Мария Леонидовна Прокопьева – заведующая МАДОУ «Детский сад №18 «Прометейчик» им. Т.С. Комаровой ГО «город Якутск» (Республика Саха (Якутия)
В 2015 году, когда наше дошкольное учреждение только создавалось, мы искали ответ на главный вопрос – каким должен быть новый детский сад, какие знания и умения пригодятся нашим воспитанникам в этом бурно развивающемся современном мире. Мечтая воспитывать смелых, образованных, позитивных ребят, готовых зажечь в обществе неугасимый огонь познания, мы выбрали символичное имя – «Прометейчик». Ведь как корабль назовешь, гласит народная мудрость – так он и поплывет.
6 мая 2015 года Главой города Якутска А.С. Николаевым было подписано распоряжение об открытии детского сада №18 «Прометейчик»
Наша образовательная программа написана с учетом программы «От рождения до школы», так как мы считаем, что в этой программе процесс развивающего образования направлен как на обеспечение общего развития личности детей от 2 месяцев до 8 лет, так и на закладку фундаментальных предпосылок будущей учебной деятельности, прежде всего – умения и желания учиться.
Детский сад ориентируется на семь основных направлений республиканской Концепции экосистемы раннего развития одаренности:
С 18 декабря 2019 г. детский сад «Прометейчик» с гордостью носит имя выдающегося советского и российского педагога, создателя целостной системы художественно-эстетического воспитания дошкольников, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации и отличника просвещения РСФСР – Тамары Семеновны Комаровой.
Выступление Т.С. Комаровой во время Международного Симпозиума по развитию одаренности детей и молодежи в образовании «Научное образование» в Республике Саха (Якутия), июль, 2018 г.
Если коснуться истории вопроса, то в июле 2018 года Тамара Семеновна приезжала в Якутию на международный Симпозиум по развитию одаренности детей и молодежи в образовании «Научное образование». Симпозиум организовывался в рамках Международных интеллектуальных игр как образовательное событие для обмена идеями и демонстрации практических достижений науки, органов управления образованием, образовательных организаций, методических центров, педагогов в сфере развития одаренности детей и юношества.
На секцию, публичные лекции, стратегическую сессию по проблемам одаренности в дошкольном детстве Тамары Семеновны Комаровой пришли более 700 слушателей – педагогов, управленцев, работающих в дошкольном образовании республики. Все мы были очень рады встретить и послушать легенду дошкольного образования, многие приходили с цветами, задавали вопросы, получали очень хорошие доброжелательные ответы. Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) во время Симпозиума вручило Тамаре Семеновне нагрудный знак «За вклад в дошкольное образование РС (Я)».
Вклад в систему дошкольного образования России у Тамары Семеновны велик: ведь 78% дошкольных образовательных организаций республики работают по программе «От рождения до школы», а какие замечательные методические пособия для практиков разработаны по художественно-эстетическому воспитанию: «Развитие художественных способностей дошкольников», «Изобразительная деятельность в детском саду», «Народное искусство – детям», «Коллективное творчество дошкольников» и др. Радует, что они переиздаются книжным издательством «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» и мы, практики, имеем возможность ими пользоваться.
Выступление Т.С. Комаровой на секции «Одаренность в дошкольном детстве» во время Международного Симпозиума по развитию одаренности детей и молодежи в образовании «Научное образование» в Республике Саха (Якутия), июль, 2018 г.
Во время интервью Тамары Семёновны Комаровой Национальной вещательной компании «НВК-Саха», июль, 2018 г.
В Якутию Тамара Семеновна добиралась на поезде, больше недели ехала через всю страну, что свидетельствует о ее невероятной энергии и настойчивости. Мы были очень удивлены и растроганы таким поступком.
В течение недели она плодотворно работала на Симпозиуме с нашими педагогами-дошкольниками, родительской общественностью, давала интервью на телевидении.
После этого визита, познакомившись лично с таким Человеком, ученым, наш коллектив детского сада решил взять имя замечательной труженицы, Тамары Семеновны Комаровой.
2015 г. В МАДОУ «Детский сад №18 «Прометейчик» создана школа-лаборатория инновационного развития.
2015 г. Детский сад реализует республиканские пилотные проекты «Одаренный ребенок» и «Шахматы – детям» (приказы МО РС (Я) №1-16/2077 от 25.05.2015г., №1-16/2077 от 25.05.2015 г).
2016 г. Получен статус Ресурсного центра по lego-конструированию и робототехнике Окружной администрации г. Якутска (приказ Управления образования №01-10/277§1 от 26.04.2016 г.).
2016 г. Получен статус РИП по реализации проекта «Точки роста» по направлению «Детский сад без границ».
