Конорюкова Инна Владимировна – кандидат психологических наук, учитель-логопед ГАПОУ МОК имени В. Талалихина (Москва, Россия)
В статье рассматривается процесс развития речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. Представлен алгоритм коррекционной работы по формированию речевых навыков у детей с РАС, который способствует дальнейшему развитию их речевой деятельности, успешной подготовке, адаптации к школьному этапу обучения, освоению социальных норм и правил. В данной статье представлен опыт автора по использованию игровых и поведенческих методов и техник в работе с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. При обучении детей с расстройствами аутистического спектра коммуникативным навыкам используются различные методы и приемы: игры, упражнения, беседа, чтение по ролям и т.д. Использование данных техник позволяет усилить у ребенка социально-коммуникативную мотивацию, благодаря которой у него появляется потребность использовать формирующийся коммуникативный навык.
Ключевые слова: речевая коммуникация, обучающиеся с расстройствами аутистического спектра, игровые методы и техники, поведенческие методы и техники, стадии формирования коммуникации.
В дошкольном возрасте навыки речевой коммуникации переходят на новый виток развития: происходит расширение круга общения, общение становится более «осознанным», в процессе общения возникает общее коммуникативное пространство. В связи с этим важно именно на этом этапе развития создать условия для полноценного формирования речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с РАС [8, 10, 11].
Дети дошкольного возраста с РАС имеют устоявшийся специфический тип коммуникации; им сложно использовать привычное средство коммуникации с новым человеком; у них затруднено понимание и использование грамматических конструкций [12, 13]. Кроме того, наблюдаются нарушения формирования средств невербальной коммуникации, неестественность ударения и интонации, мимика, избирательный интерес к социальным стимулам, отсутствие выраженных, социально проявленных коммуникативных мотивов жестикуляция, интонация, как правило, не сопровождает коммуникацию [2,5,6, 9].
В настоящее время программы, направленные на формирование и развитие речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра, включают индивидуально-ориентированные, мотивационно-игровые, здоровьесберегающие и поведенческие (бихевиористские) технологии в обучении и воспитании в условиях инклюзивного образования, релевантные целям и задачам образовательного процесса детей. Расстройство аутистического спектра (РАС) включает в себя широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникации, а также ограничение интересов и часто повторяющиеся поведенческие акты. С нашей точки зрения, обучение детей с РАС коммуникативным поведенческим паттернам будет в значительной мере способствовать преодолению трудностей в процессе социализации [1, 3, 4, 7].
Цель программы – развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с РАС.
Задачи курса:
1. Формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
2. Коррекция нарушений аффективного, сенсорно-перцептивного, коммуникативного и личностного развития.
3. Формирование средств невербальной и вербальной коммуникации, их использование в различных видах деятельности дошкольника.
Условия реализации программы: учет сенсорных, когнитивных и коммуникативных особенностей ребенка; адаптация учебного материала и образовательной программы; организация инклюзивного пространства общения; обеспечение тьюторского сопровождения; использование передовых методик обучения АВА, PECS, сенсорная интеграция; практико-ориентированные задачи обучения, направленные на формирование произвольной деятельности ребенка; использование поведенческих (бихевиористских) методов и техник: моделирование, побуждение, подсказка, помощь, подкрепление; метод «сопровождающего обучения»; учет интересов и склонностей ребенка.
Принципы реализации программы [12]:
Особенности организации занятий с детьми дошкольного возраста с РАС [13, 14, 15]:
– Опора на сформированные навыки.
– Учет уровня базовых потребностей.
– Гибкость взрослого: изменение скорости, тембра, эмоциональной окрашенности в зависимости от задач.
– Максимальная «понятность» происходящего для ребенка (наглядность, предсказуемость).
– Сенсорная среда, обедненная отвлекающими стимулами.
– Отслеживание моментов перегрузки, своевременное предупреждение или ослабление реакции на раздражающие воздействия.
– Избегание зашумления каналов восприятия несколькими сигналами одновременно.
– Дозированная информация на разные анализаторы (разные модальности).
– Выбор заданий и игр сообразно специфическим интересам ребенка и задачам занятия.
– Выполнение меньшего числа заданий по сравнению со сверстниками, но с более детальным изучением.
– Минимизация дополнительных задач и требований.
– Соблюдения на каждом занятии четкого плана мероприятия, использование визуального ориентира чередования заданий на занятии.
Реализуемая в нашем образовательном комплексе программа сопровождения обучающихся с РАС основана на когнитивно-поведенческом подходе, включающем использование бихевиоральных методов и техник: детальную подборку стимульных материалов, использование подсказок, системы подкреплений / поощрений, естественно возникающих ситуаций для генерализации навыка и обеспечения его функциональности [1]. В процессе динамического наблюдения за изменениями в речевой коммуникации у детей мы отмечаем формирование умения у них выражать просьбы / требования; социальную ответную реакцию; умений называть, комментировать и описывать по образцу предметы, людей, действия, события; привлекать внимание и задавать вопросы.
В специальной литературе выделяют четыре стадии развития коммуникации [1, 2].
