К 90-летию со дня рождения выдающегося ученого, заслуженного деятеля науки РФ, доктора педагогических наук, профессора – Тамары Семёновны Комаровой – НАСТАВНИКА, УЧИТЕЛЯ, УЧЁНОГО, ДРУГА.
Новикова Галина Павловна – академик МАНПО, академик РАЕН, доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки, ректор НОЧУ ДПО «Институт развития образовательных технологий», ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (Москва, Россия), nochuirot@rambler.ru.
Как история литературы не существует вне конкретных имен, так и педагогика – это «прежде всего люди, в ней растворимые».
В книге Л.Ф. Кабо «Жил на свете учитель» есть интересные слова: «От писателя остаются книги, от художника – картины. От каждого яркого, думающего учителя остаётся его неповторимый опыт, который, вспыхивая яркой звездой на небосклоне, оставляет след и передается всем последующим поколениям»…
История жизни Комаровой Тамары Семёновны – это история страны со всеми ее трудностями и достижениями в области дошкольного образования.
В созданной в нашей стране системе общественного дошкольного воспитания как первом звене в системе народного образования одним из важнейших направлений было определено эстетическое воспитание и развитие художественных способностей у детей. Документы, определяющие строительство новой школы и дошкольного воспитания «требовали решения широкого спектра конкретных задач: формирования у детей понимания прекрасного в жизни и искусстве, развития эстетического восприятия, начал художественного вкуса, развития художественно-творческих способностей и желания создавать прекрасное своими руками в разных видах деятельности и др.». Например, в «Основных положениях единой трудовой школы» подчеркивалось, что «предметы эстетические: лепка, рисование, пение и музыка – отнюдь не являются чем-то второстепенным, какой-то роскошью жизни. Особенно рисование и лепка, как его вспомогательный предмет, должны занять выдающееся место».
Такой подход государственной политики страны к вопросам эстетического воспитания и месте в нём художественного развития детей, к решающей роли обучения в овладении предметами эстетического цикла и, в частности, изобразительной деятельностью, определил дальнейший выбор жизненной позиции и научной деятельности Тамары Семёновны Комаровой, а в итоге – создания её «Научной школы эстетического воспитания», «Школы обучения изобразительной деятельности и развития художественного творчества в дошкольных учреждениях».
В течение многих лет педагогическая деятельность Т.С. Комаровой была связана с Московским государственным заочным педагогическим институтом (МГГУ им. М.А.Шолохова, ныне МПГУ)), в котором она работает по сей день За время работы в вузе под ее руководством и при непосредственном участии подготовлен ряд программ для преподавателей и студентов по основным курсам: «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» для специальности «Педагогика и психология (дошкольная)», которая используется и в других педагогических вузах страны, программа «Детское изобразительное творчество» и др. Ею опубликовано около 300 работ по проблемам истории педагогики, организации и управления в системе дошкольного воспитания, в том числе 40 книг, некоторые из которых получили гриф Министерства образования РФ.
Тамара Семёновна Комарова является ведущим специалистом по проблемам дошкольной педагогики и эстетического воспитания в нашей стране. Ее труды широко известны педагогам России, а также ближнего и дальнего зарубежья (переведены в Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Украине, Молдавии, а также в Италии, Японии, Болгарии.
Много внимания уделяет Т.С. Комарова подготовке научно-педагогических кадров, руководит аспирантами. Под ее руководством защищены более 100 кандидатских и докторских диссертаций. Ее ученики работают в вузах различных регионов России и за рубежом (в Болгарии, в странах СНГ, Вьетнаме). Активно ведут научно-исследовательскую работу в образовательных учреждениях. Под ее руководством осуществлялись и осуществляются экспериментальные исследования в образовательных учреждениях г. Москвы: «Начальная школа – детский сад» №№ 1607, прогимназия 1882, детский сад № 289, 923, школа № 444, Детский сад № 2 Управления делами Президента. Опыт экспериментальной работы этих учреждений обобщен и опубликован в книгах, статьях научно-практических конференций, в журналах. На основе полученных результатов разработана программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота – Радость – Творчество», интегрированная программа по Истории и Искусству для 2-3-его классов и рабочая тетрадь для школы с углубленным изучением предметов естественно-научного цикла, ряд методических пособий.
