ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Поздравления от учеников, друзей и коллег

Спецвыпуск 2021 Поздравления от учеников, друзей и коллег
Полный текст

А.Г. Асмолов, доктор психологических наук

– Дорогой мой друг, дорогой мой Коля! Перед тем как сказать, наконец, выбрав место и время, что я о тебе думаю, я долго и мучительно вспоминал твоё отчество. И это не случайно. Потому что когда проводишь в жизни человека более 50 лет, то невольно возникает ситуация, как будто вместе родились. И мы действительно вместе рождались с тобой, в самом конце 70-х годов, когда ты пришёл на факультет психологии МГУ, и мы оказались одногруппниками. И прошёл путь от нашего совместного рождения до совершенно особой школы – от рождения до школы – по которому шел ты как психолог и как человек, влюблённый в детство. На этом пути, слава Богу, тебя благословляли такие мыслители, как Александр Владимирович Запорожец, Николай Николаевич Поддьяков, а ты жадно впитывал то, что делали они, чтобы сделать своё – уникальное, неповторимое, только тебе принадлежащее и имеющее для тебя личностный смысл.

Ты любил диалектику так, что даже Гегель позавидовал бы твоей любви. Но ты любил особую диалектику, ты любил диалектику Детства, ты был влюблен в анализ познавательных миров, которые идут шаг за шагом рядом с персоногенезом каждого ребёнка, каждого дошкольника. И поэтому тебе удалось многое. Тебе удалось стать одним из талантливых соавторов программы дошкольного детства «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Тебе удалось написать столько книг, что мне трудно их перечислить, но зато их читают влюблённые в дошкольную жизнь воспитатели дошкольных учреждений и, не побоюсь этого слова, даже родители.

Тебе удалось сделать свой оригинальный журнал, с которым связывают рождение дошкольного образования. Тебе удалось сделать и академию с кратким названием МПАДО, а для меня, прежде всего, это Академия Николая Вераксы.

Столько вещей сделано на твоём пути, и одно ещё дело, которое сверхважно, это то, что сделала твоя семья. Твоя семья подарила ребёнка, который рос, рос и дорос до академика, которого зовут, и здесь мне легко вспомнить отчество, Александр Николаевич Веракса. И это всё ты. Я всегда повторяю, что жизненный путь человека – это история отклонённых альтернатив. Но ты не только отклонял альтернативы, ты конструировал новые реальности, и когда приходит ещё один день, который мы называем юбилеем, можно делать фейерверки, фейерверки из тех мыслей, которые ты подарил дошкольному миру. Можно сказать словами Александра Владимировича Запорожца, и тут, учитывая нашу совместную жизнь долгие годы, перехожу ещё раз на личностное «ты» – «ты», имеющее личностный смысл. Дорогой мой, родной Коля, ты никогда не станешь взрослым, ты всегда будешь оставаться безмерным по отношению к безмерному миру Детства, и как говорил наш с тобой Александр Владимирович Запорожец: «Коля, у тебя всё «спэреди»!

Л.Ф. Баянова, доктор психологических наук

– За долгие годы общения удалось, как мне кажется, разгадать то, в чем сила обаяния Николая Евгеньевича. Он невероятно деликатный человек. Легко быть смелым ученым, экспансивно заявляя о себе в науке, громко выступая с высоких трибун, имея формальные регалии. А вот без всего этого, будучи именно деликатным, стать глобальным – не в этом ли диалектика достижений Николая Евгеньевича. Деликатно уступать дорогу тем, кто рвется вперед, деликатно слушать тех, кто громко кричит, деликатно не спешить туда, куда суетливо бегут другие, – все это очень и очень непросто. Этому я тоже стараюсь учиться у него.

В.Ф. Габдулхаков, доктор педагогических наук

Николай Евгеньевич Веракса не раз бывал в Казани – принимал участие в работе научно-практических конференций, круглых столов, организуемых в дошкольных учреждениях г. Казани. На фотографии – участники круглого стола в Центре развития образования – Детский сад № 25 Приволжского района г. Казани в 2009 г.

Педагоги дошкольных учреждений, преподаватели кафедры дошкольного образования Казанского федерального университета знают Николая Евгеньевича как человека необыкновенной эрудиции, интеллигентности, скромности и чуткости. Он может найти нужное слово любому собеседнику.

Его книги являются настольными для воспитателей детских садов Татарстана и преподавателей Казанского федерального университета. Среди них можно выделить:

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждения. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

Веракса Н.Е. Понимаете ли вы своего ребёнка? Книга для родителей. - М.: Дрофа, 2006. - 91 с.


Эти книги есть практически в каждом детском саду г. Казани. Все понимают, что диалектическое мышление – это базовая основа развития личности ребёнка.

Научные достижения Николая Евгеньевича успешно развивает его сын – академик РАО Александр Николаевич Веракса, который сейчас тесно работает с Казанским федеральным университетом. Отец может гордиться достойным очень талантливым сыном!