Первая стадия – стадия самодостаточности. Ребенок с РАС играет один, не обращая внимание на окружающих. Его коммуникация может быть преимущественно непреднамеренной.
Цель: формирование представления о том, как с помощью зеркала можно отражать солнечный луч, вызывая блики на стенах, развитие концентрации внимания, стимуляция речевой активности.
Материал: круглое зеркало (диаметром 7–10 см).
Предложите ребенку посмотреть, как солнечный зайчик «бегает» по комнате. Дайте сначала ребенку возможность просто понаблюдать, как «скачет» солнечный зайчик, а потом, когда он захочет до него дотронуться, дать возможность сделать это. Через некоторое время солнечный зайчик «убегает» от ребенка, а для того чтобы у ребенка была возможность снова до него дотронуться, попросите его сказать солнечному зайчику: «Беги ко мне». Можно пускать солнечных зайчиков одновременно с ребенком – каждый своим зеркальцем, поиграть в догонялки, закрепляя фразу «Беги за мной».
Цель: развитие концентрации внимания, стимуляция речевой активности.
Материал: пирамидка, ключ, сачок, фломастер, пластмассовый шарик.
Перед ребенком стоит таз с водой, в котором находится колечко от пирамидки, ключ, колпачок от фломастера, шар. Педагог обращает внимание на стол, где стоит разобранная пирамидка, коробка с шариками, открытый фломастер, домик, и предлагает помочь ему. С помощью сачка ребенок достает необходимую вещь. В процессе игры ему предстоит положить мяч в коробку, собрать пирамидку, закрыть фломастер, открыть ключом дверь. В данной игре отрабатывается фраза «Дай», «Помоги». Затем педагог и ребенок меняются ролями.
Вторая стадия – стадия просьб. На этой стадии ребёнок может сообщить взрослому, что он хочет и что ему нравится, но в основном по личной потребности. Для этого он может подталкивать или подводить взрослого к желанным предметам, местам или играм.
Цель: развитие концентрации внимания, формирование речевой коммуникации.
Материал: лист бумаги, краски, кисточка, стаканчик с водой, пазлы, поезд, железная дорога.
Педагог предлагает детям построить картинку города и леса из пазлов. Собрав картинку, они понимают, что у них не хватает пазлов, но остались лишние. Чтобы собрать картинку полностью, им предстоит поменяться пазлами друг с другом. В игре закрепляются фразы «Давай меняться пазлами», «Дай мне!», «На, пазлы!». Потом педагог предлагает построить железную дорогу от дома к лесу. Педагог спрашивает детей «Дорогу мы построили, а на чем поедем в лес?». Вместе они проговаривают фразу: «Достань мне поезд», после чего пускают его по железной дороге.
Затем педагог предлагает нарисовать на ватмане город, железную дорогу и лес. Дети просят, чтобы им налили воду. Закрепление фраз: «Налей воды», «Спасибо». Игра заканчивается совместным рисунком «Путешествие в лес».
Третья стадия – стадия ранней коммуникации. Ребенок может воспроизводить шаблонные фразы для сообщения о своих потребностях. Постепенно ребёнок начинает показывать взрослому то, что он хочет, а также начинает переводить взгляд.
Цель: развитие речевой коммуникации, изучение и запоминание имен детей.
Материал: машина.
Дети садятся по кругу. Педагог садится вместе с детьми, пускает машину и говорит: «Леше». Ребенок ловит машину и запускает «Свете».
Цель: учить слышать, что говорит сверстник, сообщать о своих предпочтениях, ждать очереди.
Материал: стол, игрушки.
Дети садятся в круг на стулья. Педагог обращает внимание на стол, на котором лежат много игрушек. Затем он берет одну из игрушек, демонстрирует действие и задаёт тему: «Я катаю машину. А ты, Коля, во что хочешь поиграть?». Каждый ребенок по очереди подходит к столу, выбирает игрушку, демонстрирует действие, а затем предлагает другому поиграть.
Четвертая стадия – партнерская стадия. Ребёнок способен поддержать простейший разговор в знакомой ситуации. В новой для него обстановке возможны коммуникационные проблемы.
Цель: улучшать социальную способность к взаимодействию.
Материал: телефон.
Ребенку предстоит самостоятельно ответить на телефонный звонок и позвать к телефону другого ребенка.
Цель: расширять речевые выразительные способности, учить слышать, что говорит сверстник, отвечать на вопросы собеседника.
Материал: игрушки.
Ребенку предстоит узнать, кому из детей принадлежит предмет (машинка Васи, кукла Полины, платок Антона и т.д.). Педагог садится вместе с ребенком за стол и показывает ему 4 предмета. Затем предлагает каждый предмет вернуть хозяину. Педагог вместе с ребенком поднимает каждую вещь и спрашивает: «Чья машина?». Затем вместе обращаются к Васе: «Вася, это твоя машина?».
«Да, моя!» – отвечает Вася.
«Возьми, покатай машину» – говорит ребенок. Важно на этом этапе поддерживать ребенка и включить его в совместную игру со сверстниками.
Ваша корзина пуста