Исследование проблемы сущности и значения интеграции в овладении детьми разнообразными видами художественной деятельности, под руководством и непосредственном участии Т.С. Комаровой, позволило создать научно-обоснованные рекомендации к проведению интегрированных занятий с детьми дошкольного возраста на основе освоения произведений народного искусства (музыкального, литературного, изобразительного во взаимосвязи), определить сущность и структуру художественно-творческих способностей применительно к дошкольникам всех возрастных групп дошкольного учреждения в разных видах художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игровой, театрализованной).
Тамара Семёновна щедро делится своим опытом научных исследований, выступая на международных научных и научно-практических конференциях, совещаниях, проводимых Министерством образования и науки РФ, Международной академией наук педагогического образования, академиком-секретарём отделения «Педагогики и методики дошкольного и начального образования» которой она является.
Большое внимание она уделяет работе по повышению квалификации педагогов дошкольного, начального и дополнительного образования. В течение 15 лет она руководила творческим активом педагогов дошкольных учреждений г. Москвы, более 14 лет работала с педагогами Московской области, читая курсы лекций, выступая с докладами, ведя проблемные курсы, оказывая им консультационную помощь. По разработанным ею методическим пособиям, рекомендациям осуществляют свою педагогическую деятельность воспитатели дошкольных учреждений, преподаватели педагогических училищ и вузов многих территорий страны.
Она является одним из авторов учебника для пед. колледжей «Дошкольная педагогика». М., 1997; 2005. (совместно с Болотиной Л.Р. и Барановым С.П.).
Такие ее книги как «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию» и др. переиздавались неоднократно.
В 2004 г. была опубликована и получила гриф Минобразования и науки «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой и Т.С. Комаровой (руководителя авторского коллектива). По данным мониторинга по этой программе работают более 70% дошкольных учреждений страны.
К 2011 году под руководством и под редакцией Т.С. Комаровой было подготовлено и издано более 50 наименований учебно-методических пособий для педагогов дошкольных учреждений, автором 10 книг является Т.С. Комарова.
В 2010 г. в соответствии с ФГТ (Приказ Министра образования и науки РФ № 655) была разработана Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, позднее переиздана в 2019 году.
Т.С. Комарова постоянно осуществляет общественно-полезную деятельность в педагогическом обществе России, неоднократно выезжала за рубеж с целью обмена научно-практическим опытом по проблемам воспитания и обучения детей.
Сотрудничество с многочисленными региональными и международными отделениями, нестандартное, нетрадиционное взаимодействие с педагогами и руководителями новых инновационных образовательных учреждений, вузов, подготовка психолого-педагогических и профессорско-преподавательских кадров нового поколения, в соответствии с требованиями концепции модернизации образования и международных стандартов, единства идей педагогики и психологии высшей школы, претворение в жизнь перспективных проектов научной школы в совместной работе со своими учениками (докторами, кандидатами, аспирантами, докторантами, соискателями, коллегами, студентами), которым она часто напоминает: «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться» – это лишь несколько перечисленных фрагментов её деятельности.
