ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Миронова И.Н. Взаимодействие с родителями на основе социального партнерства как ресурса социокультурного развития и успешной социализации ребёнка

Полный текст

Миронова Ирина Николаевна – заведующая, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №4» (г. Снежинск, Челябинская область)

Актуальность

Что влияет на социальное развитие маленького гражданина? Несомненно, этот процесс происходит, прежде всего, в семье. Ведь именно семья является основным транслятором знаний, ценностей, отношений, традиций от поколения к поколению. Атмосфера семьи, теплые взаимоотношения ребенка и родителей, стиль воспитания, который определяется нормами и правилами, принятыми в семье и которые родители передают своим детям, – все это оказывает огромное влияние на социальное развитие малыша в семье.

Создание условий для успешной социализации ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста в настоящее время является актуальным. Так как современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти “себя” и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. А мы знаем, что основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит на семью и дошкольное учреждение возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства. И все нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательной организации, говорят об этом.

Работа детского сада становится для родителей открытой и доступной системой для объективной оценки качества дошкольного образования. Семья и дошкольное образовательное учреждение – главные институты социализации ребенка. Их влияние значительно усиливается, если сотрудники детского сада взаимодействуют с родителями на основе партнерских отношений.

Для нашего детского сада актуально создание условий для успешной социализации детей:

  • Дети раннего возраста с 1 до 3 лет.
  • Ежегодно к нам приходят на адаптацию до 60 воспитанников.
  • Сензитивный период для развития коммуникации, общения, социальных навыков доверительных взаимоотношений с социумом.

Поэтому в нашем детском саду была создана программа по взаимодействию с родителями на основе социального партнерства как ресурса социокультурного развития и успешной социализации ребенка. Срок реализации данной программы 2010–2018 гг.

В данную программу внесены изменения в соответствии с введением ФГОС ДО
с 2014 года.

Цель: cоздание единого образовательного пространства «детский сад – семья», обеспечивающего целостное развитие личности ребенка, через организацию взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников на основе социального партнерства.

Принципы:

  • Единый подход педагогов и родителей к процессу воспитания ребёнка;
  • Взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  • Дифференцированный подход к каждой семье;
  • Уважение и доброжелательность друг к другу;
  • Открытость дошкольного учреждения для родителей;
  • Равноправие и равная ответственность родителей и педагогов МБДОУ.

Задачи:

1. Организационно-управленческий блок задач.

  • Нормативно-правовое (предполагает подготовку и принятие нормативных и законодательных материалов по утверждению педагогического сопровождения семейного воспитания: на основе постановлений федерального и регионального правительства, документов управления образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и т.д.).
  • Организационное обеспечение.
  • Управление программой образовательного учреждения по педагогическому сопровождению семьи.

2. Информационно-просветительский блок задач.

  • Ознакомление родителей с содержанием программы поддержки и педагогического сопровождения.
  • Организация системы конкретных мер по просвещению семей в вопросах развития и воспитания детей: создание рубрик в печатных изданиях г. Снежинска, на телевидении и радиостанциях; подготовка видеосюжетов для показа в местных новостях, а так же на электронных носителях; информационное просвещение родителей через официальный Интернет сайт МБДОУ; распространение листовок, буклетов, журналов и других печатных изданий на базе МБДОУ с их дальнейшим распространением; открытие консультативных пунктов на базе МБДОУ с привлечением специалистов.
  • Кадровое обеспечение реализации работы по проекту. Планирование и реализация работы по психолого-педагогическому, медицинскому, культурологическому просвещению и повышению квалификации специалистов, задействованных в программе педагогического сопровождения семьи.

3. Содержательный блок задач.

