ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Мухитдинов А.Н., Скороспешкина А.Б., Веретенникова О.А., Шилова М.А., Вихляева Г.Ф. Развитие технического инженерного творчества дошкольников через деятельность в образовательном проекте научно-технической направленности

Полный текст

Развитие технического инженерного творчества дошкольников через деятельность в образовательном проекте научно-технической направленности «Информационно-технологический тренд: Инженеры будущего. Я – инженер» как средство формирования новой компетенционной личностной модели

Мухитдинов Артур Нуриевич, заместитель начальника Управления образования администрации города Снежинск Челябинской области (Снежинск, Россия)

Скороспешкина Анастасия Борисовна, заведующая; Веретенникова Оксана Аркадьевна, заместитель заведующего по УВР; Шилова Мария Александровна, старший воспитатель; Вихляева Галина Федоровна, учитель-логопед МАДОУ №24 (Снежинск, Россия)

XXI век – эпоха масштабных и ускоряющихся технологических изменений, эпоха глобальной турбулентности. Характерная черта нашего времени – массовое исчезновение рабочих мест из-за автоматизации, вместе с тем появление огромного числа новых профессий, которые, скорее всего, через 5–7 лет исчезнут. Ключевые институты цивилизации (включая образование) – в процессе трансформации. Модель нового образования должна формировать «навыки будущего», а не реальности, которой уже нет! Требование времени – создание новой компетенционной модели, в которой центральными становятся личностные «экзистенциальные» компетенции – навыки, которые можно универсально применять на протяжении всей жизни в различных жизненных контекстах личности: способность ставить цели и достигать их (сила воли), самосознание / способность к саморефлексии (осознанность, метапознание), способность учиться / разучиваться / переучиваться (саморазвитие).

Для формирования новой личности разработана модель практики по привлечению семей дошкольников к детскому техническому и инженерному творчеству, все компоненты которого взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Проблемное поле

Несмотря на требование времени на сегодняшний день научно-техническое развитие дошкольников сводится преимущественно к рамкам дополнительного образования. Поскольку дошкольный возраст является основополагающим в формировании личности, требуется внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий для формирования у детей универсальных навыков. Этот факт делает актуальной задачу поиска новых подходов преодоления этой проблемы через расширение спектра применяемых образовательных решений по развитию технического творчества дошкольников.

Решение

Одним из путей решения выявленной проблемы стал образовательный проект научно-технической направленности «ИТ-тренд: Инженеры будущего. Я – инженер», который является продолжением предыдущей работы по реализации инновационных проектов научно-технической направленности «На пути к профессии. От малого к большому» и «Время инженеров будущего. Я – инженер» и реализуется в течение 5 лет.

Появление усовершенствованной версии проекта «ИТ-тренд: Инженеры будущего. Я – инженер» определилось сложившейся эпидемиологической ситуацией в стране и во всем мире, вызвавшей необходимость перевода образовательной деятельности в ДОУ в цифровой формат, ибо инвестиции в раннее развитие детей являются наиболее эффективными из всех вложений в образование с точки зрения развития человека, и «упущенное время дошкольника» имеет серьезные последствия как для развития ребенка, так и для экономики в целом.

Цель Проекта – создание условий для формирования у дошкольников универсальных навыков через приобщение их к техническому инженерному творчеству.

Уникальность

Проект «ИТ-тренд: Инженеры будущего. Я – инженер» – это инновационный (трендовый) подход к научно-техническому образованию дошкольников, позволяющий реализовывать потенциалы семьи, вовлекая их в творческую техническую деятельность путём построения единого цифрового образовательного контента, который позволяет раскрывать природный творческий потенциал дошколят, стимулировать интерес к моделированию, конструированию, изобретательству, к атомной энергетике и промышленности, формируя в процессе деятельности начальные ИТ-компетенции, расширять сетевое взаимодействие образовательных организаций, занимающихся техническим образованием дошкольников; способствовать приобретению педагогами опыта организации образовательного процесса с использованием современных цифровых технологий.

