ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Миронова И.Н. Развитие самостоятельности и инициативы у детей раннего и дошкольного возраста посредством организации самостоятельной свободной деятельности

Полный текст

Миронова Ирина Николаевна – заведующая МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №4» (Снежинск, Челябинская область, Россия)

Одна из важнейших задач детского сада – создать условия для реализации разнообразной детской деятельности, способствующей развитию самостоятельности и проявлению собственной внутренней активной позиции ребёнка.

Ребенок – великий деятель. Он обучается всему через самостоятельную деятельность. Каждый ребенок стремится к независимости от взрослых.

Да, ребенку доставляет большое удовольствие, когда он сам увидел и понял какое-то явление, освоил навык, сделал что-то сам, достиг результата.

Почему актуален вопрос о развитии и поддержке детской самостоятельности? Только ли потому, что на это обращено внимание в целевых ориентирах ФГОС ДО, есть беспокойство за будущее нашего общества, которое строить сегодняшним дошколятам?

Каков должен быть результат нашей работы? Какими мы выпустим наших малышей? Благополучие мира через 20 лет будет зависеть от того, насколько они будут готовы выбирать путь своего развития, быть самостоятельными в добывании знаний, в принятии решений. Что мы знаем, уважаемые коллеги, о детской самостоятельности и инициативе?

Какие необходимо создать условия для развития детской самостоятельности и поддержки инициативы? Как организовать свободную самостоятельную деятельность детей? Какой должна быть позиция педагога в поддержке детской инициативы и самостоятельности?

Анализ образовательного процесса в наших детских садах выявил ряд проблем. Во-первых, недостаточно теоретических знаний по данному вопросу у педагогов;

Во-вторых, недостаточное использование технологий, методов, способствующих формирования детской самостоятельности и поддержки инициативы;

В-третьих, отсутствие у родителей готовности умело направлять, развивать, обогащать самостоятельную деятельность детей.

Эти проблемы заинтересовали и объединили в педагогическое сообщество руководителей и педагогов трёх дошкольных образовательных учреждений г. Снежинска: МБДОУ №4; МАДОУ №12; МАДОУ №24.

В рамках работы «Студии профессионального мастерства» нами была выбрана тема: «Развитие самостоятельности и инициативы у детей раннего и дошкольного возраста посредством организации самостоятельной свободной деятельности».

Нами были определены цель и задачи реализации.

Цель: Создание условий для развития самостоятельности, инициативности, дошкольника через организацию свободной самостоятельной деятельности детей.

Нами были определены задачи реализации цели, они находятся в раздаточных материалах.

Задачи:

  1. Проанализировать теоретический и практический опыт по развитию самостоятельности, эффективность используемых форм и методов поддержки самостоятельности и инициативы детей в ДОУ.
  2. Повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ в способах поддержки детской инициативы и самостоятельности, организации жизни группы.
  3. Найти эффективные формы, инновационные подходы и новые технологии поддержки самостоятельности и инициативы детей.
  4. Подобрать диагностический инструментарий, критерии реализации условий развития самостоятельности и инициативности детей раннего и дошкольного возраста.
  5. Провести реорганизации и обогащение РППС материалами для развития самостоятельности и инициативностью.
  6. Расширить социальное партнерство с родителями путем повышения их информированности с использованием инновационных технологий.
  7. Подготовить материалы для публикаций опыта работы в сборник.

Также были определены ожидаемые результаты:

  1. Создание сетевого сообщества педагогов ДОУ для повышения профессиональной компетентности руководителей и педагогических коллективов в пространстве муниципальной системы дошкольного образования.
  2. Овладение педагогами инновационными технологиями по развитию и поддержке самостоятельности и инициативы у детей раннего и дошкольного возраста.
  3. Создание условий для свободного выбора детьми деятельности в различных зонах, в том числе и игровой (отработаны технологии поддержки самостоятельности детей).
  4. Обогащение социокультурной развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ, способствующей развитию субъектности детей. Вариативное использование РППС, в зависимости от образовательной ситуации, путем трансформирования пространства.
  5. Наблюдаемые изменения в поведении детей, проявление ими самостоятельности и инициативности. Формирование на высоком уровне навыков самообслуживания, самостоятельности в познавательной, творческой, социальной, игровой деятельности, самостоятельности в овладении знаниями.
  6. Расширение социального партнерства с родителями и социумом путем повышения их информированности с использованием инновационных технологий.
  7. Наличие диагностического инструментария, критериев оценки, показателей результатов развития самостоятельности и инициативности детей раннего и дошкольного возраста.

Для нас было важно изучить, разработать и апробировать условия развития самостоятельности детей. Работой по теме были охвачены 15 групп, около 250 детей и 35 педагогов. Работа «Студии профессионального мастерства» над темой проходила в три этапа.

1 этап – Аналитико-теоретический (2017-2018 гг.).

2 этап – Практический (2018–2019 гг.).

3 этап – Итоговый (2019–2020 гг.).

И каждый из них предполагал большой объем работы.