Её фундаментальные работы в значительной степени определяют современное понимание проблем педагогического образования, а также направления научных исследований и практической деятельности в области профессиональной педагогики, эстетического воспитания и развития изобразительного творчества, развития художественно-творческих способностей средствами искусства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Влияние научной школы Тамары Семёновны Комаровой на систему педагогического образования стало определяющим. Её профессиональная компетентность, оригинальные идеи, организаторские способности, поощрение самостоятельности учеников и независимости их суждений, устремленность к большим и настоящим целям, надежность, принципиальность, готовность помочь и поддержать человека, эмоционально-положительная атмосфера общения с коллегами, обогащающие и способствующие интеллектуальному и личностному росту каждого из нас – прекрасный образец для подражания, образец НАСТАВНИКА, УЧИТЕЛЯ, УЧЁНОГО – современная педагогическая легенда и реальность. Вся её жизнь – беззаветное и бескорыстное служение науке. В связи с этим, уместно вспомнить слова В. Гете: «Кто для малейшего из своих современников довольно сделал, тот жил для всех эпох», и низко поклониться Тамаре Семёновне – целеустремленному, увлеченному своим делом человеку, выдающемуся ученому, прекрасному организатору, учителю и наставнику многих поколений ученых.
С юбилеем Вас, дорогая и любимая Тамара Семёновна!
Спасибо Вам и всей Вашей семье за многолетнюю поддержку и дружбу.
Творческих успехов Вам и долголетия!
Ваша ученица – Новикова Галина Павловна
«Всю жизнь мы воспитываем наших ребят, и они воспитывают нас. Хочется пожелать оставаться им нужными всегда, чтобы, став взрослыми, находили у нас понимание, мудрость, духовную близость…».
Т.С. Комарова
В 2021 году исполняется 90 лет заслуженному деятелю науки, профессору, академику МПАДО, МАНПО – Тамаре Семёновне Комаровой, одному из основателей научной школы «Эстетическое воспитание личности», которая осуществляет систематическую плодотворную деятельность с 90-х гг. XX века по настоящее время.
Тамара Семёновна Комарова не только педагог по образованию, но и педагог по призванию, а также надёжная опора учёных, занимающихся проблемами дошкольного образования и профессиональной подготовки педагогов. Являясь ученицей Нины Павловны Сакулиной, (человека, которого при жизни называли патриархом методики изобразительной деятельности в дошкольной педагогике), Тамара Семёновна стала достойным её преемником, продолжателем научных традиций в системе дошкольного образования и основателем новых направлений развития теории и методики изобразительной деятельности в системе эстетического образования.
С именем выдающегося ученого, замечательного педагога, творческой личности – Комаровой Тамары Семёновны и её многочисленных учеников связаны важнейшие достижения в области теории и методики дошкольного образования, педагогической науки и практики.
Под руководством Тамары Семеновны – основоположника школы эстетического воспитания, – ее учениками были проведены многочисленные научные исследования, которые позволили изучить целый спектр вопросов в области педагогической науки и практики. К числу разработанных вопросов и решаемых проблем следует отнести:
– развитие детского художественного творчества в разнообразных видах художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, речевой, театрализованной, игровой), раскрыто значение этих видов деятельности во всестороннем развитии личности;
– разработка сущности и структуры художественно-творческих способностей. Под художественно-творческими способностями понимается комплекс таких психических свойств и качеств личности, которые необходимы для успешного овладения различными видами детской деятельности, развития творчества и успешного последующего учения в школе. Художественно-творческие способности характеризуются проявлением художественно-творческой активности индивида, направленной на создание прекрасного в любом виде детской деятельности, стремления как можно более полно выразить задуманное содержание и точнее передать образы, предметы и явления действительности.