Во время визита Т.С. Комаровой торжественная встреча в «Прометейчике»
2017 г. Детский сад – федеральная инновационная площадка республиканского проекта «От Фребеля до робота» (приказ МО РС (Я) №01-09/2640 от 19.12.2017 г.).
2018 г. Получен статус федеральной инновационной площадки ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» проекта «STEM – образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста» (приказ МО РС(Я) №01-09/147 от 31.01.2018г., приказ ФГБНУ «ИИДСВ РАО» № 29/17-12 от 12.11.2019 г.).
2018 г. В МАДОУ «Детский сад №18 «Прометейчик» открыта сетевая кафедра «Этнокультурного воспитания» Международной педагогической академии дошкольного образования (МПАДО).
2018 г. Детский сад стал Ресурсным центром ФГБОУ ВО «Арктический государственный институт культуры и искусства» по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста.
2019 г. Получен статус Ресурсного центра по развитию детской одаренности по Республике Саха (Якутия) и республиканской школы-лаборатории инновационного развития (приказ МО РС (Я) №01-10/505 от 17.05.2019 г.).
2019 г. Детский сад «Прометейчик» – победитель конкурса лучших дошкольных практик, способствующих доступности и повышению качества дошкольного образования, проведенной Министерством просвещения Российской Федерации.
2020 г. На базе детского сада «Прометейчик» создана АНО ДПО «Академия детства им. Т.С. Комаровой». Цель Академии: формирование доступного, мобильного общественного образовательного института, способного гибко и быстро реагировать на запросы людей, осуществление экспертизы и координации крупных образовательных проектов и программ с участием государства и частного бизнеса, в соответствии со Стратегий развития РС (Я), а также поддержка стартапов в сфере образования детей младшего и школьного возраста.
2020 г. Детский сад награжден плакеткой от Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) «Лучший среди образовательных организаций республиканского инновационного проекта «Шахматы – детям».
В рамках инновационных проектов проведены 21 семинар, 16 курсов повышения квалификации, где обучение прошли 2415 педагогов образовательных организаций республики.
В данное время в детском саду открыт музей Тамары Семеновны Комаровой.
Тьюторы сетевой кафедры МПАДО во время проведения курсов повышения квалификации по теме «Новые возможности программы «От рождения до школы»
Детский сад на основе договоров сотрудничества активно взаимодействует с 26 организациями различного уровня г. Якутска, республики, Москвы и Новосибирска.
При поддержке Малой академии наук Республики (Саха) Якутия, Малой компьютерной академии СВФУ, Smart Education, детский сад организовывает республиканские конкурсы и фестивали по робототехнике и LEGO-конструированию. В республиканских конкурсах и фестивалях технического творчества для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Я – инженер» и «Парад роботов» приняли участие более 1700 детей из г. Якутска, Олекминского, Булунского, Нюрбинского, Оленекского, Оймяконского, Алданского, Среднеколымского, Абыйского, Сунтарского, Мегино-Кангаласского, Усть-Майского, Вилюйского, Верхневилюйского, Чурапчинского, Таттинского, Амгинского, Горного, Намского, Хангаласского улусов.
На базе детского сада проходят практику студенты Якутского педагогического колледжа им. С.Ф.Гоголева, студенты СФВУ. Благодаря знакомству с опытом лучших педагогов «Прометейчика», студенты занимают призовые места на WorldSkills Russia.
В данное время детский сад активно работает по годовому плану СИО (сетевые инновационные объединения) с десятью садами города Якутска, курируя их по вопросам развития детского технического творчества.
В октябре 2015 года в детском саду была создана школа-лаборатория инновационного развития с целью обновления и углубления теоретических и методических знаний в соответствии с индивидуальной траекторией развития профессиональной компетентности педагога, внедрения в образовательный процесс детского сада инновационных педагогических технологий. Планирование работы школы-лаборатории ведется в контексте Программы развития и образовательной программы детского сада.
Методическая служба детского сада: О.Н. Степанова, к.п.н., заместитель заведующего по УВР, А.И. Егорова, М.М. Решетникова, старшие воспитатели
Школа-лаборатория имеет 7 кафедр. Научно-методическое сопровождение над кафедрами школы-лаборатории ведет методическая служба детского сада.
Д.Н. Морозов, пдо по шахматам, И.С. Амонова, М.Д. Оконешникова, М.С. Никифорова, воспитатели
С 2019 года школе-лаборатории детского сада присвоен статус республиканской методической площадки развития детской одаренности. С этого времени обязательным условием школы-лаборатории является установление сетевого характера взаимодействия с образовательными организациями, учреждениями социальной сферы и культуры различного уровня и статуса с учётом направлений инновационной деятельности кафедр. Все кафедры школы-лаборатории активно участвуют в подготовке и повышении квалификации педагогов детских садов и школ республики, внедрении комплексного психолого-педагогического сопровождения детской одаренности. Это в свою очередь позволяет кафедрам школы-лаборатории разработать современный инструментарий раннего выявления, сопровождения и развития задатков и способностей каждого ребенка, реализовать индивидуальную траекторию его развития в условиях открытого образовательного пространства.
