Магола Инна Николаевна – главный специалист информационно-аналитического отдела оценки качества образования, Краевое государственное казенное учреждение «Региональный центр оценки качества образования» (Хабаровск, Россия), i.magola@rcoko27.ru
В Хабаровском крае ежегодно, начиная с 2013 года, проводится региональное исследование уровня готовности первоклассников к обучению в школе. Инструментарий для определения уровня готовности к обучению включает 7 психолого-педагогических методик: «Образная память», «Изучение саморегуляции», «Образец и правило», «Графический диктант», «Простые невербальные аналогии», «Исключение предметов», «Распознавание эмоций». Подробное описание представленных методик, особенности проведения диагностик и способы оценки и интерпретации результатов представлены в «Рекомендациях по изучению готовности первоклассников к обучению в школе» и размещены на сайте Краевого государственного казенного учреждения «Региональный центр оценки качества образования» (далее – РЦОКО). Данные о результатах исследований представлены в аналитических отчетах, которые размещены на сайте РЦОКО [6].
В статье представлены формы работы, которые можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с целью повышения уровня готовности к обучению в школе. Материал предназначен для воспитателей подготовительных к школе групп и учителей начальной школы.
Ключевые слова: рекомендации, подготовка к школе, дошкольники, первоклассники, Хабаровский край.
Показатели готовности первоклассников к обучению в школе включают три группы.
Первая группа показателей относится к рассмотрению общего развития ребенка, определению психофизиологической и интеллектуальной зрелости, сформированности предпосылок овладения грамотой и математикой (т.е. конкретных механизмов, обеспечивающих усвоение школьной программы), а также наличие у ребенка учебных навыков, полученных до школы.
Вторая группа показателей относится к внутриличностным особенностям детей и позволяет выделить базовые отношения ребенка к самому себе и ситуации школьного обучения, к взаимодействию со сверстниками и взрослыми. К этой группе относятся личностная, социальная, эмоциональная зрелость. Индивидуально-психологические особенности ребенка, определяемые в этом блоке, реализуются в индивидуальной стратегии преодоления трудностей (реакции на вызовы социального окружения и внешнего мира). Полученные данные могут учитываться учителями при формировании отношений учащихся в коллективе.
Третья группа содержит дополнительные показатели, характеризующие адаптационные ресурсы ребенка: здоровье первоклассника, семья как ресурс школьной успешности ребенка и цена адаптации.
Совокупность предложенных показателей позволяет провести системный анализ факторов, влияющих на успешность вхождения ребенка в школьное обучение и особенности протекания адаптационного процесса, а также выстраивать индивидуальную программу психолого-педагогической поддержки ребенка в начале обучения в школе [4].
Ниже представлены приемы работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, направленные на развитие познавательной деятельности детей, в основе которой лежит психофизиологическая и интеллектуальная зрелость.
Цель: развитие слуховой памяти и внимания.
Взрослый один раз говорит скороговорку, а дети должны повторить. Скороговорки должны иметь разную длину и начинать надо с самых коротких, например:
– Звездочёт считает звезды (3 слова).
– Растёт липа у Филиппа (4 слова).
– Ходит Прокоп – ногами топ (4 слова).
– Тридцать три трубача трубят тревогу (5 слов).
Весёлые стихотворения позволяют закрепить правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, способствуют обогащению словарного запаса, развитию памяти у детей.
1. Рвать цветы легко и просто детям маленького роста.
Но тому, кто так высок, нелегко сорвать цветок.
2. Мы не в жаркой печи испечем куличи:
Нам нужна не мука – только горстка песка.
3. Яблочко румяное есть одна не стану я,
Половинку яблочка дам любимой мамочке.
Цель: развивать объём кратковременной слуховой памяти.
Ход упражнения. Взрослый называет слова, а ребёнок повторяет за ним – сначала один, потом два, три и так далее.
Список слов:
Мнемосхемы (помогают увеличить словарный запас, быстро запоминать текст)
Рис. 1
Цель: закреплять умение составлять рас-сказ – описание по сюжетным картинкам.
Ход упражнения. Взрослый показывают детям сюжетные картинки (рис. 2). Даёт задание внимательно посмотреть и составить краткий рассказ.
А
Б
Рис. 2
Цель: развитие слуховой памяти.
Ход игры. Взрослый называет одно слово, ребёнок называет то слово, которое сказал учитель и добавляет свое. Следующий ученик повторяет слово учителя, слово, которое сказал первый ребёнок и добавляет свое слово и т.д.
Для «Эстафеты слов» лучше выбрать какую-нибудь тему, например: «Природа», «Погода», «На улице», «Спорт», «Фрукты». Можно договориться называть слова на какую-нибудь одну букву или только одушевленные существительные и т.д.
Материал: 5 разноцветных карточек (рис. 3А).
Ход игры. Ребёнок должен в течение 10 секунд внимательно посмотреть и запомнить последовательность цветов. После этого карточки закрываются листом бумаги. Взрослый просит ребёнка закрыть глаза и мысленно представить себе, как были расположены карточки. Затем ребёнок должен перечислить, как располагались цвета друг за другом. Ответ сверяется с исходным образцом.
Далее таким же образом для запоминания предлагаются 2, а затем и 3 комбинации цветных карточек (рис. 3Б, 3В).
Рис. 3
Взрослый даёт детям инструкцию: «Сейчас мы поиграем в игру. Я буду называть разные слова, а вы будете их чётко за мной повторять. Но помните об одном условии: названия цветов – это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, вы должны молча хлопнуть один раз в ладоши».
