Магола Инна Николаевна – главный специалист информационно-аналитического отдела оценки качества образования, Краевое государственное казенное учреждение «Региональный центр оценки качества образования» (Хабаровск, Россия), e-mail: i.magola@rcoko27.ru
На протяжении нескольких лет КГКУ «Региональный центр оценки качества образования» проводится региональное исследование готовности первоклассников к обучению в школе. Цель исследования – получение объективной и надежной информации об уровне готовности первоклассников к обучению в школе. Исследование готовности первоклассника включает восемь методик: «Образная память», «Изучение саморегуляции», «Образец и правило», «Графический диктант», «Простые невербальные аналогии», «Исключение предметов», «Распознавание эмоций», «Измерение самооценки по методике Дембо-Рубинштейна». Результаты представляются в специальном формате – в виде профиля готовности – в обобщенном виде по классу, а также индивидуально для каждого учащегося, принимавшего участие в обследовании. Профиль готовности первоклассника к обучению в школе включает обобщенные данные по нескольким группам показателей, в частности познавательная сфера, индивидуально-личностные особенности ребенка, семья как ресурс адаптации и ресурсы здоровья. В данной статье представлены результаты исследования готовности первоклассников к обучению в школе, проводившегося в Хабаровском крае осенью 2019–2020 годов. В частности рассматривается вклад семьи в подготовку детей к обучению в школе. На основе системы разработанных показателей и измерителей был оценен уровень готовности 16 399 первоклассников Хабаровского края к обучению в школе в 2019 году и 16 675 первоклассников в 2020 году. Результаты проведенного исследования могут лечь в основу управленческих решений как на уровне отдельных школ и детских садов, так и на уровне региона в целом.
Ключевые слова: исследование готовности дошкольников к обучению в школе, подготовка к школе, первоклассники, подготовка к обучению в школе в семье, мониторинг, Хабаровский край.
Объективная и надежная информация об уровне готовности первоклассников к школьному обучению позволяет адекватно оценить эффективность работы учителей начальной школы и принять обоснованные решения, связанные с обеспечением качества школьного образования. Вместе с тем анализ полученных данных может помочь в выявлении дефицитов дошкольного образования. Это обусловило актуальность проводимого в Хабаровском крае мониторинга готовности первоклассников к обучению в школе.
Разработанный для проведения мониторинга инструментарий включает:
В региональном исследовании по изучению готовности первоклассников к обучению
в школе использовались два блока показателей:
Исследование проводилось во всех первых классах каждой образовательной организации края.
Мониторинг готовности первоклассников к обучению в школе проводился на 3–4 неделе учебного года. Организацию и проведение исследования в образовательных организациях края осуществляли муниципальные и школьные координаторы.
При проведении исследования была обеспечена уникальная идентификация всех участников мониторинга.
В процессе проведения исследования в программу для сбора и обработки данных вносились списки учащихся 1 класса. Списки учащихся заполнялись по журналу. В него включались все без исключения учащиеся, даже те, которые по любым причинам не участвовали в исследовании.
Работы первоклассников оценивались учителями школы, ведущими соответствующие классы. Для получения информации об особенностях организации учебного процесса в школе, а также о подготовке класса к обучению в школе проводилось анкетирование учителей.
Анкетирование родителей было организовано в ходе родительского собрания. Оно проводилось с целью получения информации, как учащиеся готовились к школе.
Дополнительно на каждого ученика заполнялась Карта первоклассника. В ее заполнении участвовал учитель, ведущий данный класс, и медицинский работник.
При проведении работы в образовательной организации строго соблюдалась конфиденциальность информации, полученной в результате исследования.
После завершения всех работ в образовательной организации электронный файл, сформированный в программе, был передан муниципальному координатору [3].
Информация о том, как осуществлялась подготовка детей к школе, была получена в ходе анкетирования родителей. С этой целью им были предложены вопросы: сколько лет ребенок ходил в детский сад и проходил ли он подготовку к школе. На второй вопрос родители могли выбрать одновременно несколько ответов. Результаты ответов на поставленные вопросы распределились следующим образом (рис. 1 и 2).
Рис. 1. Посещение детьми детского сада
Согласно представленным данным (рис. 1) большинство первоклассников ходили в детский сад, при этом, 69% − более трех лет.
Подготовку к школе дети проходили не только в детском саду или дома, они посещали дополнительные занятия в школе или занимались со специалистами-логопедами (рис. 2).
Рис. 2. Особенности подготовки детей к школе
Отметим, что по ответам родителей, 14% первоклассников посещали подготовительные занятия в той школе, в которую пошел ребенок.
На рис. 3 приведена часть ответов родителей на вопрос «Насколько часто до поступления ребенка в школу вы или кто-нибудь из членов семьи занимались с ним?».
Рис. 3. Особенности деятельности родителей, которые часто занимались со своими детьми до поступления в школу
Из рис. 3 видно, что данные 2020 года незначительно отличаются от результатов
опроса 2019 года. Около 62% родителей вели разговоры о предстоящем обучении в школе. Практически каждый третий первоклассник смотрел вместе с родителями учебные телепередачи и фильмы, родители играли с детьми в слова, занимались физической подготовкой.
Таким образом, особенности подготовки детей в семье к школьному обучению в 2020 году изменились несущественно по сравнению с 2019 годом. Но вместе с тем, общий анализ полученных результатов исследования готовности первоклассников к обучению в школе показал снижение количества детей с высоким уровнем готовности к школе. Это подтверждается результатами выполнения отдельных методик (рис. 4 и 5) [1].
Рис. 4. Результаты выполнения методики «Образная память» в 2019 и 2020 годах
Как мы видим, в 2020 году высокий уровень выполнения заданий методики снизился в сравнении с результатами 2019 года; увеличилось количество учащихся с низким и ниже среднего результатом.
Рис. 5. Результаты выполнения методики «Простые невербальные аналогии» в 2019 и 2020 годах
Данные, представленные на рис. 5, показывают, что в 2020 году отмечается существенное снижение доли участников с высоким уровнем выполнения методики и увеличение доли участников с низким результатом в сравнении с результатами 2019 года.
Одним из факторов, повлиявшим на уровень готовности к школе, могло быть закрытие дошкольных образовательных учреждений на карантин из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки в 2020 году. Многие дети края не посещали детский сад три и более месяцев до прихода в школу. Как правило, это период активной подготовки детей к обучению в школе.
Следовательно, с целью предотвращения в дальнейшем возможного снижения уровня готовности детей к обучению в школе может быть использован новый формат взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Это может быть:
Не вызывает сомнения, что уровень готовности ребенка к обучению определяется семьей и ее вкладом в подготовку к школе.
Но при подготовке ребенка к школе родители уделяют больше внимания формированию навыков чтения, письма и счета, ориентируются только на учебный процесс и считают игру, рисование, конструирование чем-то второстепенным, отказываются от деятельности, в которой и происходит формирование базовых учебных умений: произвольность внимания, мотивация к выполнению задания до получения результата, умение планировать деятельность, способность к групповому взаимодействию и т.д. С поступлением в школу эта тенденция только усиливается [1]. Задача родителей будущих первоклассников учитывать это при формировании готовности к обучению школе.
Ваша корзина пуста