От всей души поздравляем дорогого и любимого Николая Евгеньевича с Юбилеем! Желаем ему крепкого здоровья, семейного благополучия и творческого долголетия!

Н.А. Багдасарова, кандидат психологических наук

– Однажды, миллион лет назад, в нашей аудитории тогдашнего МГПИ появился новый преподаватель, который читал курс «Методика преподавания психологии». Ожидания от названия курса были крайне мрачные, однако курс оказался самым захватывающим из всех, что мы до сих пор имели возможность прослушать. И конечно, когда новый преподаватель предложил создать психологический кружок, больше половины курса бросились туда ходить. Однако в конце года Николай Евгеньевич (а это, конечно, был он) сказал, что в будущем у кружка появляется определенная тема – диалектическое мышление – и остаться могут те, кому действительно эта тема интересна. Осталось всего несколько человек. Но эти несколько человек до сих пор работают вместе и считают себя учениками Николая Евгеньевича, принадлежащими к его научной школе. Это был первый урок, полученный мной у Учителя, – совсем не жалко потратить целый год на то, чтобы понять, кого ты хочешь видеть среди своих учеников, если ты и правда нуждаешься в Учениках.

На фото (слева направо): А. Брудныи, Н. Багдасарова, Н.Веракса

Существует вечная загадка, как понять, что тот или иной педагог является для тебя Учителем с большой буквы, а не просто очень интересным лектором или даже супер­оригинальным мыслителем. Пусть и суперпреподавателем, но не Учителем. Для меня разница пролегла не там, где рождались новые идеи (хотя идеи Николая Евгеньевича, будь то о диалектике или о принципе уподобления, были захватывающими, и они изменили мой способ думать о психологии навсегда!). Граница состояла в отношении к студентам, которые оказались захваченными этими идеями и стали принадлежать к небольшому кругу единомышленников. С самого начала Николай Евгеньевич не скрывал, что хочет создать новую школу в психологии, и приглашал нас присоединиться. Для этого требовалось разделять интерес к диалектическому мышлению и развиваться в этом направлении. На этом условия вхождения в круг единомышленников заканчивались. Никогда не было давления, что и как исследовать, зато всегда было глубокое ответное внимание к тому, что именно было интересно мне самой. Никогда не было «подгонялок», типа того, что сдача курсовой или дипломной на носу, а что с ними делать еще не придумано. Однако именно тогда все всегда случалось вовремя (как никогда больше в моей жизни!). Отсутствие давления как знак высочайшего доверия неизменно приводило к инсайту! Параллельно мелкие неприятности студенческой жизни (забыла записаться вовремя на практику!) тоже разрешались с помощью научного руководителя, на первый взгляд весьма далекого от административных вопросов, каким-то магическим образом. Это ощущение чуда – не сверхъестественного, а вполне человеческого, чувство острого везения от того, что у тебя есть Учитель и он с тобой рядом, сохранилось у меня до сих пор. Это ощущение совершенно иррационально, поэтому-то и не хватает слов, чтобы его правильно описать. С другой стороны, это отсутствие точных слов создает возможность постоянно прикасаться к этой тайне, хотя и не дарит никакой надежды на то, что загадка Учителя будет когда-нибудь разгадана. Достаточно того, что она есть и живет внутри меня всегда. Без Николая Евгеньевича ничего бы этого не было.

А с ним есть. Как есть и чувство принадлежности к уникальному сообществу моих товарищей по научной школе, ощущение особой близости не только по отношению к тем, кого я знаю со студенческих лет, но и к каждому вновь присоединившемуся к научной школе ученику Николая Евгеньевича. И это другое огромное везение, уникальная возможность размышлять и обсуждать разные вопросы «среди своих», тех, кто понимает с полуслова, задает правильные вопросы и помогает находить новые и неожиданные ответы, прикасаясь к другой тайне – к тайне «научного открытия». Так что чудеса случаются. Важно только оказаться в нужное время в нужном месте и не упустить свой шанс при встрече со своим Учителем, просто понять, что это он, и остаться с ним вместе.

А.К. Белолуцкая, кандидат психологических наук

– Веракса Николай Евгеньевич – человек необыкновенной душевной щедрости, широчайшей эрудиции и неугасающего интереса к приключениям! Про Н.Е. можно сказать, что он всегда и несмотря ни на что продолжает играть в шахматы, даже когда все вокруг давно играют в дурака. Для меня Николай Евгеньевич – эталонная мера, как в науке, так и в жизни. Делая важные шаги, обязательно сверюсь. 