Основные условия художественно-эстетического и творческого развития детей в рамках научной концепции Т.С. Комаровой и научных исследований её учеников являются следующие:
– приоритетное внимание к специфическим детским видам деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной, трудовой), которые интересны детям и могут при рекомендуемом разнообразии методов и приемов обеспечить всестороннее развитие, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь ребенка интересным содержанием;
– составляющей формирования духовных и творческих способностей ребенка является художественно-эстетическая деятельность, которая реализуется (по выбору ребенка) в разных видах культурно – досуговой деятельности;
– творческий подход педагогов к отбору разнообразного содержания образования, видов искусства и художественно-творческих видов деятельности, построенный на основе интеграции, а также к организации интегрированных занятий с детьми, использование как традиционной, так и инновационной технологий обучения;
– для возникновения и формирования творчества необходимо вызывать и закреплять у детей эмоционально-положительное отношение к действительности, к искусству, к разнообразной художественной деятельности и процессу ее осуществления;
– создание художественно-эстетической среды в детском учреждении, в процесс оформления которой активно вовлечены дети;
– широкое включение в жизнь детей разнообразных видов детской культурно-досуговой деятельности, что позволяет ребенку ярко проявить себя в наиболее предпочитаемом для него виде или нескольких видах деятельности;
– включение в психолого-педагогический процесс разнообразия игр, игровых приемов и ситуаций, что максимально способствует созданию – 3–7-летнему ребенку мотивации обучения, усвоения материала и развития творчества.
Тамара Семёновна Комарова и ее многочисленные ученики создали оригинальное научное направление и продолжают вносить существенный вклад в развитие теории и практики эстетического воспитания личности, профессиональной подготовки педагогов и руководителей образовательных организаций.
По нашему мнению, в современных условиях развития остаются актуальными исследования доктора педагогических наук, профессора Тамары Семеновны Комаровой и ее учеников, которые определяют перспективы развития дошкольного и школьного образования, обеспечивают научное обоснование художественно-эстетической деятельности дошкольников, содержания эстетического воспитания, открывают возможности работы с одаренными детьми в системе дошкольного и дополнительного образования, а также рассматривают вопросы профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов дошкольного образования в среднем профессиональном и высшем образовании.
Современная концепция подготовки специалиста дошкольного образования в вузе и педколледже включает художественно-эстетическую подготовку, особое внимание уделяется развитию личности. Формирование эстетической культуры личности, педагога сложный процесс, который происходит в течение всей жизни человека и предполагает постоянное саморазвитие.
Т.С. Комарова считает, что для полноценного и целенаправленного эстетического воспитания педагогу надо иметь представления о конечном результате– о том, что будет знать и уметь ребенок к концу пребывания детей дошкольного возраста, в частности, в области эстетического развития. Поэтому исследования по подготовке педагогических кадров, под руководством профессора Т.С. Комаровой, позволяются по-новому построить парадигму педагогического образования при подготовке бакалавра и магистра.
Особое внимание она обращает на уровень профессиональной квалификации обучающихся и выпускников, подчеркивая, что профессионализм специалиста, его профессиональная культура – явление весьма сложное и многоаспектное. Уровни развития профессиональной культуры личности, профессионализма специалиста следует рассматривать по разным аспектам.
Особое внимание Т.С. Комарова уделяет подготовке научных кадров. Под её руководством подготовлено и защищено более 100 кандидатских и 8 докторских диссертаций по различным проблемам воспитания и образования детей дошкольного и школьного возрастов. Её ученики работают в вузах многих регионов России и за рубежом. И сегодня Тамара Семёновна продолжает руководить подготовкой аспирантов и докторантов.
Комаровой Т.С. опубликовано более 400 работ, посвященных эстетическому воспитанию дошкольников и развитию их творческих способностей. По многочисленным отзывам читателей, многие труды Комаровой Т.С. являются настольными книгами практических работников дошкольного и начального школьного образования в части развития художественной, изобразительной, эстетической составляющей личности ребенка. Многие из ее трудов переведены и изданы в зарубежных странах – Венгрия, Вьетнаме, Болгарии, Перу, Португалии, Сирии, Японии и др.
Являясь ведущим ученым в разработке целого направления в области дошкольной педагогики – эстетического и художественного развития детей, Т.С. Комарова и ее ученики разрабатывают проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста, исследуют не только систему дидактики и обосновывают изобразительную деятельность детей-дошкольников, но и открывают новые возможности в воспитании одаренных детей, раскрывают их индивидуальные способности.
