ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Кетова К.С. Обучение ребёнка правилам дорожного движения

№04 2022 Кетова К.С. Обучение ребёнка правилам дорожного движения
Полный текст

Кетова Ксения Сергеевна – воспитатель, муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Каракулинский детский сад №2 (с. Каракулино, Удмуртская Республика)

Ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом имеет тенденцию к ухудшению, что связано с резким ростом количества автомобилей на дорогах.

Находясь на проезжей части или играя на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.

Чем раньше начать обучение ребенка правилам дорожного движения, тем больше информации будет закреплено в его сознании в качестве привычки, а риск возникновения ДТП будет сведен к минимуму. Поэтому среди других знаний и умений, которые ребенок получает в детском саду, обучение правилам дорожного движения является ключевым навыком, поскольку именно он отвечает за его безопасность.

Наш детский сад стремится дать своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Требуется кропотливая воспитательная работа с детьми. И разумеется, с родителями. Именно на них лежит ответственность в вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте, так как родители являются главным примером для своих детей.

Только в содружестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Ещё В.А. Сухомлинский сказал: «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».

В связи с этим с сентября 2020 года на базе МБДОУ «Каракулинский детский сад №1» начала действовать инновационная площадка «Юный пешеход». Ее реализация рассчитана на два учебных года. В 2020–2021 учебном году в рамках этой инновационной площадки мной был организован кружок «Юный пешеход».

Работу начала с изучения методической литературы, материалов интернете по данному направлению: Н.В. Коломеец «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3–7 лет»; К.В. Петрова «Как научить детей ПДД»; «Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры», 2013; О.А. Никонова, В.А. Васнев, Е.П. Абрамова, Н.В. Милевская «Дорога без опасности»; А.И. Замалеева «Диагностический материал по определению уровней сформированности знаний умений по ПДД».

Провела диагностику сформированности навыков безопасного поведения на дороге у детей среднего и старшего дошкольного возраста по методике игровых тестовых заданий А.И. Замалеевой. Этот мониторинг был проведен в сентябре 2020 года.

В кружке занимается две группы: средняя (4–5 лет) и старшая (5–6 лет). Программа кружка в средней группе рассчитана на два года, в старшей – на один год, т.к. группа выпускается в мае 2021 года. Продолжительность одного занятия в средней группе составляет 20–25 минут, в старшей группе 25–30 минут. Кружок проводится 1 раз в неделю во второй половине дня.

Для успешной реализации работы по данному направлению была создана развивающая предметно-пространственная среда. Родители принимали непосредственное участие. В группе был оформлен уголок ПДД, в котором находятся игры по ПДД, необходимые подручные материалы, а также оборудование для проведения практических занятий: макеты светофора, перекрестка и зебры.

Для родителей также размещена информация по ПДД в «родительском уголке»: консультации, памятки, папки-передвижки. В них можно увидеть соответствующие статьи и брошюры по проблеме ПДД. Памятки знакомят родителей со сводом определенных правил с целью реализации единого воспитательного процесса в семье и детском саде. Буклеты, листовки, памятки получает каждый родитель и может ознакомиться с информацией, размещенной в ней в удобное время. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними проводятся беседы о прочитанном, родители получают ответы на возникающие у них вопросы, высказывают свои предложения и т.д.

В рамках инновационной площадки «Юный пешеход» в детском саде уже прошло несколько игровых мероприятий: «Путешествие в страну дорожных знаков» и «Правила дорожные знать каждому положено!», направленных на изучение детьми дорожных знаков и правил дорожного движения. В проведении мероприятий также приняли участие родители: помогли в организации, один из родителей сыграл роль. От активного участия родителей в работе ДОУ выигрывают все.

Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми: воспитателями и родителями.

Ежегодно отделом ГИБДД МО МВД России «Сарапульский» проводятся различные конкурсы. Так, с 15 октября по 15 ноября 2020 года в рамках проведения «Месячника дорожной безопасности» прошел конкурс «Обозначь себя», в котором приняли участие дети и их родители.

Также в нашем детском саде проходят показы открытых занятий для родителей, где родители знакомятся со структурой и спецификой проведения занятий по ПДД в ДОУ.

Планомерная работа в детском саде с воспитанниками и родителями ведется в течение всего года. Одной из форм эффективного взаимодействия работы детского сада с семьей для хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества, а также способствующей сближению детей, родителей и педагогов, является создание газеты по ПДД. Газета вывешивается раз в квартал на территории ДОУ на информационном стенде для общего ознакомления.

Предварительно родителям дается тематика, по которой дома они подбирают вместе с детьми необходимый материал: фото, картинки. Затем из подготовленного материала общими усилиями создается газета.

Также в нашем детском саду используется такая нетрадиционная форма взаимодействия с родителями, имеющая определенный результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, как «Гость группы», где родители – не зрители, а активные участники.

«Гость группы» – родитель привлекается для проведения занятий с детьми. Например, мама одного из воспитанников, которая работает медсестрой в ЦРБ, провела занятие на тему «Оказание первой медицинской помощи». Провела беседу и показала на практике как правильно бинтовать руку или голову при травме, полученную при несоблюдении правил дорожного движения. А для проведения практического занятия «Пешеходный переход» был приглашен родитель, который является сотрудником ГИБДД. Он провел экскурсию к пешеходному переходу, находящемуся около школы. Показал на практике, как и где нужно переходить дорогу. Сотрудничество такого рода оказывает положительное влияние на образовательный, воспитательный и развивающий процесс в целом, а также на всех участников образовательных отношений.

Кроме мероприятий по ПДД, которые проводятся в детском саду, родителям рекомендуется проводить разъяснительную работу с детьми и на дому, а также осуществлять практическое применение правил в жизни. Это ролевые игры с детьми по ПДД, личный пример поведения на дорогах, в личном или общественном транспорте. В летний период особое внимание уделяем индивидуальным беседам с родителями, отправляющимися во время отпуска в другие города со своими детьми, где как раз и необходимы знания сигналов светофора.

В перспективе планируется:

  • Поход в Дом детского творчества на мероприятие по ПДД, с использованием материально-технической базы: светофор, перекресток, дорожные знаки.
  • По инициативе родителей дети побывают в центре «Точка роста» на мастер-классе «Оказание первой медицинской помощи».
  • Создание лэпбука по ПДД воспитателем совместно с детьми при содействии родителей.
  • Разработка маршрута «От дома до школы».
  • Развлечение для родителей и детей «В стране дорожных знаков».

Вывод

Изложенный выше практический материал из опыта работы необходим, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга.

Постепенно это даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками, так как тем самым создастся атмосфера доверительных отношений. А позиция родителей, побывавших в роли воспитателей, станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в их воспитании.

Работа по обучению детей правилам грамотного и безопасного поведения на улицах – работа не одного дня, это процесс длительный. Для того чтобы она принесла результаты, необходимо проводить её систематически, в тесном контакте ДОУ с семьей. И только благодаря этой совместной деятельности по вопросам обучения дошкольников мы научим детей безопасному поведению в окружающем мире ради сохранения их жизни и здоровья.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.