И.И. Воробьева, кандидат психологических наук

– Мы познакомились в 2000-м, мой первый год в универе, курс Николая Евгеньевича по общей психологии. Я пораженная приходила домой и с тетрадок пересказывала родителям конспекты. Аристотель, Локк, Лейбниц, Декарт, все эти монады, парадоксы Ахиллеса, думать – значит существовать…Тогда для меня все это звучало примерно как мифы Древней Греции, абсолютный «WOW! эффект». Но еще больше поражало то, что про это негде было прочитать. Вот так, как было на лекции рассказано. Текстов про Лейбница много, но они другие, и там нет ничего про Декарта, Декарт в отдельной главе… После опыта школы меня это ошеломило. Николай Евгеньевич не пересказывал, а создавал текст на лекции, конструировал отношения между идеями, строил структуру истории психологии. Тогда я поняла, что это на самом деле значит – «думать, когда говоришь».

Еще как-то раз Николай Евгеньевич спросил: «Где предел мышления?» И не ответил до конца лекции. И на следующей не ответил. И потом. Мы с однокурсницей подходили к нему с разными идеями ответов, но обратно получали только вопросы. Сейчас бы сказала проблематизирующие. Тогда я узнала, как можно не знать, думать и наслаждаться этим процессом, а не страдать от собственной несостоятельности.

Николай Евгеньевич умеет так говорить с тобой, что ты точно знаешь, что вот это сказано именно тебе, создано для тебя, обращено именно к твоим возможностям. Он умеет сказать так, чтобы ты начал думать, сомневаться, смелее пробовать новое.

Еще Николай Евгеньевич очень щедро делится методом. Мышление перестает быть магией, но сохраняет свою красоту и удивительность.

Николай Евгеньевич очень красиво думает. Эта эстетика научного текста (устного и письменного) открылась для меня именно в общении с ним.

А еще доброта. Однажды мы шли с работы к метро. У меня тогда первому ребенку был год примерно. Говорили о том, занимаюсь ли я ее развитием. Ха! Ну, спросите молодую мать-психолога… Прервав мою речь, Николай Евгеньевич спросил: есть ли у нас такая игрушка… на колесиках с палкой, чтобы возить. «Вы возьмите резиночку и наденьте на колесико, чтобы оно не ехало. У ребенка должна быть интересная задача, понимаете…».

Николай Евгеньевич – учитель, вокруг которого всегда будут ученики, потому что то, что он создает, – вечно живое.

Е.Е. Крашенинников, кандидат психологических наук

– Николай Ев­ге­ньевич Веракса был третьим мною увиденным мужчиной, реализующим программу дошкольного образования: после директора детского садика, придумавшего, как накормить воспитанников «космической кашей» и исполненного Евгением Леоновым, и «усатого няня», под бодренькие танцевальные песенки которого дошкольники мгновенно укладывались спать. Но, в отличие от второго, Николай Евгеньевич понимает детей с их реальной, а не придуманной психологией. И, как и первый, действительно детей любит. Потому что любовь к детям и понимание их – синонимы.

На фото (слева направо): С. Лерман, Н. Веракса, Е. Крашенинников, И. Шиян

О.А. Шиян, кандидат педагогических наук

– Николай Евгеньевич – человек науки, автор сложнейших исследований, понятийно точных концепций и тонких экспериментов. Но вот что важно и что бывает только у действительно больших ученых: устойчивость и развитие этих сложнейших конструкций держится за счет такого стержня, как ясность и простота «несущей» идеи – идеи о богатстве детства. Диалектической идеи о том, что у ребенка – на самых первых шагах его вхождения в культуру – существуют предпосылки способности видеть парадоксальность мира, и не только видеть, но и совершать преобразования, которые по структуре родственны научным открытиям. Загадка ребенка, одна из главных загадок ХХ–ХХI века, явлена в этой идее с предельной остротой. И эта идея парадоксальности детства не просто одновременно ясна и сложна, она еще и невероятно обаятельна: в ней есть энергия смысла, которая освещает встречу с детьми и делает эту встречу огромным ресурсом для взрослого.

И именно и только этим – ясностью ключевой идеи, разработанностью понятий и энергией смысла – можно объяснить удивительное поле, которое всегда возникает вокруг Николая Евгеньевича, где бы он ни выступал, с кем бы ни общался – с коллегами-учеными разных стран, воспитателями, студентами, магистрантами, детьми. А парадоксальность идеи и ее принципиальная неисчерпаемость – гарантия развития, которое редко дает удовлетворение от достигнутого, зато обещает движение и жизнь – и Автору, и всем к нему причастным.

И.Б. Шиян, кандидат психологических наук

– С Николаем Евгеньевичем Вераксой мы познакомились осенью 1985 года. Меня сразу (тогда второкурсника психолого-педагогического факультета МГПУ) глубоко впечатлила его вера в возможности развития человека в любом возрасте. Николай Евгеньевич стимулировал нас читать сложнейшие научные тексты. Стимулировал тем, что всерьез их с нами обсуждал.

