Кужугет Айлана Оолаковна – директор; Куулар Арина Делеговна – заместитель директора по УВР; Ондар Шорана Саяновна – музыкальный руководитель; Ооржак Чинчи Андреевна – воспитатель, МАДОУ детский сад «Сказка» (Ак-Довурак, Республика Тыва)
В настоящее время актуален региональный подход в воспитании и обучении детей. Это обусловливается социально-педагогическими потребностями современного общества и состоянием проблемы народной педагогики. Условиями возрождения и дальнейшего развития традиций народной педагогики является осмысление значимости народной культуры (как тувинской, так и русской) в системе дошкольного образования. Сейчас в особенности молодое и подрастающее поколение недостаточно знают родной язык, культуру, традиции своего народа.
Результаты могут быть достигнуты путем проведения широкой работы среди жителей города разных возрастов и социальных групп с использованием средств массовой информации, проведением ряда культурных мероприятий, привлечением желающих к занятиям народным творчеством, изданием журнала, который будет распространяться среди жителей.
Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения. Принимая во внимание тот факт, что духовно-нравственное воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев воспитательной работы в целом, педагогический коллектив свою работу направил на сохранение и развитие традиционной национальной культуры, традиций, языка тувинского народа, в связи с чем воспитательная деятельность способствует сохранению и созданию культурных ценностей, обогащению культурной жизни тувинцев, созданию условий для творчества, распространению лучших достижений в сфере образования, культуры и искусства.
В своей работе с дошкольниками по приобщению к народной культуре ставим перед собой следующую цель: содействие сохранению и развитию культуры, родного языка, национальных традиций, народных промыслов и ремесел, фольклора, декоративно-прикладного искусства тувинского народа.
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник эмоционально воспринимает окружающую его действительность, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордостью за свою страну. Однако дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях народных традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, проявляют недостаточно сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме духовно-нравственного воспитания в семье. Да и большинство педагогов сами плохо знают традиции, обычаи тувинского и русского народа, не всегда проникнуты пониманием его величия. Нельзя сказать, что педагоги раньше не работали в этом направлении, но каждый делал это индивидуально, так как представлял сам и настолько, насколько считал это необходимым. Поэтому чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные нравственные чувства, необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей систему занятий, игр, упражнений и экскурсий.
Для реализации духовно-нравственного воспитания необходимо создание духовно-нравственной, патриотической системы, обновления материально-технической базы учреждения, создание микросреды, отбор эффективных технологий для ведения образовательной деятельности. Поэтому в нашем детском саду создан кабинет тувинского языка «Сайзанак».
В кабинете ведется систематическая работа по развитию родной тувинской речи. Составлено расписание непосредственно-образовательной деятельности по тувинскому языку, имеется весь учебно-методический комплект, создана предметно-пространственная развивающая среда.
Реализуя ФГОС дошкольного образования, нужно учитывать тот факт, что у дошкольников основной вид деятельности – это игра, поэтому педагогами разработаны рабочие программы по обучению детей тувинскому языку, где предусматривается проведение дидактических, словесных, сюжетно-ролевых, подвижных, настольных игр.
ФГОС указывает на необходимость вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс, так как семья играет важную роль в усвоении ребенком родной речи. Для этого наши педагоги провели большую работу с родителями, в группах заведены журналы регистрации, имеются аудио- и видеоматериалы родителям для домашнего просмотра совместно с детьми, что позволяет ближе познакомиться с тем, чем живет их ребенок в саду, что изучает. В группах оформлены информационные стенды для родителей «Тувинский язык детям», «Тыва дыл – чаштарга!». На информационных стендах в групповых помещениях размещена информация о том, что дети изучали на занятиях, объявления по проекту.
Рабочая тетрадь является частью учебно-методического комплекта по обучению детей тувинскому языку. Дети совместно с родителями очень любят заниматься по красочным рабочим тетрадям. С их помощью закрепляется словарный запас ребенка, развивается умение отвечать на вопросы, дети обучаются навыкам связной речи, находить предметы по словесному указанию. Родители оказывают помощь в составлении альбомов: «Домашние животные и их детёныши», «Макеты юрты», «Мебель и утварь юрты», а также активно принимают участие в оснащении юрты.
На территории детского сада имеется юрта со всей утварью для развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. При посещении юрты решаются такие задачи, как осознание ребенком понятий «прошлое, настоящее и будущее».
Систематически ведется работа по проведению открытых просмотров НОД, семинары-практикумы, устные журналы, пресс-конференции, мастер-классы для педагогов и консультации родителей.
Родители наших воспитанников имеют возможность наблюдать и радоваться успехам своих детей на открытых просмотрах НОД, а также с родителями проводятся беседы и устные журналы «Ада-ие, ажы-толдун корунчуу» («Ребенок – зеркало семьи»), «Минутки тувинского языка в семье». Мы каждый раз информируем родителей и даем рекомендации по воспитанию духовно-нравственных качеств у детей. Ежегодно проводятся национальные праздники совместно с родителями: «Шагаа», «День тувинского языка», «День отца и матери».
Если во главу воспитательной системы в дошкольном учреждении поставить гармоничное развитие подрастающей личности с использованием социально-культурных условий малой родины, разработать систему интеграции воспитания, обучения и развития дошкольников на основе идеи патриотизма и гражданственности, можно качественно изменить приоритеты подготовки дошкольника, определив первостепенность раннего развития компетентностей, связанных с окружающей ребёнка социально-культурной средой, пробудить познавательную активность, повысить практическую значимость и воспитательное воздействие духовно-нравственного воспитания.
Ваша корзина пуста