Примерный список слов: окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т.д.
Примечание. Основная задача упражнений на развитие произвольности и саморегуляции – научить ребёнка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, «удерживать» его, как говорят психологи. При этом безразлично, какое именно правило вами выбрано – подойдет любое. Варианты:
Когда ребёнок станет хорошо и постоянно удерживать правило, переходите к игре
с одновременным использованием двух правил.
Например:
Введите элемент соревнования. За каждую ошибку начисляйте одно штрафное очко. Результат игры записывайте и каждый последующий сравнивайте с предыдущим. Ребёнок должен убедиться, что чем больше он играет, учитывая правила, тем лучше у него получается. Не забывайте меняться с ребёнком ролями.
Взрослый даёт детям инструкцию: «Перед вами сокращённый алфавит (рис. 4). В нём остались только те буквы, которые чаще всего встречаются в словах.
Рис. 4
Под каждой из них написана цифра: она указывает на количество хлопков, которыми соответствующая буква станет обозначаться. Получается, что слово можно не только прочитать или произнести, но и прохлопать.
Давайте попробуем. Три хлопка, пауза. Один хлопок, пауза. Два хлопка.
Что мы прохлопали? Правильно: получилось слово «КОТ».
Начинаем играть. Попробуем прохлопать слово «ТОК», «СОК», «КИСА». А теперь внимательно послушайте, какое слово прохлопаю я…
Примечание: Загадывайте любые слова, которые можно составить из этих букв: коса, сито и т.д.
Цель: развивать произвольное внимание (устойчивость и переключение), саморегуляцию.
Материал: бланки с фигурами для каждого ученика (рис. 5).
Ход. Взрослый объясняет детям, что по сигналу «Начали!» они должны как можно быстрее, просматривая фигуры первой части (А) по рядам слева направо, в каждом кружке поставить знак « + », а в каждом треугольнике – точку. Пропуск нужной фигуры или неправильная постановка значка считается ошибкой. На работу отводится 1,5 мин. По сигналу «Стоп!» работу нужно прекратить.
Затем дети просматривают фигуры во второй части таблицы, под чертой (Б). Но теперь они должны в кружках ставить точку, а в треугольниках – знак «+». По сигналу «Начали!» ребята начинают работу и выполняют ее в течение 1,5 мин, по окончании следует команда «Стоп!».
Побеждает ребенок, допустивший минимальное количество ошибок.
Рис. 5
Цель: развитие осязательной памяти и мышления.
Ход игры. Детям раздаётся круг, разделённый на части (рис. 6А). Им предлагают его собрать. По окончании времени, отведённого на выполнение задания, всем детям независимо от выполнения показывается схема-образец. Теперь нужно разломать собранные детали круга и собрать его с закрытыми глазами. То же самое нужно выполнить с квадратом (рис. 6Б) и треугольником (рис. 6В). После выполнения всех заданий у детей можно спросить: «Какую фигуру вам было легче и быстрее собирать?».
А Б В
Рис. 6
Ребёнку необходимо по точкам скопировать рисунок (или узор), помещённый в качестве образца в верхнем левом углу листа (рис. 7).
Рис. 7
Цель: развивать пространственные представления (направления движения).
Материал: плакат с разнонаправленными стрелками (рис. 8).
Ход. Взрослый просит показать рукой направление, которое указывает каждая стрелка.
б) Это же задание дети выполняют в такт с постукиванием взрослого (один удар в секунду).
в) Детей просят назвать направления, которые указывают стрелки.
Рис. 8
Цель: развивать умения ориентироваться в пространстве листа; воспринимать словесные указания и подчинять им свою деятельность.
Рис. 9
1. Задания, которые помогают научить детей находить связь между предметами.
Аналогии: из предметов, расположенных в нижнем ряду, необходимо выбрать недостающий предмет для картинки верхнего ряда и дорисовать (рис. 10А).
Смысловое соотнесение: необходимо определить, что должно быть нарисовано
в пустых клеточках? Дорисовать (рис. 10Б).
Рис. 10
Цель: развивать способность выражать различные эмоции на бумаге.
Ход игры. Участникам игры предъявляются карточки с изображением детей с разными эмоциональными состояниями и чувствами (рис. 11). Нужно выбрать одну из карточек и нарисовать историю, в которой выбранное эмоциональное состояние является основой сюжета. По окончании работы проводится выставка рисунков. Дети отгадывают, кто является героем сюжета, а автор работы рассказывает изображённую историю.
Рис. 11
Цель: научить детей находить конструктивный выход из ситуации, ощущать эмоциональное состояние своего персонажа.
Ход упражнения. Взрослый обращается к детям: «Посмотрите, какие картинки я вам принесла (кошка, собака, лягушка и пр.). Все они испытывают чувство страха. Подумайте и решите, кого из героев сможет показать каждый из вас. При этом надо сказать о том, чего боится ваш герой и что надо сделать, чтобы его страх пропал».
Очень важно стимулировать детей к деятельности и повышать мотивацию. Целесообразно регулярно проводить игру «Лестница-чудесница».
Цель игры: формирование добрых наклонностей детей живой практической деятельностью.
Работа с обучающимися в группе построена в виде путешествия по «Лестнице-чудеснице». Коллектив делится на группы, и каждая получает своё название:
Ваша корзина пуста