Со временем он даже придумал специальную технологию для таких обсуждений, ныне известную как метод позиционного обучения студентов. Хорошо помню и первый визит с Николаем Евгеньевичем в детский сад. И здесь он, сразу же присев на корточки, завел серьезный разговор с пятилетним мальчиком. С искренней заинтересованностью и на равных, как и с нами – студентами. Большое везение, когда твой учитель чувствует зону ближайшего развития и умеет в ней работать.

На фото (слева направо): И. Шиян, Т. Чернокова, Н. Веракса

И.И. Комарова, проректор МПАДО

– О Николае Евгеньевиче я услышала лет за 30 до того, как познакомилась с ним. Мама защищала докторскую диссертацию, и подобрать математическую модель расчета результатов исследований она попросила молодого сотрудника Института дошкольного воспитания Николая Евгеньевича Вераксу. С тех пор в наших беседах Николай Евгеньевич все время появлялся. Мама с интересом наблюдала за его успехами. Потом началась большая работа по Программе воспитания в детском саду, и Николай Евгеньевич стал членом авторского коллектива Программы, а затем и ее соредактором. Однако не только качества исследователя отмечали его. Мама всегда выделяла Николая Евгеньевича как человека чести и долга, для которого слова «верность» и «преданность» – не пустой звук. Пожалуй, это были для нее важнейшие качества в человеке, исследователе, педагоге.


 

Участники форума «Ориентиры детства 3.0». Первый ряд (слева направо): О.Радионова, Э.Алиева, О.Соломенникова, Э.Дорофеева, второй ряд: Н.Губанова, Н. Веракса, И.Каракчиева, Ю.Гладкова, И.Комарова

Работая сегодня вместе и под руковод­ством Николая Евгеньевича Вераксы, я, как и весь коллектив Международной педагогической академии дошкольного образования, могу сказать, что и для нас эти качества являются определяющими: верность детству и его идеалам, принципиальность в охране интересов науки и их проведении в жизнь, преданность друзьям и коллегам, горячая заинтересованность в развитии науки и основательность во всем – нравственный урок всем нам, нашим слушателям и нашим детям.

Э.М. Дорофеева, генеральный директор издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»

– Встреча с Николаем Евгеньевичем Вераксой стала для меня подарком судьбы. Оказалось, что у нас с ним очень много общего: во многих вопросах мы одинаково относимся к жизни, детям, происходящим в стране событиям.

У нас дети примерно одного возраста, учились в одном вузе, и у него, и у меня в бэкграунде есть техническое образование. Может быть, все это и позволяет нам говорить на одном языке и понимать друг друга.

Э.М. Дорофеева и Н.Е. Веракса – участники конференции ECCE–2019

Роль Николая Евгеньевича Вераксы невозможно переоценить. Без его участия издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» было бы другим, Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» была бы другой, не появились бы Международная педагогическая академия дошкольного образования (МПАДО) и другие проекты, которые инициировало наше издательство, – научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ECCE), форум работников дошкольного образования «Ориентиры детства».

Меня радует каждая встреча с Николаем Евгеньевичем. Ощущаю радость и душевный комфорт, потому что мы смотрим в одну сторону. Каждое его слово для меня как алмаз, потому что он не позволяет мне совершать грубые ошибки в области дошкольного образования и в то же время не ограничивает творчество, не придирается к мелочам, помогает расти в профессиональном плане.

Дэвид Дж. Скотко, профессор психологии

– Я познакомился с Николаем Вераксой осенью 1994 года. С тех пор мы поддерживаем тесные профессиональные и личные отношения. С первого момента нашего общения было понятно, что он чрезвычайно предан своей профессии. Профессор Веракса посвятил себя изучению диалектического мышления и того, как оно может повлиять на интеллектуальный и творческий рост дошкольников. Мои профессиональные интересы были в основном сосредоточены на методологии исследований и статистике.

Наши профессиональные интересы дополняли друг друга. Часто мы вместе обсуждали идеи Николая в развитии его теоретических взглядов, применимых к детям дошкольного возраста, а также мои идеи относительно плана и анализа предлагаемых экспериментов. Я считаю, что это сотрудничество было продуктивным для нас обоих.

За более чем 25 лет нашего сотрудничества я наблюдал, как профессор Веракса был наставником большого количества аспирантов. Он обладает способностью предлагать своим ученикам интеллектуальные вызовы.

Его умение наставлять студентов привело к появлению целой когорты успешных психологов. У меня была возможность поработать с его учениками до получения степени и после, могу засвидетельствовать, что это высококвалифицированные профессионалы, чья преданность своему наставнику не вызывает сомнений.

Несмотря на то, что профессор Веракса на протяжении многих лет работал в нескольких университетах, его приверженность своей исследовательской программе остается неизменной. Эта преданность делу в сочетании с его впечатляющим творческим потенциалом привели к международной репутации: достижение, которое пришло в нелегкое время.

