ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Макеева А.С. Изучение сформированности лексико-семантической стороны речи на материале атрибутивного словаря у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Аннотация

В статье рассматриваются научно-теоретические основы изучения лексико-семантической стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста. Кроме того, представлена методика обследования старших дошкольников с ТНР, направленная на выявление уровня сформированности лексико-семантической стороны речи посредством анализа понимания и употребления атрибутивных прилагательных. Методика позволяет диагностировать конкретные трудности в развитии ребенка и служит инструментом оценки эффективности коррекционной работы.

Список литературы
  1. Архипова, С.Н. Развитие атрибутивного словаря у детей с речевыми нарушениями с использованием малых фольклорных жанров / С.Н. Архипова, К.П. Бордей // Мир науки, культуры, образования. — 2021. — №6. — С. 242–245.
  2. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. — Москва: Эксмо, 2024. — 544 с.
  3. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. — Санкт-Петербург: Союз, 2001. — 218 с.
  4. Леонтьев, А.А. Психолингвистические проблемы семантики / А.А. Леонтьев, Е.Ф. Тарасов, Р.М. Фрумкина и др.; Отв. ред. А.А. Леонтьев, А.М. Шахнарович. — Москва: Наука, 1983. — 285 с.
  5. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. — Москва: Прогресс-книга, 2021. — 448 с.
  6. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. — Москва: ВЛАДОС, 2004 — 288 с.
  7. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.Н. Цейтлин. — Москва: ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
  8. Шахнарович, А.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: На материале онтогенеза речи / А.М. Шахнарович, Н.М. Юрьева. — Москва: Наука, 1990. — 165 с.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).

Ключевые слова

лексика, семантика, дошкольники, тяжелые нарушения речи