ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Рахматулина О.А. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста

Полный текст

Рахматулина Оксана Александровна – зам. директора по УВР ОАНО «Начальная школа-детский сад «Радуга» (Москва, Россия)

В дошкольном образовании сейчас развивается довольно популярное направление ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста, основанное на развитии эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру. Стоит отметить, что именно детские учреждения являются первоначальным звеном, в котором формируются базовые знания о профессиях, их специфике и многообразии. По этой причине в детском саду «Радуга» уже на протяжении многих лет мы проводим мероприятия, направленные на выявление личностных особенностей, интересов и способностей детей, что в дальнейшем приводит их к более разумному выбору будущей профессии.

Наша задача заключается не только в формировании навыка труда и уважительного отношения к труду взрослых разных профессий, но также и в расширении кругозора детей, развитии их интересов и склонностей к конкретной деятельности. Основная цель для нас – это профессиональное самоопределение ребенка. Таким образом, он не обязан выбирать и осваивать конкретную профессию, целью является постепенное формирование у дошкольника готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой профессиональный путь развития.

На вопрос «Почему это направление важно в дошкольном образовании?», есть ответ, основанный на опросе наших старших дошкольников, которые не смогли пояснить, что именно делают их родители на работе, чем они занимаются и в чем конкретно заключается их деятельность. Как правило, на вопрос «Что делают родители на работе?», дети отвечали: «Зарабатывают деньги».

Это натолкнуло нас на мысль о детской неосведомленности и незнании различных профессий, обязанностей и в целом процессе зарабатывания денег. Происходит это в том числе и по причине того, что родители обычно не разговаривают с ребенком о своей работе, не делятся с ним тонкостями их деятельности и не обсуждают детали рабочего дня. К тому же многие родители стараются отгородить своих детей от бытовой работы по дому и других ежедневных дел, которые, по мнению взрослых, могут быть либо опасны, либо очень трудны для их ребенка. 

При этом мы выяснили, что именно дела бытового характера больше всего привлекают дошкольников, ведь для них этот мир взрослых, с которым они тесно знакомы, и в котором они живут, но при этом им никак не удается к нему прикоснуться. Таким образом, у детей нет возможности, но есть потребность к подобному виду деятельности, оттого дошкольники так любят убираться, готовить, мести полы, мыть посуду, гладить и т.д. Часто можно заметить, что ребенок настолько увлекается подобной работой, что всерьез хочет стать дворником или уборщицей, но здесь не нужно бить тревогу, полагая, что так оно и произойдет. Здесь важно помочь ребенку пройти через этот путь познания и знакомства, ведь именно так он учится быть трудолюбивым и ценить труд других людей.

В детской неосведомленности отчасти виноваты сами родители, однако важно не просто обозначить проблему, необходимо разобраться в вопросе технологий, с помощью которых нужно знакомить детей с профессиями родителей. 

В связи с этим у нас возникла идея создания проекта ранней профориентации дошкольников, где через проектную и игровую технологию обеспечивается дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, а также формируется представления о значимости и ценности различных видов деятельности.

В качестве педагогического инструмента мы выбрали методику, в которой ознакомительный процесс с различными профессиями проходит посредством контакта детей с представителем той или иной профессии. Более того, приглашенный специалист является родственником одного из участников. 

При создании этого проекта нашей основной задачей было подготовить детей к взрослой жизни и дать им как можно больше информации о профессиях, благодаря чему они будут знать, какое важное место труд занимает в жизни каждого человека, научатся с уважением относиться к разным видам труда, понимать, что в каждой профессии есть свои «помощники», которые дают возможность улучшить результат деятельности, а также поймут, что необходимо трудиться, принося пользу другим. 

В течение нескольких месяцев весь образовательный процесс был спланирован и выстроен по теме «Профессии».

1. План работы педагогического состава по данному направлению

Расширить знания у дошкольников о мире профессий.

В своей работе мы использовали презентации о забытых и современных, престижных профессиях (доярка, комбайнёр, видеоблогер, программист и др.)

Была сделана большая подборка художественных произведений по данной теме.

  • В. Бундин «Такая работа».
  • Серия книг «Кем быть».
  • С. Гордиенко «Большая книга профессий».
  • Э. Успенский «25 профессий Маши Филипенко» и многое другое.