Учитывая всё, чего он достиг в профессиональном плане, было бы неудивительно, если бы это отрицательно сказалось на его личной жизни. Однако это утверждение далеко от истины. Его личная жизнь столь же продуктивна. У него есть двое взрослых сыновей, которые стали успешными профессионалами в своих областях.

Не хочу, чтобы у вас сложилось впечатление, будто наши отношения носили исключительно профессиональный характер. На протяжении многих лет профессор Веракса и его семья навещали меня в моем доме, и у меня была возможность приехать к нему на родину. Я наблюдал за жизнью его семьи, а он за моей.

Когда мы встречаемся, не бывает случая, чтобы он не спрашивал с большим интересом, как поживают моя жена и дети. На протяжении многих лет у нас была возможность проводить много времени вместе. Одно особое занятие, от которого мы оба получаем огромное удовольствие, – это посещение бани.

Именно в это время у нас были самые продуктивные профессиональные и личные беседы. Настоящую дружбу встретить сложно. Это требует приверженности и готовности попытаться понять взгляды других на жизнь, и не только понять, но и уважать их. Я считаю, что мы с Ником стали близкими друзьями.

Думаю, что отличительной чертой близкой дружбы является способность двух людей время от времени находиться друг с другом в тишине. Не всегда есть потребность заполнить это молчание несущественными разговорами. Мы чувствуем себя комфортно в присутствии друг друга и не испытываем острой необходимости в постоянном разговоре; когда мы говорим, это имеет смысл.

Мне было приятно общаться с профессором Николаем Вераксом как с коллегой и другом на протяжении многих лет. Уверен, что эта связь будет продолжаться и со временем укрепляться. Я с нетерпением жду продолжения сотрудничества с ним и его коллегами
в ближайшие годы.

Джейн Мюррей, доктор философии, Великобритания

– Я рада поздравить моего дорогого коллегу и друга, профессора Николая Вераксу с юбилеем! Для меня большая честь встречаться и работать с профессором Николаем Вераксой.

Несколько лет назад я пригласила его войти в редакционный совет Международного журнала по образованию детей раннего возраста (International Journal of Early Years Education), главным редактором которого я являюсь. Как член редакционного совета он постоянно принимал участие в работе журнала, что позволило привлечь нам новых читателей и авторов, работающих в области дошкольного образования, особенно из России. Профессор Веракса великодушно пригласил меня выступить от журнала и представить мое исследование в качестве основного доклада на ряде мероприятий.

Я всегда с удовольствием обсуждаю исследования в нашей области с профессором Вераксой, который дал мне возможность многому у него научиться, охотно поделившись своими идеями, знаниями и опытом в области дошкольного образования.

В 2019 году я имела честь получить приглашение от профессора Николая Вераксы посетить его и коллег в Москве, где мне также чрезвычайно повезло встретиться с профессором Александром Вераксой и посетить Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

Вскоре после моего визита в Москву мы встретились с профессором Николаем Вераксой в Лондоне. Я всегда с удовольствием посещаю любую конференцию, если знаю, что в ней участвует и профессор Николай Веракса, потому что нам всегда есть что обсудить, поговорить о проблемах обучения и развития маленьких детей. Я дорожу профессиональными отношениями с профессором Николаем Вераксой и действительно очень надеюсь на наше дальнейшее сотрудничество и дружбу.

Нико ван Уденховен, Нидерланды

– Для меня огромная честь знать Николая и то, что я могу называть себя его другом
и коллегой. Я знаю Николая уже около 20 лет и нельзя описать, как многому я у него научился и сколько он придал содержания, формы и направления моей профессиональной и личной жизни. Трудно представить себе лучшего друга и коллегу.

Я могу говорить о Николае только в превосходной степени: это один из самых умных, творческих, оригинальных, плодотворных, добрых и гостеприимных людей, которых я встречал в своей жизни, и это еще мягко сказано. Его чувство юмора заразительно; даже сейчас, когда я пишу эти строки и думаю о нём, его остротах и шутках, замечаю, что начинаю улыбаться и даже смеяться.

Еще меня поражает то, что Николай, несмотря на свой высокий статус, легкодоступен и, что немаловажно, обладает уникальным умением (или это свойство характера?) с уважением выслушивать других, даже тех, кто менее или совсем не подготовлен, чтобы вращаться в кругах высокообразованных людей.

В дополнение к своей обширной научной работе Николай также чрезвычайно успешно делится российским опытом и знаниями в области развития детей раннего возраста с широкой национальной и международной аудиторией и, таким образом, создал обширную и высококачественную сеть взаимного общения, оценки и обучения. Это замечательная и столь востребованная инициатива, важность которой трудно переоценить. Я имел честь присутствовать на ряде ежегодных международных конференций ECCE, которые организовывал Николай, и всегда возвращался домой более мотивированным, а также с множеством новых идей.