Отличительной особенностью нашего Проекта является то, что мы решаем поставленные задачи, используя доступные средства, а именно природный и бросовый материал, получая при этом максимальный результат с минимальными затратами.

Скрытое преимущество

Работа в Проекте расширяет возможности научно-технического образования дошкольников, способствует повышению уровня профессиональной компетентности педагогов, приобретению ими опыта организации образовательного процесса с использованием современных цифровых технологий, компетентности родителей в вопросах организации образовательной деятельности в условиях цифрового образовательного контента. Реализация Проекта делает возможным формирование мотивации при выборе и поступлении в вуз маленьких участников Проекта в будущем, а также получение высококвалифицированных кадров, готовых обслуживать сложное электронное оборудование.

Целевые группы

Активными участниками Проекта являются дети старшего дошкольного возраста. Сотрудничество, содействие, партнерство со своим ребёнком осуществляют родители. Педагоги в Проекте – партнёры, энтузиасты, специалисты. Координаторами, кураторами, наставниками, членами жюри, спонсорами являются социальные партнёры: ФГУП «Российский Федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики им. академика Е.И. Забабахина», Снежинский физико-технический институт Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ».

Пути реализации

Проект включает в себя 4 блокчейна– выстроенную непрерывную последовательную цепочку блоков, содержащих информацию, доступную всем участникам цифрового пространства. Последовательность и содержание блокчейнов обеспечивает постепенное погружение дошкольников в инженерное творчество, движение от малого к большому, от простого к сложному, от знакомства с профессиями членов семьи, получения элементарных метапредметных знаний до возможности применения их в творческой инженерной деятельности.

I блокчейн. Конкурс видеороликов «Семейное древо профессий: диалог поколений –
парад созидателей». Конкурсанты готовят журналистский репортаж с участием членов семьи, которые внесли вклад в развитие города, градообразующего предприятия и атомной отрасли в целом.

Основная идея конкурса – способствовать формированию семейной стратегии профессиональной преемственности в профильном самоопределении ребёнка, сохранение связи поколений.

II блокчейн. Квест-игра «Технарики» проводится на базе инженерно-физического института, что даёт детям возможность окунуться в реальную научно-техническую среду. На образовательных платформах преподаватели и студенты института помогают юным технарикам решать сложные задания, познавать основы физики, механики, робототехники. Надо видеть глаза детей, когда в лаборатории оптики и физики дошкольнику становится понятным, как зажигается электрическая лампочка; когда в Образовательном центре аддитивных технологий они знакомятся с работой 3D-принтера и сами создают 3D-модель, а в аудитории автоматизированного управления техническими системами малыш сам управляет роботом, сконструированным студентами института! На этом этапе дошкольники учатся учиться, достигать поставленные цели, оценивать свою эффективность и вносить коррективы.

III блокчейн. «Метапредметная кванториада». Командам детских садов в онлайн-режиме на платформе для проведения видеоконференций предстоит встреча с прошлым и будущим. Прослушав рассказ из прошлого, дети ответят на ряд вопросов, продемонстрировав знания из области физики, химии. А в других заданиях проявят внимание, смекалку и сообразительность.

IV блокчейн. Технофест «Инженеры будущего. Опережая время». Фестиваль включает в себя работу в лабораториях – как индивидуальную, так и в составе команд, состоящих из детей разных детских садов, родителей и педагогов. В Лаборатории творческого конструирования каждой команде предлагается сконструировать из подручного материала движущуюся модель. В Лаборатории детского инженерного творчества семьи воспитанников представляют модели и конструкции инженерного творчества, выполненные из бумаги и картона, природного и бросового материалов.