Научному и жизненному пути Тамары Семёновны Комаровой посвящено немало статей и книг. Поэтому в рамках этой небольшой статьи невозможно в полной мере отхватить тот огромный и благодатный научный потенциал, которым обладают труды Тамары Семёновны и который уже сегодня является ценным наследием педагогики дошкольного образования.
Рассматривая только основные положения вклада ученого в теорию эстетического воспитания, отметим, прежде всего, Тамарой Семёновной убедительно доказана неотъемлемость эстетического воспитания от всестороннего воспитания личности ребенка. Это в полной мере подтверждено созданием дидактически и психологически обоснованной целостной системы обучения рисованию, лепке, аппликации детей 3–7 лет в детской образовательной организации. Особое внимание в системе уделяется способности ребенка к изобразительной деятельности, определение ее структуры и выявление индивидуальных особенностей дошкольников, художественно-творческих способностей, отражающихся на характере этой деятельности. Были разработаны вопросы развития детского художественного творчества в разнообразных видах художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, речевой, театрализованной, игровой); раскрыто значение этих видов активности во всестороннем развитии личности. Определено, что общим для всех видов художественной деятельности является чувство ритма, необходимое для каждого вида искусства и художественно-творческой деятельности.
При обучении детей изобразительной деятельности и сегодня непременно учитываются выработанные Т.С. Комаровой три типа развития: реализация биогенетической программы – созревание и рост органических структур и функций; формирование культуросообразных способностей; саморазвитие (способность превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования).
Важное значение для эстетического и интеллектуально-нравственного формирования личности Т.С. Комаровой придается приобщению детей к народному искусству, начиная с младшего возраста. Важным направлением исследований Тамары Семёновны, ее научной школы является взаимосвязь умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Большое место в работе занимают проблемы подготовки детей к школе, которые изучены в многочисленных диссертационных исследованиях учеников Тамара Семёновны.
Под руководством Т.С. Комаровой были выявлены особенности личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми; определена сущность готовности к взаимодействию как проявление менталитета педагога по совокупности установок и предрасположенностей к определенному типу мышления и действия; выделена структура готовности будущих воспитателей к взаимодействию с детьми; разработана научно-обоснованная методика ее формирования. Также были сформулированы концептуальные положения, которые позволили дополнить теорию и методику профессионального образования, в частности, о том, что активизации процесса формирования готовности будущих воспитателей к взаимодействию с детьми способствует комплекс педагогических условий, включающий: активное использование форм, методов и средств, обусловливающих эффективное формирование компонентов готовности; специальное обучение студентов технологии взаимодействия с детьми; ориентацию будущих воспитателей на системное видение педагогического процесса при самостоятельном проектировании взаимодействия с детьми и др. [7 ].
Важно, что и сегодня Т.С. Комарова продолжает вести исследования в области создания современных программных документов для дошкольных учреждений, в которых важнейшим является положение о том, что эстетическое воспитание должно пронизывать всю жизнь растущего и формирующегося человека, что оно тесно взаимосвязано с другими сторонами воспитания и образования и, прежде всего, с нравственным, умственным, эмоциональным развитием ребенка. Эти исследования положены в основу совершенствования всей системы дошкольного воспитания и развития детей в образовательных организациях. По разработанной Т.С. Комаровой системе детей обучают художественно-изобразительной деятельности, развивают их творческие способности. Система работает не только в России, но и в дошкольных учреждениях зарубежья. Эта система легла в основу программы учебного курса для студентов дошкольных факультетов педагогических вузов страны.
В день славного юбилея нам, ученикам, хочется пожелать Тамаре Семёновне, научному наставнику, талантливому учителю, доброжелательному человеку, большому труженику, крепкого здоровья, жизненных сил, новых творческих замыслов, талантливых учеников, способных в будущем продолжить дело нашего Учителя, воплотить его научные идеи и верно служить делу отечественного дошкольного образования и эстетического воспитания личности.
Ваша корзина пуста