Я чувствую, думаю и знаю, что благодаря работе Николая многие дети в России стали счастливее, более охотно исследуют окружающий мир, лучше общаются друг с другом, они более здоровы, а также лучше учатся в школе, а позже становятся успешными взрослыми. И, скорее всего, не только российские дети. Я также чувствую, думаю и знаю, что те, кто непосредственно работает с маленькими детьми, во многом обязаны Николаю.

Приятно, что и в 75 Николай «жив и здоров», более активен и креативен, чем когда-либо; он идет всё дальше и дальше и его практически невозможно остановить. У меня вошло в привычку звонить ему через WhatsApp каждые две-три недели или около того, обычно, когда в Москве наступает время обеда, я делаю это, просто чтобы оставаться с ним на связи. Не думаю, что, разговаривая с ним, отвлекаю его от работы… Это потрясающий человек!

Мы с Николаем общаемся друг с другом в основном по-испански. Он выучил этот язык, когда работал психологом на Кубе, я научился говорить на нем во время поездок в страны Латинской и Центральной Америки. Это тоже дает нам особую связь. Я хотел бы закончить такими словами, на испанском, конечно:

Querido amigo Nikolay, Te deseo un feliz cumpleaсos. Estoy agradecido por su amistad y espero que podamos seguir marchando juntos durante mucho mas tiempo. Mantente bien. Nico (Дорогой друг Николай, поздравляю тебя с днем рождения. Я благодарен за дружбу и надеюсь, что мы сможем идти вместе ещё долго. Будь здоров. Нико).

Еше Колливер, доктор философии, Австралия

– Профессор Николай Веракса – выдающийся ученый в области личностного и общественного развития, и мне выпала честь работать с ним. Для меня он терпеливый наставник, поддерживающий мое собственное растущее понимание культурно-исторической теории по мере того, как мы вместе разрабатывали и конкретизировали различные научные идеи. Профессор Веракса использует любую возможность, чтобы серьезно обсуждать самые фундаментальные вопросы развития и обучения детей. Это особенно ощущалось в процессе экспертной оценки, а также во время устных дискуссий, которые мы ведем с ним на протяжении многих лет, в России, Венгрии и онлайн. В то же время он всегда чрезвычайно терпелив и скромен, охотно делится и передает свои глубокие познания в области человеческого развития и социальных отношений.

С момента нашего знакомства Николай показал себя очень щедрым человеком и компетентным ученым. Мне посчастливилось пообщаться с ним в России, где мы смогли насладиться искусством, посещая различные театры, выставки, великолепной едой лучших ресторанов Москвы и основательными теоретическими дискуссиями о диалектике. Он великодушно представил меня своим коллегам.

Я глубоко ценю каждое мгновение, которое он уделяет анализу и рассмотрению проблем из Австралии или России. Я часто думаю о его щедрости и вкладу в мою собственную работу и надеюсь на длительное сотрудничество с ним.

¡Mantengo mucha esperanza de elaborar y discutir el rol del juego en el desarrollo humano en el futuro, colega mío! (Мне очень хотелось бы в будущем, мой дорогой коллега, обсудить с вами роль игры в развитии человека).

Ингрид Прамлинг Самуэльссон и Соня Шеридан, Гётеборгский университет, Швеция

– Наш дорогой друг и коллега, профессор Николай Веракса! Прежде всего, хотим поздравить Вас с 75-летием!

Николай, Вы стали для нас близким другом и коллегой в исследованиях. Наши первые встречи с вами были исключительными, оставив после себя счастливые и глубокие воспоминания на всю жизнь. Вы пригласили нас обеих в Москву, но по разным поводам.

Я, Соня Шеридан, вместе с Уллой Маурицсон приехала в Москву в 2011 году. Была зима и очень холодно, когда мы гуляли по улицам Москвы, посещая все самые известные досто­примечательности, в сочетании с вашими любимыми местами и хорошими ресторанами.

То, как вы и российские коллеги заботились о нас, с теплотой, вниманием, и дни, наполненные интересными дискуссиями, превратили этот визит в нечто совершенно особенное. Это стало основой для длительных отношений, построенных как на дружбе, так и на исследованиях.

Ингрид Прамлинг Самуэльссон отправилась в гости к Николаю в 2013 году. В то время был прямой рейс из Стокгольма в Москву, что облегчало путешествие. Николай встретил ее в аэропорту, дав Ингрид первое представление о значении слова «пробка».

Ей потребовалось значительно больше времени, чтобы добраться из аэропорта в отель, чем на перелет между Швецией и Россией! С другой стороны, она сразу же получила подробное представление о Москве. За время пребывания Ингрид посетила множество интересных мест и привезла домой розовое шампанское и черную икру! Подарки, которых она никогда раньше не получала!

Николай, ваша исследовательская карьера впечатляющая и увлекательная. Вы неоднократно удостаивались наград Правительства Москвы, были ведущим научным сотрудником Российской академии образования, профессором Московского государственного педагогического университета и ведущим научным сотрудником Московского городского университета, являетесь ректором Международной педагогической академии дошкольного образования.

