Лебедева Оксана Анатольевна – заведующая;
Белова Надежда Викторовна – заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №18 (Снежинск, Россия)
Профессор А.Г. Асмолов справедливо замечает: «Стандарт дошкольного детства – это определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех. Правила развития ребенка, а не его обучения».
Сегодня дошкольное детство стало особым, самоценным уровнем образования. Стандарт выступает как своего рода социальная матрица, что позволяет создать навигацию для родителей и детей в сфере дошкольного детства.
На базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №18» Снежинского городского округа была создана Федеральная экспериментальная площадка, в рамках которой разрабатывается инновационный проект «Социальное партнёрство семьи и детского сада как ресурс социокультурного развития личности ребёнка».
В аспекте данного проекта методическая работа в ДОУ была построена с внедрением и апробацией нового дидактического пособия «Детский календарь». Научно-методический Совет принял решение построить работу поэтапно. Первый этап – аналитико-проектировочный. В ходе его были определены общие подходы осуществления инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении по изменению форм взаимодействия с семьями воспитанников на основе установления социально-партнёрских взаимоотношений.
В ходе второго этапа была организована деятельность дошкольного образовательного учреждения по переходу от «работы» с родителями к партнерскому взаимодействию с семьями воспитанников 3–4 лет.
Для успешной реализации первого этапа мы определили следующие задачи:
Экспериментальная модель была построена на основании принципов развивающего образования (В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, Т.Н. Доронова и др.), принципа преемственности дошкольного и начального школьного образования (А.Г. Асмолов, С.Г. Доронов, С.В. Шаповалова), и принципа партисипативности (Е.Ю. Никитина, Т.В. Бендас, Н.Е. Пермякова). Основные структурные элементы модели:
С целью выявления представлений педагогов о социальном партнёрстве, была разработана анкета и проведено анкетирование педагогов по теме «Партнёрство или сотрудничество?». Анкета выявила ожидания педагогов от сотрудничества с родителями, актуальные формы взаимодействия педагогов с родителями, проблемы педагогов, возникающие при ведении диалога с семьёй. Результаты анкетирования были предложены для обсуждения на методическом объединении педагогов ДОУ.
Во время обсуждения за круглым столом в рамках методологического совета, куда входят работник управления образования администрации города Снежинска, педагогам было предложено обсудить следующие вопросы:
Выводы показали, что многие традиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников затратные и малоэффективные, педагогическая культура родителей находится на низком уровне, характерно стремление многих родителей переложить ответственность за воспитание ребёнка на педагогов. Также недостаточен уровень инициативы участия родителей в жизни ребёнка в детском саду, преобладают авторитарные тенденции в общении воспитателя с родителями по вопросам развития
и воспитания детей.
В результате были разработаны принципы социального партнёрства: единство реализации цели в вопросах развития личности ребёнка; добровольность и открытость; равноответственность и равноправие.
При реализации данной модели использовали как традиционные, так и инновационные формы работы: анкетирование, тренинги, методические объединения педагогов, круглые столы, консультации, педагогические советы, пополнение электронной базы данных, собрания с представителями родительской общественности, разработка памяток
и рекомендаций для педагогов и родителей, самоаудит и др.
В ходе аналитико-проектировочного этапа были определены общие подходы осуществления инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении по изменению форм взаимодействия с семьями воспитанников, разработана система документационного обеспечения инновационной деятельности, организована деятельность по подготовке педагогического коллектива к проведению самоаудита.
На втором этапе основные задачи были следующие:
Приоритетными в нашей работе стали методы, способствующие самоорганизации групп родителей. Стихийная самоорганизация родителей представляет собой явление встречаемое, но имеющее низкую степень вероятности. Образование подобной группы в значительной степени происходит по независящим от усилий сотрудников детского сада причинам. Объединяющим началом для родителей может служить место жительства или работы, возраст, образование, конкретные интересы и многие другие причины, на которые нельзя повлиять.
По результатам проведённого в сентябре анкетирования с родителями вновь прибывших детей, был составлен портрет родителей (законных представителей) групп раннего, младшего и среднего возраста; сформированы представления об их потребностях, возможностях по установлению социально-партнерских взаимоотношений, опыта по созданию условий и проведению игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской деятельностей, чтению художественной литературы с ребенком в условиях семьи.
Был сделан вывод о необходимости внесения в работу с родителями мероприятий по активизации чтения в семье, пропаганде среди родительской общественности совместной творческой деятельности, необходимости поиска действенного педагогического инструмента для совместной деятельности родителей и ребёнка в условиях семьи.