В шахматную кафедру школы-лаборатории вошли воспитатели и педагоги нашего детского сада, прошедшие Федеральный курс «Шахматы – школе» И.Г. Сухина, кандидата педагогических наук, научного сотрудника Института стратегии развития образования Российской академии образования, автора методики обучения шахматным азам детей с возраста 2 лет, учебно-методического комплекта для начальной школы и ДОО «Шахматы – школе». Вектор приложения усилий по всем направлениям работы кафедры идет на основе шахматно-задачной технологии И.Г. Сухина.
Первый президент Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаев
с детьми на занятиях по шахматам
Педагоги шахматной кафедры ежегодно представляют опыт работы на Международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего школьного возраста» (ЕССЕ) и на республиканских конференциях, где активно продвигают шахматное образование. Воспитанники шахматной кафедры являются победителями Республиканской шахматной олимпиады И.Г. Сухина, Республиканского шахматного фестиваля «Шахматная планета – 21» и городских турниров по шахматам.
Гордостью кафедры являются выпускники детского сада, которые продолжили заниматься шахматами в школе, так, Полпудаева Сайаана и Амбросов Алмаас получили 1 юношеский разряд, а Амбросов Айтал – 3 юношеский разряд, многие воспитанники в школе продолжают заниматься в кружках по шахматам.
Воспитатели ясельных групп детского сада М.А. Иовлева, С.А. Ефремова, Н.В. Егорова, Е.П. Новгородова, М.В. Иванова, И.Н. Егорова, Д.А. Седалищева, Г.С. Павлова, Е.П. Андреева
В кафедру школы-лаборатории вошли воспитатели дополнительных ясельных групп детского сада. Руководит кафедрой – Ирина Николаевна Егорова, воспитатель группы раннего возраста. Кафедра была создана с целью повышения и углубления теоретических, методических, психолого-педагогических знаний педагогов раннего возраста. Кафедра школы-лаборатории раннего развития активно участвует в подготовке и повышении квалификации педагогов детского сада. В 2021 году все члены кафедры раннего возраста прошли курсы повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста». Кафедрой запущен воспитательный проект «Мучные младенцы», который позволит педагогам детского сада начать разговор о семейных ценностях с детьми и родителями.
Образовательный проект «Мучные младенцы»
В состав кафедры родного языка и культуры вошли педагоги, работающие в якутоязычных группах.
Воспитатели якутоязычных групп Д.Д. Сидорова, М.Я. Никифорова, А.Н. Семенова, Е.В. Соловьева, Л.И. Григорьева, Т.Д. Боянова, А.Н. Мальцева, К.П. Павлова, С.М. Горохова, музыкальный руководитель
Цель деятельности кафедры: создание предметно-пространственной, развивающей образовательной среды этнокультурного образования в ДОО. Педагоги кафедры активно работают по сетевому взаимодействию в рамках республиканского сетевого методического объединения «Арылы Кустук». Реализуется продвижение новых педагогических этнокультурных инициатив по реализации педагогики олонхо.
Кафедра является инициатором различных крупных мероприятий, так по инициативе педагогов кафедры родного языка и культуры был поставлен героический эпос олонхо «Дьулуруйар Ньургун Боотур», где приняли участие сотрудники и родители детского сада, премьера состоялась в марте 2020 г.
Постановка коллективом «Прометейчика» спектакля по героическому эпосу олонхо «Дьулуруйар Ньургун Боотур»
Воспитанники кафедры являются обладателями Гран-при Республиканского конкурса рассказчиков олонхо «О5о уонна олонхо», а Корякин Ион и Ильина Анна являются лучшими олонхосутами республиканского конкурса «Олонхону толорооччулар күрэхтэрэ».
В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как конструирование при помощи робототехники. Со дня открытия нашего детского сада это направление было поддержано заведующей и стремительно начало свое развитие. В 2015 году при школе-лаборатории была открыта кафедра STEAM-образования. Туда вошли педагоги старших и подготовительных групп, прошедшие курсы повышения квалификации по робототехнике в СВФУ им. М.К.Аммосова. Кафедра курирует работу детского мини-технопарка «Прометейчик».
М.А. Ючюгяева, пдо по робототехнике, З.А. Данилова, Н.Р. Миронова, Н.В. Габышева, Е.М. Сергучева, С.А. Жиркова
Главной целью кафедры STEAM-образования является использование возможностей ЛЕГО-конструирования в ДОО, начального программирования, приобщение дошкольников к детскому научно-техническому творчеству.