Особенно важным периодом в вашей профессиональной жизни были годы, проведенные на Кубе, где вы преподавали психологию в педагогическом университете Сантьяго-де-Куба.

Ваши исследования обширны и охватывают области психологии развития, психологии личности, образования и социальной психологии. Вы уделяете особое внимание, в частности, происхождению и развитию диалектического познания детей дошкольного возраста.

Ваши исследования внесли вклад в новые и глубокие знания о развитии и обучении детей, имеющие большое значение для дошкольного образования, не в последнюю очередь – с четким акцентом на социокультурную теорию Льва Выготского.

Шведская исследовательская группа Департамента образования, коммуникации и обучения Гётеборгского университета имеет давнюю традицию исследований, посвященных обучению детей и тому, как педагоги обеспечивают условия для обучения детей, решая вопросы преподавания, игры, качества и учебной программы.

У нас есть международные контакты по всему миру, не в последнюю очередь через OMEP (Всемирная организация дошкольного образования), в деятельности которой мы обе активно участвуем в течение многих лет. Благодаря Николаю у нас теперь налажено сотрудничество с исследователями из России.

Николай, вы и ваши коллеги плодотворно сотрудничаете с нашей шведской исследовательской группой, делитесь проектами, участвуете в конференциях и творческих дискуссиях по теории Выготского. На протяжении многих лет мы обмениваемся визитами, углубляя сотрудничество между российской и шведской исследовательскими группами.

Все мы были в восторге, когда стало возможным сделать сотрудничество более формальным. В 2014 году был подписан Меморандум о сотрудничестве между Московским городским педагогическим университетом и факультетом образования Гётеборгского университета.

В 2015 году было подписано Соглашение о сотрудничестве между факультетом образования Гётеборгского университета и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия. Эти соглашения свидетельствуют о готовности поощрять сотрудничество и контакты посредством:

  • обмена студентами;
  • аспирантами;
  • преподавателями;
  • совместной исследовательской деятельности;
  • обмена публикациями, отчетами и другой академической информацией;
  • других видов деятельности по взаимной договоренности.

Сотрудничество между университетами и исследовательскими группами предоставляет расширенные возможности для углубленного теоретического изучения и международного обзора исследований в области образования и ухода за детьми младшего возраста. Исследования Николая отмечены на международном уровне. В 2017 году профессор Николай Веракса стал почетным доктором Гётеборгского университета.

Ингрид возглавляет кафедру ЮНЕСКО по дошкольному образованию и устойчивому развитию с 2008 года, тогда же она была назначена президентом OMEP, что стало отправной точкой для новых исследований и разработок в области раннего детства.

Несколько лет назад Николай возглавил кафедру ЮНЕСКО по дошкольному образованию в России. Глава кафедры ЮНЕСКО – это интересная и сложная должность. Для подрастающего поколения детей во всем мире также чрезвычайно важно, чтобы ученые стремились не только сделать карьеру, но и использовали свои знания на благо каждого ребенка, о чем свидетельствует деятельность Николая.

Педагоги смотрят на него как на гуру детского развития и образования. Его популярность среди педагогов дошкольного образования также связана с соавторством самой популярной образовательной программы для детей дошкольного возраста «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», а также программы на английском языке «Key to Learning». Понятно, что его основными научными интересами являются развитие детского мышления и личности.

Шведская исследовательская группа также участвовала в большинстве конференций ECCE по воспитанию и образованию детей младшего возраста, которые проводятся в Москве и организуются Николаем и его коллегами.

Мы не только участвовали в конференциях в Москве, но и совместно работали над следующими публикациями:

  • Veraksa, N., & Sheridan, S. (2018). Vygotsky’s Theory in Early Childhood Education and Research – Russian and Western Values. London: Routledge.
  • Sheridan, S., Shiyan, O., & Shiyan, I. (2018). Preschool quality and conditions for children’s learning in preschool in Russia and Sweden. In N. Veraksa & S. Sheridan (eds.). Vygotskyґs Theory in Early Childhood Education and Research. Russian and Western Values. London: Routledge, pp. 193-205.
  • Shiyan, O., Bjцrklund, C. & Pramling Samuelsson, I. (2018). Narratives as tools for expressing structure and creativity with preschool children in two cultures. In N. Veraksa & S. Sheridan (Eds.), Vygotsky’s Theory in Early Childhood Education and Research (pp. 38-53). Oxon: Routledge.
  • Veraksa, N., Shiyan, O., Shiyan, I., Pramling, N., & Pramling Samuelsson, I. (2016). Communication between teacher and child in early child education: Vygotskian theory and educational practice / La comunicaciуn entre profesor y alumno en la educaciуn infantil: la teorнa vygotskiana y la prбctica educative. Infancia y Prendizaje / Journal for the Study of Education and Development, 39(2), 221-243. DOI: 10.1080/02103702.2015.1133091 http://dx.doi.org/10.1080/02103702.2015.1133091
  • Ongoing: Veraksa, N. & Pramling Samuelsson, I. (in press). Piaget and Vygotsky in XXI century: dialogue on education. Dordreched: Springer.
  • Editors (Veraksa, Pramling Samuelsson & Collier) for a special issue Early Childhood Development in Play and Education: A Cultural Historical Paradigm of the journal: Frontier in Psychology.
  • Veraksa, N., Sheridan, S., & Colliver, Y. (2021). Balancing child-centred with teacher-directed approaches to early education: Incorporating young children’s perspectives. Pedagogy, Culture & Society. https://doi.org/10.1080/14681366.2021.1955736