При выявлении лидеров в группе родительской общественности, педагог-психолог использовала методики «Рисование дома» (П.И. Буков, Г.А. Сартран), психологическую игру «Верёвочка» и т.д., что способствовало установлению дружеской атмосферы, появлению у родителей желания познакомиться друг с другом, помогло не только определить лидеров, но и надёжных исполнителей.
Появление в группе лидера (лидеров) – важный момент самоорганизации родителей. Лидер является, с одной стороны, элементом группы, который связывает всех ее членов в одно целое и позволяет существовать группе как явлению, а с другой стороны, определяет общее направление ее деятельности.
В результате, в дошкольном учреждении появились эффективные лидеры, которые одинаково устраивают как родителей, так и сотрудников детского сада. Следовательно, есть все основания считать реализацию данной модели – важным шагом на пути к социальному партнерству семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Вторым шагом при реализации второго этапа было определение качества взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников 3–4 лет посредством проведения самоаудита в начале и в конце учебного года.
Все проведённые теоретико-методические и практические новации подготовили возможность апробации дидактического пособия «Детский календарь для детей 3–4 лет» в условиях семьи (по методике Т.Н. Дороновой).
В МБДОУ №18 широко развернулась работа по трансляции «Детского календаря» родительской общественности: на центральной стене был оформлен баннер с информацией по «Детскому календарю»; группы-участники эксперимента отмечены флаерами; в холле около группы-участника эксперимента появился выставочный стенд «Мы вместе. Одобрено детьми» для детских творческих работ, сделанных совместно с родителями по «Детскому календарю». На стенде было выделено выставочное место для каждой семьи-участника внедрения «Детского календаря», оформленное с использованием фотографии семьи ребёнка, с подписью имени и отчества родителей, братьев и сестёр маленького участника эксперимента.
Отметим, что состав участников не был постоянным. В начале каждого месяца педагоги вели работу по выявлению причин отказов среди родителей по использованию дидактического материала «Детский календарь». Родители указывали следующие причины: отсутствие денег на приобретение календаря, низкая степень сложности заданий, отсутствие у родителей желания ежедневно заниматься с ребёнком, высокая занятость бытовыми проблемами.
Воспитатели групп регулярно убеждали родителей в необходимости проведения систематической работы с ребёнком, несмотря на возникающие трудности. Семьям, попавшим в тяжёлую финансовую ситуацию, календарь выдавали бесплатно. Эта инициатива была предложена и реализована авторами календаря. Изменения количества участников отражено в сводной таблице участия родителей в эксперименте за период с января по май.
Всё, что сделано родителями и детьми по «Детскому календарю» дома, имело продолжение и развитие в воспитательно-образовательной работе детского сада, что послужило хорошим стимулом для вовлечения родителей в инновационную деятельность.
Материалы «Детского календаря» послужили основой для обогащения развивающей среды группы: лото («Дикие животные», «Домашние животные и птицы», «Животные и их детеныши», «Найди пару», «Городские птицы», «Животные Африки», «Транспорт» и др.); домино («Домашние животные и птицы», «Геометрические фигуры» и др.); дидактические игры («Арбуз», «Домики для птичек», «Найди предмет такой же формы», «Игрушки-свистульки» и др.).
Дети с удовольствием показывали свои работы из «Детского календаря», выполненные с родителями накануне, рассказывали, обыгрывали, использовали их в театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых играх, в совместной и самостоятельной деятельности.
В личных беседах педагогов широко обсуждались практические приёмы вовлечения родителей в работу по апробации календаря. К внедрению подключились педагоги и родители детей с 3–4 лет из групп №№ 3 и 7.
Во время итогового семинара были предложены разнообразные коллективные и индивидуальные формы трансляции родителям новых форм проведения развивающих занятий взрослых с ребенком, которые могут организовываться в семье с использованием «Детского календаря для детей с 3–4 лет». Например, тренинг; круглый стол с показом видеосюжета индивидуальной работы педагога с ребенком; демонстрация родителями опыта семейного воспитания; открытые мероприятия для родителей.
В заключение хотелось бы отметить, что разработанная модель и её реализация способствовала повышению компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей дошкольного возраста в семье, а также повышению качества дошкольного образования за счёт организации взаимодействия с учреждениями социальной сферы по вопросам развития детей дошкольного возраста. Использование «Детского календаря» показало, что он является стержнем «единого социокультурного образовательного пространства, в котором родители и воспитатели, взаимодействуя друг с другом осуществляют развитие ребёнка с учётом специфических форм каждого из этих важнейших социальных институтов» (Т.Н. Доронова).
Ваша корзина пуста