Воспитанники кафедры STEAM-образования активно принимают участие в различных конкурсах:
– Диплом победителя Республиканского конкурса детского технического творчества
«Я – инженер – 2018», участие приняли 408 детей из 12 групп ДОО;
– Диплом I степени Республиканского конкурса детского технического творчества
«Я – инженер – 2019», участие приняли 305 детей из 12 групп ДОО;
Наши воспитанники на занятии по робототехнике
– Диплом победителя в номинации «Самый масштабный проект» в творческом конкурсе проектов в III Республиканском робототехническом форуме дошкольных образовательных организаций «ИКаРенок – Якутск» (февраль 2018г.).
Сегодня инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей
и индивидуальных возможностей.
Н.Н. Максимова, Э.Б. Точиева, педагоги-психологи, В.Н. Татаева, М.И. Тихонова учителя-логопеды, Т.Н. Душкина, З.С. Захарова, О.Н. Максимова, тьюторы детского сада «Прометейчик»
С целью создания специальных условий для успешной реализации инклюзивной практики в нашем детском саду № 18 «Прометейчик» была открыта кафедра инклюзии. Педагоги кафедры: педагоги-психологи, учителя-логопеды, тьюторы осуществляют координацию и научно – методическое сопровождение инклюзивного образования в детском саду. Педагоги кафедры интегрируют идеи Фребель-педагогики, педагогики Монтессори.
Индивидуальная работа с воспитанниками в студии раннего развития
Организована система взаимодействия с социальными партнерами, например, с республиканским благотворительным фондом поддержки детей – инвалидов и детей с ОВЗ РС (Я) «Харысхал». Сотрудники кафедры активно занимаются самообразованием: ими пройдены курсы повышения квалификации в Институте психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского в г. Санкт-Петербург по программе «Основы нейропсихологической диагностики, коррекции и реабилитации», «Методы нейропсихологической коррекции в работе с детьми».
В кафедру мультипликации школы-лаборатории вошли воспитатели и педагоги детского сада, прошедшие курсы повышения квалификации по теме: «Прикладная мультипликация». В состав кафедры входят педагоги детского сада: 5 воспитателей с координатором кафедры, педагогом дополнительного образования по английскому языку В.Н.Корякиной.
Кафедра мультипликации школы-лаборатории ведет работу в двух направлениях.
В.Н. Корякина, пдо по английскому языку, А.А. Прокопьева, С.И. Кычкина, Н.М.Сергеева, С.А. Жиркова, Л.Г. Федорова
В статусе федеральной площадки от ФГБНУ «ИИДСВ» РАО по апробации парциальной модульной программы развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебная программа» (авторы: Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А.). Данный модуль позволяет суммировать и на современном уровне демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания детьми собственных мультипликационных фильмов. Это достижимо через освоение информационно-коммуникативных, цифровых и медийных технологий, через продуктивный синтез художественного и технического творчества детей.
Воспитанники над созданием авторского мультфильма
Вторым направлением работы кафедры мультипликации является исследование влияния средств мультипликации на успешность изучения языков детьми дошкольного возраста. Кафедра, являясь федеральной площадкой ФГБНУ «ИИДСВ» РАО, апробирует программу для дошкольников «English through animation» (авторы программы: к.п.н. Н.С. Муродходжаева, к.ф-м.н. С.А. Аверин).
На кафедре музыкально-эстетического воспитания школы-лаборатории работают музыкальные руководители, воспитатели и инструкторы по физическому воспитанию детского сада «Прометейчик». Кафедра реализует проекты, целью и задачей которых является раскрытие творческого потенциала детей, привитие интереса ко всем видам искусства (музыка, театр, изобразительное искусство, художественная литература), формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, познакомить ребёнка с культурой своей Родины и других стран, воспитание многогранной и всесторонне развитой личности.
С.М. Горохова, А.Е. Серова, Н.В. Дынина, музыкальные руководители, Н.В. Габышева, воспитатель, Н.Д. Решетникова, М.И. Андреева, инструкторы по физической культуре
Итак, оценивая деятельность детского сада «Прометейчик» по претворению в жизнь нашей образовательной модели открытого образовательного пространства, мы отмечаем, что вклад и личный пример уважаемой Тамары Семеновны, несомненно, повлиял на развитие нашего детского сада. Впереди еще много работы, и мы продолжим создавать условия для формирования у наших воспитанников высокой коммуникативной и социальной компетентности, создания личного образовательного маршрута ребенка с учетом его интересов, талантов и потребностей, формирования у ребенка положительного «Я», развития чувства ответственности, инициативы и критического мышления.
Образовательный проект кафедры художественно-эстетического воспитания «Танцы народов мира»
И то, что детский сад носит имя Тамары Семеновны Комаровой, всегда нас будет поддерживать и окрылять!
Ваша корзина пуста