Проведены дидактические игры: «Одень пожарного», «Собери геологу рюкзак», «Профессии города и села» (с использованием интерактивных технологий); коммуникативные игры: «Кругосветное путешествие», «Исследователи на орбитальной станции», «Мастерские народных промыслов».

 2. План мероприятий с детьми

В начале проекта нам было важно понять, какие знания по теме «Профессии» есть у детей. Это было сделано в формате бесед, дидактических игр и педагогических наблюдений во время сюжетно-ролевой игры. На основе всего этого был разработан план мероприятий для детей старшего дошкольного возраста.

В течение месяца на утреннем кругу дети делились знаниями о профессиях родителей, бабушек и дедушек; на занятиях по окружающему миру рассматривали картины и иллюстрации давно забытых профессий; узнавали много нового для себя; был организован просмотр видеоматериалов по данной теме. На занятиях по изобразительной деятельности дети рисовали людей разных профессий и себя в будущем. И конечно, же это сюжетные игры. Ведь именно в них дети могу стать кем угодно. Например, сюжетно-развивающие игры: «Научно-исследовательская станция», «Ветеринарная клиника» и др.

3. План взаимодействия с родителями

Основная задача – привлечение родителей к совместному проведению мероприятий по данной теме.

  • изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм;
  • тематические выставки (фото, кем работают мои родители);
  • квесты (библиотека, почта, метро). Посещают это учреждение, приносят какой-то атрибут и делятся новыми знаниями;
  • мастер-класс «Родители – детям». Были определены темы, цели и формы ознакомления.

Родители стали одними из главных участников образовательного процесса. Мы решили провести опрос родителей, поинтересовавшись, кто бы хотел рассказать о своей профессии. Вначале откликнулись немногие, но к нашему удивлению, после нескольких мастер-классов начала выстраиваться очередь из желающих. Среди них были: парфюмер, стоматолог, энергетик и финансовый директор. Каждый хотел поделиться своим знаниями с группой детей. 

Мамы и папы наших ребят уже успели провести ряд мастер-классов. Такие уроки вели кондитер, столяр, фотограф, дизайнер по росписи одежды и многие другие.

Шеф-кондитер из ресторана Big Wine Freaks вместе с ребятами испекла ароматные яблочные пироги. Дети познакомились с техникой приготовления теста, сделав его с помощью настоящего планетарнаго миксера, узнали много интересного о профессии кондитера, попробовали на вкус разные начинки.

Мы также проводили ознакомительные уроки в столярной мастерской, где ребята сверлили, забивали, закручивали и даже пилили, а кто-то сконструировал настоящий корабль. Фантазии и кропотливости детей не было предела.

Одна из участниц проекта подарила ребятам замечательный творческий мастер класс, где они собственными руками создавали свою особенную форму для физкультуры. Каждый смог выбрать рисунок для футболки по своему желанию: единороги, сердечки, машинки, кораблики и т.д. 

Также мы провели мастер-класс от профессионального фотографа, на котором ребята познакомились с фотоаппаратами разных времен (пленочные, мыльницы, фотоаппараты с моментальной фотографией и цифровые) и научились пользоваться специальным светом и вспышкой. Каждому участнику удалось побывать в роли модели и фотографа. 


Необычный мастер-класс от мамы «Сила ветра». Дети узнали, что такое ветрогенератор, как он устроен и как работает. И даже создали свои мини-ветрогенераторы. 

Важно отметить, что схема «родитель – ребенок» очень важна при выстраивании учебного процесса, ведь кто, как не мама или папа, могут лучше всего рассказать о профессии? Именно из их уст и на их примере мы впервые узнаем, что такое труд, и почему он оплачивается. К тому же родители – пример для детей, их гордость и поддержка, потому любому ребенку будет приятно видеть своего родителя в роли эксперта, который делится ценными знаниями. Данные мастер-классы позволяют ребенку еще больше сблизиться с родителем, провести с ним время и насладиться процессом сотворения чего-то нового и интересного.

Надо отметить, что и педагогам становится интереснее работать с таким сообществом. Родители открыты, проявляют инициативу, поддерживают игры, посильно участвуют в них. Наблюдая за дошкольниками в период работы, мы заметили, что они стали чаще беседовать о профессиях своих родителей, обращать внимание на нравственные категории (это тяжелый труд, он нужен), многие ребята стали делиться своими успехами в выполнении домашних дел.

Дети с большим энтузиазмом окунаются в мир взрослых, который до этого для них был недосягаем. Дошкольники приобретают новые знания и ценности, расширяют свой кругозор, самостоятельность и трудолюбие, то есть все те ключевые навыки, которые в дальнейшем помогают более эффективно входить во взрослую жизнь.

