ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Кретинина Н.В. Деятельность ДОО в рамках реализации инновационного проекта

Полный текст

Кретинина Наталья Витальевна – воспитатель МБДОУ «ЦРР-детский сад №183» (Воронеж, Россия)

Применение LEGO-технологии в нашем детском саду было первым шагом на пути внедрения парциальной модульной программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». Основная идея нашего проекта тесно связана с концепцией STEM-образования, целью которого является развитие интеллектуальных способностей детей.

Одним из основных направлений развития современного образования является необходимость перехода от образования, ориентированного на знания, к образованию, ориентированному на развитие. Возникает необходимость использования в образовательном процессе детского сада новых развивающих педагогических технологий, одной из которых является ЛЕГО-технология.

МБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №183» является экспериментальной площадкой по реализации инновационной образовательной модели «ЛЕГО-детский сад». Одной из основных концепций нашего инновационного проекта «Поколение NEXT выбирает LEGO» является внедрение LEGO-технологии в образовательный процесс детского сада. Системное использование образовательных решений LEGO Education способствует обогащению образовательной среды, повышает мотивацию к деятельности, позволяет развить у ребенка навыки критического и творческого мышления, коммуникативные и социальные навыки, уверенность в себе, умение работать в команде и вести научную деятельность. В будущем это должно принести положительные результаты – высокий уровень интеллекта ребенка поможет ему реализовать себя в жизни, стать успешным человеком.

Применение LEGO-технологии в нашем детском саду было первым шагом на пути внедрения парциальной модульной программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». Основная идея нашего проекта тесно связана с концепцией STEM-образования, целью которого является развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество.

Одним из условий для проведения этой работы стало создание в нашем детском саду STEM-центра «Успех» и LEGO-центра «Академия успеха». Пространство STEM-центра «Успех» разделено на несколько зон: конструирования, познавательно-речевого развития, экспериментирования, ИКТ. Зона конструирования представлена различными видами игровых и образовательных конструкторов. Для организации опытов зона экспериментирования оснащена различными природными объектами, простейшими измерительными приборами. Дошкольники с интересом знакомятся с оптическими и акустическими явлениями, работают с весами, лупой, микроскопом. Для изучения живой природы в центре имеются лупы, пинцеты, сачки, походные стаканчики для наблюдения, муляжи насекомых.

LEGO-центр оснащен конструкторами LEGO, специально разработанными для всех возрастных групп: конструкторы LEGO DUPLO с крупными деталями предназначены для детей младшего возраста, LEGO SYSTEM – для детей старшего дошкольного возраста, LEGO SOFT с крупными, мягкими, безопасными деталями подходит для всех возрастных групп. Набор конструктора «Робототехника» позволяет детям создавать и «оживлять» роботов. В своей работе педагоги широко используют набор конструктора «Планета STEM», который вводит ребенка, начиная с трехлетнего возраста, в игровую STEM-среду, где разные комбинации составных частей набора знакомят с основами понятиями STEM.

Специализированные конструкторы обучают основам математики, позволяют создавать сложные технические конструкции, исследовать различные свойства объектов, изучать принципы работы простейших механизмов, приобретать технические навыки и знакомиться с принципами инженерии.

В групповых помещениях детского сада оборудованы игровые центры «Конструкторские LEGO-бюро». Они оснащены различными видами конструкторов, а также карточками-схемами, алгоритмами, технологическими картами сборки моделей для самостоятельной игровой деятельности воспитанников.

Холлы и коридоры детского сада оформлены LEGO-панорамами, настенными платами с наборами деталей LEGO. Здесь дети имеют возможность конструировать различные объекты, разыгрывать интересные сюжеты.

Важным компонентом реализации проекта является повышение профессиональной компетенции педагогов. Педагоги нашего дошкольного учреждения прошли обучение по программам LEGO Education, где познакомились с принципами работы с современными образовательными наборами, методическими материалами, программным обеспечением LEGO Education. Педагоги получили возможность и знания для грамотной и профессиональной организации образовательного процесса.

Для каждой возрастной группы педагогами разработано перспективно-тематическое планирование организации образовательной деятельности по LEGO-конструированию. Планирование построено с учетом микротем проектной деятельности, осуществляемой в группах, в рамках тематики недели.

Образовательная деятельность в STEM-центре «Успех» и LEGO-центре «Академия успеха» проводится в соответствии с темой проекта, реализуемого в данной группе. Педагогами практикуется уход от линейных фронтальных занятий к подгрупповым в центрах активности по выбору детей. Организуются выставки детского творчества, фотоколлажи, проводятся совместные итоговые мероприятия.

Целенаправленная систематическая работа дала определенные положительные результаты: повысилось качество воспитательно-образовательного процесса, у детей появился интерес к научно-технической и познавательно-экспериментальной деятельности, они получили навыки нового подхода к решению творческих задач.

Список литературы

  1. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2017.
  2. LEGO в детском саду. Парциальная программа интеллектуального и творческого развития дошкольников на основе образовательных решений LEGO Education. – М.: ЭЛТИ-КУДИЦ, 2015.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.