Ключевые ресурсы

Для выполнения поставленных целей максимально рационально используются ресурсы:

  • временные (октябрь, ноябрь, февраль, апрель);
  • нормативно-правовые: Указ Президента № 474 от 21 июля 2020 г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование»; положение «О реализации Проекта научно-технической направленности «ИТ – тренд: Инженеры будущего. Я – инженер»;
  • информационные: официальные сайты организаций-участников и партнёров Проекта, ТВ-сюжеты, пресс-релизы о проведении мероприятия, печатная реклама, флаеры; буклеты и др.;
  • кадровые: лидер практики – заместитель начальника Управления образования администрации города Снежинск, сотрудники МАДОУ №24, инженерно-технические работники ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТ имени академика Е.И. Забабахина», преподаватели и студенты Снежинского физико-технического института Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»;
  • финансовые затраты формируются из местного бюджета, привлечения внебюджетных средств и спонсорской помощи;
  • материально-техническое обеспечение реализации проекта осуществляется через максимальное использование имеющейся материально-технической базы (СФТИ НИЯУ «МИФИ», помещения ДОУ-участников), мультимедийного, цифрового оборудования, оргтехники.

Результат-продукт

В течение пяти лет Проект живет и развивается, вместе с ним растут и развиваются его участники, их достижения. Основа достижений – успешный результат. За 5 лет в проекте приняли участие около 1300 воспитанников; родители и педагоги из 15 дошкольных образовательных учреждений города. Уровень развития детей в Проекте определяется в соответствии с критериями, разработанными для каждого блокчейна.

Результативность Проекта определяется общественным признанием и распространением опыта:

  • Проекту присуждены Гранты ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ им. академика Е.И. Забабахина» в номинации «Инновации в образовании» за разработку проекта, имеющего практическую значимость для муниципальной системы образования (2016, 2017, 2018, 2019, 2020 гг.);
  • результаты мониторинга педагогов, родителей и социальных партнёров показали, что данный Проект имеет особую актуальность и значимость в силу специфики города, 100% респондентов дали высокую оценку Проекту;
  • признание регионального отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию»;
  • в 2018 г. Проект стал абсолютным победителем регионального этапа Всероссийского робототехнического фестиваля «РобоФест» на форуме дошкольных образовательных организаций «ИКаРёнок» в номинации «Опыт работы»;
  • в 2018 г. опыт работы по реализации Проекта вошёл в десятку лучших на X Всероссийском робототехническом фестивале «РобоФест–2018» в городе Москва;
  • Диплом победителя Третьего Всероссийского Смотра-конкурса на лучшую презентацию образовательного (социального) учреждения – 2018;
  • в 2018 г. Проект стал победителем регионального этапа Всероссийского конкурса лучших практик и инициатив социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
  • в 2019 г. – участник конкурса «Лучшие муниципальные практики и инициативы социально-экономического развития в муниципальных образованиях на территориях присутствия Госкорпорации «Росатом»;
  • в 2020 г. стал победителем в номинации «ИКаРёнок» в соревнованиях Регионального этапа «РобоФест – Челябинская область 2020»;
  • включен в каталог «Лучшие муниципальные практики и инициативы социально-экономического развития в муниципальных образованиях на территориях присутствия Госкорпорации «Росатом» в 2020 году.

Считаем, что Проект занял свою нишу в системе научно-технического образования дошкольников города Снежинска. Мы уверены, что в эпоху трансформации ключевых институтов цивилизации (включая образование) Проект закладывает основы формирования личности, способной ставить цели и достигать их, учиться и переучиваться, создавая таким образом социально-экономические условия для развития человеческого капитала.

Мы не ставим цель, чтобы все дети в будущем стали инженерами, ведь понятие «инженер» мы рассматриваем не как профессию, а как совокупность определённых качеств, которые позволят ребенку в будущем быть востребованным в стремительно меняющихся условиях. Для нас важно чтобы каждый ребенок – участник проекта был успешным, получил навыки, которые можно универсально применять на протяжении всей жизни в различных жизненных контекстах.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.