ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Киреева М.В. Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющими речевые нарушения

№16 2022 Киреева М.В. Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющими речевые нарушения
Полный текст

Киреева Мария Викторовна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МАОУ СОШ №3 (структурное подразделение «Детский сад “Цветик-семицветик”»), г.о. Щелково, Московская область

Что такое кинезиология? Название «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис» (kinesis), что означает «движение» и «логос» (logos) – «наука». Авторами концепции являются Гордон Стокс (кинезиолог), Дениэл Уайтсайд (врач-генетик) и Кэндис Келлуэй 1949-2005 (психолог, метафизик). Кинезиология – наука о развитии умственных способностей, укреплении физического здоровья через двигательные упражнения, которые позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу отделов головного мозга, отвечающих за развитие психических функций, в том числе речи и интеллекта.

Основная цель кинезиологии: развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в обучении.

В лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка в электрофизиологическом исследовании было обнаружено, что когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга.

В коррекционно-развивающей работе логопеда применяются следующие направления кинезитерапии:

Кинезиологические методы:

1. Растяжки.
2. Дыхательные упражнения.
3. Глазодвигательные упражнения.
4. Телесные упражнения.
5. Тренировка артикуляционных и тонких движений пальцев.
6. Упражнения с кинезиомешочками.
7. Упражнения с кинезиомячиками.
8. Массаж.
9. Упражнения для релаксации.

1. Растяжки

Они нормализуют тонус мышц. Гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение), гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц.

«Дерево»

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы – семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

«Сорви яблоки»

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

2. Дыхательные упражнения

Дыхание – самая важная физическая потребность тела. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

«Дышим носом»

Подыши одной ноздрей,
И придет к тебе покой.

Исходное положение – о. с.

1 – правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;

2 – как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.

«Надуй шарик»

Исходное положение – лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза – задержка дыхания. Выдох – втянуть живот как можно сильнее. Пауза – вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

3. Глазодвигательные упражнения

Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего организма. Движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий осуществления чтения.

«Глазки»

Движения глазами по четырем направлениям с привлечением движения языка (глаза и язык вправо – вдох, пауза, в исходное положение – выдох и т.д.)

«Горизонтальная восьмёрка»

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

«Восьмерка»

Упражнение для оптимизации навыков письма. Закрыть глаза. Пальцами одной руки проведите перед глазами горизонтальную восьмерку. Следуйте закрытыми глазами за движениями пальцев. Продолжайте рисовать, увеличивая размеры восьмерки. Отдохните и откройте глаза.

4. Телесные упражнения

При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. В результате движений во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания. При регулярном выполнении реципрокных (перекрестных) движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций.

«Маршировка»

Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.

«Перекрестное марширование»

Любим мы маршировать,
Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

5. Тренировка артикуляционных и тонких движений пальцев

Стимулирует общее развитие речи (морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук), а также является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Артикуляционные упражнения, сопровождающиеся движением пальцев, рук, ног и всего тела.

«Стол»

У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.
Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка.

«Стул»

Ножки, спинка и сиденье – 
Вот вам стул на удивленье.

Исходное положение. Левую ладонь поставить вертикально, пальцами вверх – это «спинка» стула. К ней приставить согнутую кисть под углом 90 градусов правой руки – это «сиденье». Меняем руки.

«Колечки»

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Кулак – ладонь»

Ребенку показывают два положения руки, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, распрямленная ладонь. Выполняется сначала правой рукой, потом –
левой, затем двумя руками вместе по 8–10 раз. Ребенок выполняет движения вместе
с взрослым, затем по памяти. Для усложнения между сменой рук добавляется хлопок.

«Коза туда»

Указательный палец и мизинец выпрямить, средний и безымянный прижать большим пальцем к ладони. На второй руке сжать пальцы в кулак и вытянуть большой палец. Располагать, чтобы указывал направление направо и налево.

Работая с детьми с ОВЗ, я все чаще сталкиваюсь в своей работе с такими нарушениями как: диспраксия, дисграфия, дислексия, афазия, СДВГ, нарушения развития (в том числе моторные) и трудности коммуникации у детей с РАС.

Для преодоления этих нарушений, на мой взгляд, прекрасно подходит методика «Кинезиологические мячи и мешочки». В основе этой методики лежит понимание необходимости интеграции деятельности различных отделов мозга в целостную функциональную систему. Упражнения позволяют улучшить зрительно-моторную координацию, повысить концентрацию внимания, сформировать чувство ритма, улучшить межполушарное взаимодействие, преодолеть коммуникативные трудности. В основе коррекционно-развивающей методики «Кинезиологические мячи и мешочки» лежит многолетний опыт американского педагога-исследователя Билла Хуберта, который создал систему Bal-A-Vis-X (балансировочные аудиально-визуальные упражнения), состоящую из более 300 эффективных упражнений с мячами и мешками на подбрасывание и отскок.

Программа упражнений состоит из:

  • Захвата мешочка.
  • Осевых упражнений на удержание мешочка.
  • Комплекса круговых упражнений.
  • Базового блока (самостоятельно, в паре, в подгруппе).
  • Вестибулярного блока.
  • Межполушарного блока.

Возраст с 4 лет.

Продолжительность занятий 15–30 минут (в зависимости от возраста).

6. Упражнения с кинезиомешочками

Кинезиомешочки («живые мешочки») – инструмент, который используется в системе нейропсихологической коррекции детей и нейропсихологической реабилитации взрослых в комплексе с другими методиками. Практически это тканевый мешочек с наполнителем (весом 150 гр.), наполненный на 2/3.

7. Упражнения с кинезиомячиками

Программа упражнений идентична программе с мешочками, только тут добавляются удары о, пол.

8. Массаж

Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают около 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют разным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке уха – голове.

9. Упражнения для релаксации

«Тряпичная кукла и солдат»

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка со гните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и негнущегося. Повторить 5–8 раз.

«Путешествие на облаке»

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните…

Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, всё спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

«Ковер-самолет»

Исходное положение – лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка. Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

Таким образом, применение кинезиотерапии в работе логопеда играет важную роль, становится эффективным средством воздействия в коррекционно-образовательной работе с детьми, имеющими нарушения речи. Использование данной технологии позволяет достичь эффективных результатов при коррекции отклонений в речевой и двигательной сферах, а также усовершенствовать регулятивную функцию в психической деятельности.

Список литературы

  1. Любимова В. Кинезиология, или природная мудрость тела. – СПб.: Невский проспект, 2005.
  2. Межполушарное взаимодействие: хрестоматия / Под ред. Семенович А.В., Ковязиной М.С. – М.: Генезис, 2018.
  3. Таштандинова Ю.П. Кинезиологические методы в коррекции обучения и оздоровлении дошкольников и младших школьников // Молодой ученый. – 2016. – №24. – С. 523–526.
  4. Шанина Т.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. – М., 1999.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.