На первом этапе мы подробно изучили терминологию, теоретические исследования в данной области, составили глоссарий, состояние среды детских садов, уровень готовности педагогов создавать условия для свободной деятельности, владения ими соответствующими технологиями. Так же был изучен опыт работы других детских садов, в том числе зарубежных.

Ознакомились с новыми программами и педагогическими технологиями по теме. Были выбраны более эффективные для отработки на практике в образовательной деятельности ДОУ:

  • технология Реджио Эмилия;
  • технология Марии Монтессори;
  • технология свободной игры детей Е.Е. Кравцовой;
  • технология свободного образования Френе;
  • технология событийности (Образовательное событие);
  • технологии детского проектирования;
  • технология Л.Г. Петерсон «Ситуация»;
  • технология создания открытого пространства в ДОУ.

Мы пришли к пониманию того, что получить желаемый результат реально, если будет создана среда, позволяющая выбирать и реализовать самостоятельную деятельность детей, если педагог понимает и принимает роль фасилитатора, создает и поддерживает среду, организует свободную деятельность детей. Это позволило провести в детских садах реорганизацию развивающей предметно-пространственной среды групп, пополнить ее необходимым оборудованием и дидактическими материалами.

На создание развивающей предметно-пространственной среды групп были затрачены немалые средства. Среда приобрела характер доступности, открытости, комфортности, доверительности и гармоничности. А главное теперь среда мотивирует детей действовать в соответствии с потребностями, исследовать, пробовать и добиваться, что и соответствует поставленным задачам.

Был реализован план по повышению квалификации педагогов: провели серию обучающих и практических семинаров для педагогов, стажировки, взаимопосещения, в ходе которых они осваивали теорию и практическое освоение наиболее эффективных технологий.

При этом большинство педагогов-участников инновационной деятельности освоили технологии организации свободной деятельности детей и реализуют их в практической деятельности.

Мы разработали карты наблюдений за деятельностью детей в свободной самостоятельной деятельности и за деятельностью воспитателя по поддержке детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности.

Нам удалось перейти на организацию образовательного процесса через свободную деятельность детей, что способствовало развитию у них самостоятельности, проявлению субъектности.

Популяризация развития самостоятельности и инициативности среди семей воспитанников позволила значительно повысить заинтересованность родителей.

Отработали на практике с родителями эффективные методы взаимодействия.

Были предложены их вниманию консультации «Как научить ребенка самостоятельности», «Создание условий для развития самостоятельности дома». Проведены беседы с родителями о значимости для ребенка похвалы за проявленную инициативу и необходимость стимулирования самостоятельности действий, так как в дальнейшем недостаточное внимание к таким мелочам может негативно повлиять на психологическое развитие ребенка, его самооценку и самосознание.

Было проведено анкетирование, которое показало, что главной задачей воспитания детей, стоящей перед родителями, является развитие самостоятельности. Родители заинтересованы в успешном результате воспитания самостоятельности у детей, понимают роль самостоятельности в развитии ребенка, стараются включать детей в самостоятельную трудовую деятельность.

Также нами были изучены и используются в практике дошкольного образования некоторые интересные методы:

  • коллекционирование;
  • создание макетов и моделей;
  • эвристические игры ( для детей до 2 лет);
  • мой след на стене;
  • корзинка сокровищ;
  • активная трапеза;
  • театрализованные игры.

Мы понимаем, что такая обширная тема не может быть реализована за столь короткий срок. Она должна продолжаться. Тем не менее, мы увидели результаты изменений в детях и педагогах.

По результатам развития детей по оценке с помощью разработанного и опробованного диагностического инструментария и по наблюдениям педагогов.

Повысилось количество детей раннего возраста, стремящихся к:

  • осознанному самообслуживанию;
  • уходу за собой и окружающим;
  • оказанию помощи другим детям и взрослым;
  • инициированию игры, творческой и трудовой, исследовательской деятельности.

Повысился уровень самоконтроля детей дошкольного возраста, умения быть самостоятельным в решении образовательных проблем. Возросло количество детей, которые могут:

  • спланировать свою самостоятельную деятельность;
  • выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • самостоятельно действовать в различных видах деятельности: бытовой, познавательной, игровой, трудовой;
  • организовать и поддерживать самостоятельную игру;
  • инициировать совместную творческую, игровую, исследовательскую деятельность детей;
  • организовать самостоятельно рабочее или игровое пространство;
  • добиваться получения результатов выбранной деятельности.

Подводя итог проделанной работы, можно сказать, что такую черту личности ребёнка, как самостоятельность, необходимо развивать на протяжении всего периода раннего и дошкольного детства, создавать для этого условия.

Чтобы достичь положительных результатов, нужно изменить мировоззрение педагога, направить его в нужное русло. Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание ребенка в условиях развивающего, не авторитарного взаимодействия. Нашими педагогами это важнейшее условие выполнено.

Мы считаем, что этот опыт работы может быть успешно использован в практической деятельности других дошкольных образовательных учреждениях.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.