Николай, ваш визит в Гётеборг вместе с российской командой оставил нам много приятных, счастливых и забавных воспоминаний. Одно из них – когда попугай Ингрид Эгон подошел к Николаю, а Николай взял его и держал на плече во время еды. Ингрид испугалась, что попугай накакает ему на плечо, но он вёл себя хорошо и не хотел возвращаться к своей хозяйке!

Одно из любимых воспоминаний Сони – это когда мы отправились в двухдневную поездку на острова Ведероарну. Была поздняя осень, и Николай отправился купаться в ледяное море. После этого его наградили вкуснейшим блюдом из лобстеров. Это было просто идеально, и некоторые из нас провели всю ночь на улице в созерцании особой большой красной луны.

Николай, вы во многих отношениях уникальный человек. Как исследователь, вы критичны и остроумны. Вы невероятно хорошо разбираетесь в своей области, особенно это касается ваших выдающихся знаний и развития теории Выготского. В то же время вы скромный и чуткий человек, который заботится о том, чтобы всем было хорошо. У вас есть дар слушать с интересом, но вы также умеете развлекать нас забавными историями и анекдотами.

Николай, вы такой веселый и умелый человек, и мы очень счастливы и гордимся тем, что являемся вашими друзьями.

Сотрудничество между Департаментом образования, коммуникации и обучения Гётеборгского университета и Московским городским педагогическим университетом и факультетом психологии МГУ им. М.В. Ломоносова было плодотворным, и мы надеемся, что оно продолжится и в будущем.

Элли Сингер, Амстердамский университет, Нидерланды

– Вдохновение, воображение, игровое творчество, диалектическое мышление и знания вместе составляют основу постоянного вклада Николая Вераксы в дошкольное образование.

Мне посчастливилось поговорить с ним о том, как он пришел в науку. Во время беседы я поняла, насколько глубоко основные концепции его мышления уходят корнями в опыт его детства и учебы в контексте русской культуры; и как его мышление обогатилось благодаря исследованиям и теоретическим размышлениям с точки зрения культурно-исторического подхода.

Он сказал мне, что выбрал дошкольное образование, потому что хотел заниматься спокойной работой и работой на благо других.

Н.Е. Веракса: «Я люблю детей за их искренние чувства». Эта любовь и приверженность миру неразрывно связаны с его интеллектуальным даром и любознательностью. Он страстный спорщик и любит дискутировать с коллегами.

За время работы и учебы он встречался с великими исследователями – А. Запорожцем, А. Лурией, П. Гальпериным, Д. Элькониным, Л. Венгером, Н. Поддьяковым, А. Леонтьевым.

Н.Е. Веракса: «Жизнь в институте была очень интересной – мы обсуждали разные проблемы, к нам приходили разные известные и интересные люди (философы, писатели, художники и т.д.). Нам действительно не хотелось ехать домой из института, потому что мы обсуждали проблемы до ночи».

В свои 75 лет он все еще любит дискутировать с молодыми студентами. Он передает свой энтузиазм группе амбициозных и одаренных молодых ученых. Несомненно, они продолжат его работу.

И Николай Веракса продолжает их стимулировать, задавая вопросы, чтобы побудить к диалектическому мышлению.

По словам Вераксы: «Настоящий наставник учит задавать вопросы и стремиться к ответам, учит науке жизни в науке».

Он хочет поделиться тем, что знает: «Я думаю, что главный урок заключается в том, что дети могут делать гораздо больше, чем мы думаем. Я считаю, что это сложный результат обучения в области исследований и воспитания детей. Этот опыт показал мне, что детям очень интересно размышлять и давать советы, а также размышлять над неожиданными проблемами».

С благодарностью вспоминаю наши прогулки по Москве. Мне нравились его внезапные прозрения и вдумчивый анализ. Никто не может так игриво и остроумно говорить, как Николай Веракса за вкусной трапезой с изысканным вином со своей любимой командой и коллегами. Спасибо, Николай, за наши беседы и за то, чему я научилась у тебя.

 

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.