ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Кисель А.В. Не надо засорять голову воспитателей методическими проблемами

Полный текст

Кисель Арина Вячеславовна – преподаватель Международной педагогической академии дошкольного образования (Москва, Россия)

В Международную педагогическую академию дошкольного образования поступают вопросы от педагогов о том, как писать программу воспитания.

Анализируя обсуждения участников можно заметить, что мнения педагогов разделились на два направления:

– одни утверждают, что программа воспитания не нужна, поскольку в содержании ООП для каждого возраста прописаны воспитательные задачи и получается дублирование программ. «Все воспитательные аспекты отражены в ООП ДОО»:

  • «Масло масленое» получается. Мы дошколят воспитываем, используя разные формы: и играя, и беседуя, даже на прогулке, наблюдая за природой – мы воспитываем, мы проводим тематические праздники (Осень, Новый год, День матери и т д.) Зачем это ещё раз переписывать в календарном плане воспитания? Для кого? Проверяющим угодить. Воспитатель должен работать с детьми, а не обкладываться бумагами... и различными программами».
  • «ООП охватывает и развитие, и воспитание, и обучение на все 100%. А переписывание, – это лишняя бумажная работа. Лучше все силы отдать качественной реализации ООП».
  • «Присоединяюсь ко всем, кто писал, что программа воспитания в детском саду не нужна, мы и так всё время занимаемся воспитанием. Даже должность называется “воспитатель”»;

– другие считают, что программа воспитания нужна, так как формирует порядок «сместить фокус внимания на воспитательную работу» и преемственность между разными уровнями образования, но при этом логичнее прописывать календарный план воспитательной работы – для систематизации работы в данном направлении.

По поводу преемственностью между разными уровнями образования у участников чата возникли вопросы:

  • «Вот у меня тоже возник вопрос про преемственность... почему-то начинают говорить о том, что педагоги-дошкольники обязаны обеспечивать преемственность со школой, только забывают, что преемственность должна быть у школ, потому что ребенок уходит от нас в школу, мы задаём ориентиры, а не школа! А у нас получается всё наоборот, школа перестала воспитывать, а дошкольники пишут РПВ, где логика?»

Еще одна сложность, с которой столкнулись педагоги, что нет общих требований к тому, какой РПВ должна быть. В одном регионе требуют, чтобы программа воспитания была отдельным документом, в другом – чтобы она входила в состав ООП. Не проведены в рамках местного управления образования обучающие курсы.

  • «Методист районного методического кабинета вчера звонит и спрашивает, откуда я взяла структуру рабочей программы воспитания, что за разделы, это же мол не ООП, какие могут быть целевой, содержательный и организационный?»

Старшие воспитатели должны на основании макета РПВ самостоятельно разработать свою программу и вывесить на сайтах до 1 сентября 2021 года. Но стоит учитывать, что в стране много маленьких, малокомплектных садов, где методистов и старших воспитателей нет, и вся работа лежит на плечах простых воспитателей. И естественно, у воспитателей возник вопрос, когда всё это писать, бумажная волокита отрывает воспитателя от детей:

  • «Знаете, я старший воспитатель и мне жалко воспитателей, которые скоро не будут видеть своих детей. Если мы будем каждый год писать и выдумывать что-то новое, то у нас действительно ничего не будет. Когда с детьми играть?»
  • «Полностью согласна. Всё чего-то пишем, пишем, а для творчества времени не остаётся. Вместо того, чтобы придумать что-то интересное к занятию, я пишу планы, программы, отчёты».

Поэтому в большинстве ДОО отнеслись к разработке РПВ формально, стремясь удовлетворить требования надзирающих органов. При этом в реальной работе ничего не изменив, лишь дополнив в календарный план больший акцент на воспитательную работу, для систематизации работы в данном направлении.

  • «Если честно – я сей документ написала чисто формально, а воспитателям сказала, что для них ничего не меняется, только в планах пусть делают больший акцент на воспитание. И всё».
  • «Что же касается лозунгов «где дети?». Дети в группе с воспитателем. Не надо засорять голову воспитателей своими методическими проблемами. Наша задача – доступно объяснить причину появления этого документа».

Анализируя данные мнения, можно сделать вывод, что программа воспитания – документ, формулирующий общегосударственные целевые ориентиры педагога в воспитании детей дошкольного возраста. И если его внедряют в дошкольные организации, то он должен быть готов в таком виде, чтобы педагоги дошкольного образования могли использовать его в своей работе без дополнительных усилий. Данный документ должен серьезно изучаться студентами в педагогических вузах, чтобы в ДОО приходили специалисты, готовые реализовывать утвержденные установки по воспитательной работе с детьми дошкольного возраста.

Подписывайтесь на канал СДО в Телеграм.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.