюжетов нужны идеи.

Е.Б.: Ну, мы, наверное, книжек много хороших читаем (смеется)!

И.М.: Вы читаете или дети читают?

Е.Б.: Мы читаем детям! А еще мы с детьми и родителями ходим в театры, музеи, походы. Впечатления из книжек, мультфильмов, событий из собственной жизни ребята часто проигрывают в своих играх. Играя «по Бахотскому», вначале мы садимся в круг и, спрашиваем каждого, кем ты будешь в игре, и что ты будешь делать, и они выбирают героев, которыми «болеют» на данный момент.

К.К.: Сюжеты для игр чаще всего приносят сами дети, прямо подходят друг к другу с предложением: «Я буду тем-то, а ты давай будешь…» – и называют героя. В последнее время, к нашему сожалению, это всё чаще герои компьютерных игр, предназначенных для гораздо более старшего возраста и содержащих в себе много агрессии, типа Poppi Playtime, аниматроников, сиреноголовых и т.п. Дети очень сильно в это включаются эмоционально, и нам конкурировать с этими героями и сюжетами сложно. Но мы все равно пытаемся. Вот, не так давно читали детям «Мифы древней Греции», и дети какое-то время жили этой темой, играя гарпий, химер и минотавров. Но как бы мы ни старались привнести что-то новое, дети всё равно будут играть в то, что их больше всего захватывает, страшит и тревожит. И это правильно, таким образом они учатся управлять своими страхами и выпускают агрессию приемлемым образом.

Материалы отовсюду

И.М.: А где материалы берете для игры?

Е.Б.: Отовсюду (смеется): из дома несем, в особенности неструктурированный материал. Недавно у нас в группе был проект «3 недели без игрушек» (мы убрали из группы все игрушки и оставили только неструктурированный материал, чтобы стимулировать воображение и фантазию и развить сюжетно-ролевую игру). Многие родители активно подключились и приносили из дома картонки, коробки, обои, втулки, шишки, каштаны и т.д.

И.М.: А храните где? Учитывая всё те же требования «эстетики» со стороны руководства, ведь ткань, коробки – это не вписывается в картину «взрослого порядка».

К.К.: Мы оборудовали в спальне специальные места для хранения, это несложно. Мы единственная группа в нашем саду, кто с самого начала использует спальню для игры. У нас двери в спальню открыты постоянно, это вначале добавляет нагрузку в плане соблюдения безопасности (приходится бегать туда-сюда), но со временем устанавливается доверие между нами и детьми. Мы знаем, что дети спокойно играют и чем-то заняты. У нас сейчас 29 детей, разновозрастная группа, но если дети умеют играть и решать конфликты, то взаимодействие получается продуктивное.

Источники вдохновения

З.Т.: А на что вы опираетесь в своей работе?

К.К.: У нас государственный сад, мы работаем по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», но это не мешает вводить в свою практику много интересного. Мы с Леной постоянно учимся, ходим в гости в разные детские сады, смотрим, как работают другие. У нас есть свой опыт. Лена, например, работала в группе Монтессори. Мы дружим с детским садом им. Тубельского, знакомы с вальдорфской и Реджио-педагогикой, учились у Жанны Сугак, которая была одним из соавторов программы «Золотой ключик» (разработанной под руководством Е.Е. Кравцовой) – были не раз у неё в гостях. Игра же идет от души, и Жанна для нас была открытием – она заражает игрой.

Нам с Леной также посчастливилось учиться у Александры Петровны Ершовой, блестящего педагога, одного из авторов социо-игровой педагогики. Это бесценный опыт! Он очень помогает нам в работе с детьми.

Еще не так давно мы учились у педагогов МГПУ А.Н. Якшиной и Т.Н. Ле-ван, и открытием было само понятие «СОУЧАСТИЕ». Мы с Леной выпускаем уже вторую группу, и в прошлом выпуске инициаторами больше выступали мы – взрослые, а в этом уделяем огромное внимание тому, чтобы дети сами принимали решения, выбирали, инициировали.

В общем, как только узнаём про новые интересные вещи, стараемся побывать, познакомиться.

Игра и коммуникация

З.Т.: А скажите, Кристина, Елена, в таком взаимодействии начинает развиваться коммуникация у детей – они договариваются, предлагают, но бывают и конфликты. Вот как вы действуете в этом случае?

Е.Б.: Мы объясняем с самого начала, что человека обижать никак нельзя. Учим уважению друг к другу собственным примером.

К.К.: Наши дети умеют договариваться. Мы учим их этому с трех лет. Когда из-за пандемии случился перерыв в работе, после возвращения мы обнаружили, что заложенное нами не исчезло, хотя, казалось бы, за полгода всё могло забыться. И всё же понимание, уважение друг к другу и умение услышать сверстника остались, значит, эти базовые вещи нам удалось заложить. После большого летнего перерыва, в сентябре, собравшись в круг, мы начали обсуждение правил нашей группы, и я удивилась, что дети помнят все эти правила и даже некоторые моменты, которые у меня ускользнули из внимания. Для меня это одна из самых важных задач – научить их договариваться в сложных ситуациях и для этого я использую много приемов, а иногда действую на интуитивном уровне.

Е.Б.: С прошлым выпуском детей у нас это происходило не так осознанно, как с этими детьми. В данной группе нам помогает разновозрастность, и более старшие несут уже сложившиеся правила более младшим. Так удивительно наблюдать, когда девочка, которой исполнилось только 3 года, увидев нарушение правил, кричит «Стоп игра!» и разъясняет более взрослым ребятам несправедливость происходящего. Думаю, партнерские отношения с детьми и их родителями рождают вот такое сообщество, в котором есть атмосфера любви, уважения и уюта.

А ещё то, что мы вместе посещаем театры, музеи, и всё это происходит вне стен детского сада, помогает настроить чисто человеческие и теплые отношения.

«Белые вороны»?

И.М.: А воспитатели других групп как относятся к вашему опыту? Приходят ли перенимать какие-то методы, приемы?

Е.Б.: Ой, это очень сложный момент – наша группа для большинства что-то непонятное, как бы сказать поделикатнее, «белые вороны» мы для остальных. Вот когда начали приходить к нам с экспертизой, стажировки организовывались на базе нашей группы, тогда что-то начало меняться в отношении нас, но мы всё равно остаемся непонятной группой в саду.

К.К.: Часто те, кто приходят к нам в группу, вовсе не думают, что это и есть «хорошее качество»: складывается представление о нашей практике как о возне вместо занятий, отсутствии дисциплины (дети не сидят за партами). Но мы открыты и с радостью делимся своим опытом, если у кого возникает интерес. В первую очередь мы стараемся наладить диалог с родителями, вовлекаем их в жизнедеятельность группы, стараемся объяснять, зачем и как мы взаимодействуем с детьми – это очень важно. И педагогам, которые к нам приходят на стажировку, мы тоже стараемся всё объяснить – и находим новых единомышленников. Без сомнения, также очень важно, что у нас с Леной и нашей помощницей Анной общие ценности, взгляды на детское развитие, то, что мы – одна команда.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.