ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Минакова А.В. Знакомство детей с миром фразеологизмов с использованием продуктивной деятельности (лепки из пластилина)

Аннотация

Раннее знакомство детей с миром фразеологизмов представляется особо важным, и в теоретических трудах известных исследователей детской речи (В.К. Харченко, С.Н. Цейтлин, К.И. Чуковский и др.) многократно отмечается повышенный интерес дошкольников к образным языковым единицам: дети выделяют их из потока речи взрослых, задают вопросы для разъяснения значений услышанного, что обуславливает актуальность целенаправленной логопедической работы с включением фразеологизмов в содержание обучения. Образность речи, которая создается с помощью фразеологизмов, положительно воздействует на развитие детского воображения, пробуждает ассоциативное мышление, способствует продуцированию эмоционально окрашенных высказываний. Изучая фразеологизмы, дети узнают об исторических событиях, культурных реалиях, национальных обычаях и традициях, отношении к различным явлениям действительности. Целью работы является разработка и апробация системы упражнений, игр и заданий по освоению фразеологизмов посредством создания «пластилиновых фразеологизмов» как эвристического метода, предполагающего реализацию продуктивной деятельности с целью развития речевых навыков использования фразеологизмов у детей с разным уровнем речевого развития, как с нормотипичным развитием, так и с особенностями. Творческий подход к освоению образных систем языка открывает перед детьми волшебный мир фразеологизмов через занимательную работу с легко поддающимся моделированию материалом в процессе развития мелкой моторики, образного мышления, самостоятельной работы по созданию воображаемых образов.

Список литературы
  1. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psychology.academic.ru/7296/
  2. Бутенко Н.В. Теоретико-методологический регулятив художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: теоретико-методологический аспект: монография. — М.: ВЛАДОС, 2012.
  3. Дубинчук Л.В. Использование нетрадиционных методов работы учителя-логопеда по формированию фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Актуальные вопросы современной педагогики. Материалы V международной научной конференции (Уфа, май 2014 г.). — Уфа, 2014. — С. 157–160.
  4. Жуйкова Т.П., Шустрова К.А. Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования // Молодой ученый. — 2015. — №8.
  5. Нагорная Л.А. Художественно-эстетическое развитие в ДОУ // Приоритетные направления развития науки и образования. — 2014. — №3.
  6. Мешкова М.Б., Климовская Т.И., Кобелева Л.А., Калашникова Ю.В., Русакова Н.С. Художественно-эстетическое воспитание в системе дошкольного образования. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvenno-esteticheskoe-vospitanie-v-sisteme-doshkolnogo-obrazovaniya/viewer
  7. Питеркина Ю.Е. Фразеологизмы в детской речи // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. — СПб, 2009. — С. 128–133. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/frazeologizmy-v-detskoy-rechi/pdf
  8. Рябченко И.В. Психолого-педагогические аспекты художественно-творческой самореализации детей 4–7 лет в полихудожественной деятельности // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. — 2012.
  9. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. — М.: Языки русской культуры, 1996.
  10. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М., Гуманитарное издательство, 2000. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detskaya-rech-rebenok-osvaivaet-frazeologizmy/pdf
  11. Шанский Н.А. Фразеология современного русского языка. — М., 2021.
  12. Штырина И.А., Юркина А.Л. Создание условий, способствующих реализации художественно-эстетического развития воспитанников в соответствии с ФГОС дошкольного образования, 2015.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).

Ключевые слова

фразеологизмы, система упражнений, развитие речи, творческий подход, пластилин, лепка, продуктивная деятельность