  • Научно-методическое обеспечение содействия семейному воспитанию: разработка содержания семейного воспитания с учетом особенностей регионального развития – это программы и методические рекомендации по обучению основам медико-педагогических знаний родителей. Создание методических объединений творческих групп по доработке модели социального партнерства с родителями.
  • Разработка содержания семейного воспитания с учетом социокультурных и культурно-исторических традиций, а так же проблем и особенностей развития общества. На этом этапе организации совместной деятельности семей предполагается издание и распространение буклетов и брошюр, методических пособий с адресным назначением; распространение лучшего семейного опыта в средствах массовой информации и на официальном Интернет сайте МБДОУ; проведение семейных праздников, обогащение совместного досуга.
  • Внедрение эффективных технологий сотрудничества ДОУ с семьями в практику психолого-педагогического партнёрства, способствующих повышению потенциала взаимодоверительных и равноответственных отношений.

Этапы реализации модели взаимодействия семьи и МБДОУ

1 этап. Разработка проекта модели в образовательном пространстве МБДОУ.

  • Определение содержания, форм и методов процесса взаимодействия семьи и детского сада.
  • Создание банка данных нормативных и правовых документов по организации данного взаимодействия.
  • Анализ существующей образовательной среды ДОУ и семьи.
  • Выявление общих и индивидуальных проблем компетентности в вопросах воспитания и образования педагогических кадров и родительской общественности.

2 этап. Реализация проекта модели взаимодействия семьи и детского сада.

  • Развитие системы мониторинговой службы детского сада, в которую включены педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинские работники, воспитатели групп и др.
  • Планирование работы МБДОУ по взаимодействию целей всех служб.
  • Сохранение лучших традиций и включение инновационных форм и методов в работу ДОУ по связям с семьей и родительской общественностью.
  • Правовое обеспечение процесса.

3 этап. Переход к разноуровнему процессу взаимодействия семьи и детского сада
в ходе реализации данной модели.

  • Создание диагностических методик и карт семьи с учетом каждого ребенка.
  • Выбор и апробация образцов технологий работы с семьей для каждой категории специалистов.

Разработка групповых моделей по взаимодействию с семьями воспитанников МБДОУ. Социальное партнерство в ДОУ имеет ряд характеристик, отражающих современные социальные реалии. Если раньше традиционное общение дошкольных учреждений с социумом отличалось значительной степенью директивности, присутствием внешнего давления, то сейчас такое партнерство характеризуется, прежде всего, добровольностью, паритетным характером отношений, балансом интересов.

С целью отработки механизма (технологии) социального партнерства в МБДОУ №4 создана модель социального партнерства с родителями воспитанников

Для разработки и реализации модели ежегодно (в начале и конце учебного года)
проводится мониторинг типов семей воспитанников в ДОУ.

Содержание работы педагогического взаимодействия семьи и МБДОУ

Формы взаимодействия с семьями воспитанников, направленные на создание единого образовательного пространства, используемые в МБДОУ№4

Результаты освоения данной программы:

  • Повышение качества усвоения программного материала и объективная оценка результатов освоения основной образовательной программы.
  • В детском саду создана атмосфера взаимоуважения.
  • Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы и детского сада
  • Научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
  • Большая часть родителей активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.
  • Повысилась педагогическая грамотность родителей.
  • Повысилась профессиональная компетентность педагогов в выстраивании эффективного общения с семьями воспитанников.
  • Обогатился опыт межличностного общения детей, родителей и педагогов.
  • Гармонизация отношений ребенок-родитель.
  • Созданы условия для самореализации родительского потенциала.
  • Создан один из механизмов, обеспечивающих высокое качество образования.
  • Повышение статуса МБДОУ.

И сегодня на своем опыте мы можем точно сказать, что у каждого детского сада есть ресурсы для эффективного взаимодействия с родителями:

  • во-первых, творческий поиск нового, внедрение инновационных форм и методов работы;
  • во-вторых, организация наглядной педагогической пропаганды детского сада, способствующая популяризации деятельности учреждения;
  • в-третьих, обогащение отношений детей и родителей в ходе эмоционально-насыщенного общения, привлечения родителей к участию в деятельности ДОУ;
  • в-четвертых, организация совместно с родителями распространения опыта работы.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.