В дошкольном образовании сейчас развивается довольно популярное направление ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста, основанное на развитии эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру. Стоит отметить, что именно детские учреждения являются первоначальным звеном, в котором формируются базовые знания о профессиях, их специфике и многообразии. По этой причине в детском саду «Радуга» уже на протяжении многих лет мы проводим мероприятия, направленные на выявление личностных особенностей, интересов и способностей детей, что в дальнейшем приводит их к более разумному выбору будущей профессии.Наша задача заключается не только в формировании навыка труда и уважительного отношения к труду взрослых разных профессий, но также и в расширении кругозора детей, развитии их интересов и склонностей к конкретной деятельности. Основная цель для нас – это профессиональное самоопределение ребенка. Таким образом, он не обязан выбирать и осваивать конкретную профессию, целью является постепенное формирование у дошкольника готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой профессиональный путь развития.На вопрос «Почему это направление важно в дошкольном образовании?», есть ответ, основанный на опросе наших старших дошкольников, которые не смогли пояснить, что именно делают их родители на работе, чем они занимаются и в чем конкретно заключается их деятельность. Как правило, на вопрос «Что делают родители на работе?», дети отвечали: «Зарабатывают деньги».Это натолкнуло нас на мысль о детской неосведомленности и незнании различных профессий, обязанностей и в целом процессе зарабатывания денег. Происходит это в том числе и по причине того, что родители обычно не разговаривают с ребенком о своей работе, не делятся с ним тонкостями их деятельности и не обсуждают детали рабочего дня. К тому же многие родители стараются отгородить своих детей от бытовой работы по дому и других ежедневных дел, которые, по мнению взрослых, могут быть либо опасны, либо очень трудны для их ребенка. При этом мы выяснили, что именно дела бытового характера больше всего привлекают дошкольников, ведь для них этот мир взрослых, с которым они тесно знакомы, и в котором они живут, но при этом им никак не удается к нему прикоснуться. Таким образом, у детей нет возможности, но есть потребность к подобному виду деятельности, оттого дошкольники так любят убираться, готовить, мести полы, мыть посуду, гладить и т.д. Часто можно заметить, что ребенок настолько увлекается подобной работой, что всерьез хочет стать дворником или уборщицей, но здесь не нужно бить тревогу, полагая, что так оно и произойдет. Здесь важно помочь ребенку пройти через этот путь познания и знакомства, ведь именно так он учится быть трудолюбивым и ценить труд других людей.В детской неосведомленности отчасти виноваты сами родители, однако важно не просто обозначить проблему, необходимо разобраться в вопросе технологий, с помощью которых нужно знакомить детей с профессиями родителей. В связи с этим у нас возникла идея создания проекта ранней профориентации дошкольников, где через проектную и игровую технологию обеспечивается дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, а также формируется представления о значимости и ценности различных видов деятельности.В качестве педагогического инструмента мы выбрали методику, в которой ознакомительный процесс с различными профессиями проходит посредством контакта детей с представителем той или иной профессии. Более того, приглашенный специалист является родственником одного из участников. При создании этого проекта нашей основной задачей было подготовить детей к взрослой жизни и дать им как можно больше информации о профессиях, благодаря чему они будут знать, какое важное место труд занимает в жизни каждого человека, научатся с уважением относиться к разным видам труда, понимать, что в каждой профессии есть свои «помощники», которые дают возможность улучшить результат деятельности, а также поймут, что необходимо трудиться, принося пользу другим. В течение нескольких месяцев весь образовательный процесс был спланирован и выстроен по теме «Профессии».1. План работы педагогического состава по данному направлениюРасширить знания у дошкольников о мире профессий.В своей работе мы использовали презентации о забытых и современных, престижных профессиях (доярка, комбайнёр, видеоблогер, программист и др.)Была сделана большая подборка художественных произведений по данной теме.•В. Бундин «Такая работа».•Серия книг «Кем быть».•С. Гордиенко «Большая книга профессий».•Э. Успенский «25 профессий Маши Филипенко» и многое другое.Проведены дидактические игры: «Одень пожарного», «Собери геологу рюкзак», «Профессии города и села» (с использованием интерактивных технологий); коммуникативные игры: «Кругосветное путешествие», «Исследователи на орбитальной станции», «Мастерские народных промыслов». 2. План мероприятий с детьмиВ начале проекта нам было важно понять, какие знания по теме «Профессии» есть у детей. Это было сделано в формате бесед, дидактических игр и педагогических наблюдений во время сюжетно-ролевой игры. На основе всего этого был разработан план мероприятий для детей старшего дошкольного возраста.В течение месяца на утреннем кругу дети делились знаниями о профессиях родителей, бабушек и дедушек; на занятиях по окружающему миру рассматривали картины и иллюстрации давно забытых профессий; узнавали много нового для себя; был организован просмотр видеоматериалов по данной теме. На занятиях по изобразительной деятельности дети рисовали людей разных профессий и себя в будущем. И конечно, же это сюжетные игры. Ведь именно в них дети могу стать кем угодно. Например, сюжетно-развивающие игры: «Научно-исследовательская станция», «Ветеринарная клиника» и др.3. План взаимодействия с родителямиОсновная задача – привлечение родителей к совместному проведению мероприятий по данной теме.•изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм;•тематические выставки (фото, кем работают мои родители);•квесты (библиотека, почта, метро). Посещают это учреждение, приносят какой-то атрибут и делятся новыми знаниями;•мастер-класс «Родители – детям». Были определены темы, цели и формы ознакомления.Родители стали одними из главных участников образовательного процесса. Мы решили провести опрос родителей, поинтересовавшись, кто бы хотел рассказать о своей профессии. Вначале откликнулись немногие, но к нашему удивлению, после нескольких мастер-классов начала выстраиваться очередь из желающих. Среди них были: парфюмер, стоматолог, энергетик и финансовый директор. Каждый хотел поделиться своим знаниями с группой детей. Мамы и папы наших ребят уже успели провести ряд мастер-классов. Такие уроки вели кондитер, столяр, фотограф, дизайнер по росписи одежды и многие другие.Шеф-кондитер из ресторана Big Wine Freaks вместе с ребятами испекла ароматные яблочные пироги. Дети познакомились с техникой приготовления теста, сделав его с помощью настоящего планетарнаго миксера, узнали много интересного о профессии кондитера, попробовали на вкус разные начинки.Мы также проводили ознакомительные уроки в столярной мастерской, где ребята сверлили, забивали, закручивали и даже пилили, а кто-то сконструировал настоящий корабль. Фантазии и кропотливости детей не было предела.Одна из участниц проекта подарила ребятам замечательный творческий мастер класс, где они собственными руками создавали свою особенную форму для физкультуры. Каждый смог выбрать рисунок для футболки по своему желанию: единороги, сердечки, машинки, кораблики и т.д. Также мы провели мастер-класс от профессионального фотографа, на котором ребята познакомились с фотоаппаратами разных времен (пленочные, мыльницы, фотоаппараты с моментальной фотографией и цифровые) и научились пользоваться специальным светом и вспышкой. Каждому участнику удалось побывать в роли модели и фотографа. Необычный мастер-класс от мамы «Сила ветра». Дети узнали, что такое ветрогенератор, как он устроен и как работает. И даже создали свои мини-ветрогенераторы. 
Важно отметить, что схема «родитель – ребенок» очень важна при выстраивании учебного процесса, ведь кто, как не мама или папа, могут лучше всего рассказать о профессии? Именно из их уст и на их примере мы впервые узнаем, что такое труд, и почему он оплачивается. К тому же родители – пример для детей, их гордость и поддержка, потому любому ребенку будет приятно видеть своего родителя в роли эксперта, который делится ценными знаниями. Данные мастер-классы позволяют ребенку еще больше сблизиться с родителем, провести с ним время и насладиться процессом сотворения чего-то нового и интересного.Надо отметить, что и педагогам становится интереснее работать с таким сообществом. Родители открыты, проявляют инициативу, поддерживают игры, посильно участвуют в них. Наблюдая за дошкольниками в период работы, мы заметили, что они стали чаще беседовать о профессиях своих родителей, обращать внимание на нравственные категории (это тяжелый труд, он нужен), многие ребята стали делиться своими успехами в выполнении домашних дел.Дети с большим энтузиазмом окунаются в мир взрослых, который до этого для них был недосягаем. Дошкольники приобретают новые знания и ценности, расширяют свой кругозор, самостоятельность и трудолюбие, то есть все те ключевые навыки, которые в дальнейшем помогают более эффективно входить во взрослую жизнь. n

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.