ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Рубенкова Л.А. Оптимизация двигательно-познавательной деятельности дошкольников средствами психогимнастики

Полный текст

Рубенкова Лена Александровна – старший преподаватель кафедры физической культуры и здоровьесбережения, Псковский государственный университет (Псков, Россия)

Недостаточная психосоматическая подготовленность современного дошкольника – одна из причин их низкой коммуникабельности и слабой адаптации к учебе в школе. Творческое взаимодействие педагогов ДОУ и семьи дошкольника по овладению курсом опережающего развития детей 5–6 лет средствами психогимнастики способно решить эту проблему.

Ключевые слова: психогимнастика, расшатывание сюжета, одушевление предмета, творческое взаимодей­ствие, психотренинг.

Традиционная методика физвоспитания детей дошкольного возраста направлена, в основном, на развитие их двигательной активности их физических качеств. Проблема сопряженного психофизического развития в практике дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) реализуется недостаточно [1, 2, 3, 5].

Цифровые технологии современного общества усугубляют эту проблему: более 70–80% детей обездвижены и их двигательная деятельность составляет 25–35% от необходимой [6, 8].

Педагоги, работающие с дошкольниками, видят беспокойство отдельных родителей по поводу слабой готовности их ребенка к школе. Родителей волнуют обычно три вопроса:

  1. Как сохранить и упрочить физическое и психическое здоровье ребенка?
  2. Какие существуют средства и способы развития интеллекта детей?
  3. Как воспитать ребенка коммуникабельным и пытливым, чтобы он быстрее адаптировался к огромным интеллектуальным и психосоматическим нагрузкам современной школы?

Учитывая высокие требования общеобразовательной школы и вышеизложенную обеспокоенность родителей по готовности их детей к школе, мы разработали методику сотворчества родителей по подготовке их детей к школе на основе авторской образовательно-оздоровительной технологии доцента В.М. Немеровского «Игровая гимнастика и психогимнастика в развитии двигательно-познавательной сферы дошкольников 5–6 лет» [5, 8]. Реализация и овладение данной технологией, где главной задачей являлось воспитание сопряженной двигательной и интеллектуально-психической сферы в режиме ребенка проходило на открытых занятиях (1 раз в месяц) с руководителем физвоспитания ДОУ и на совместных с родителями мастер-классах. По мере усвоения детьми и взрослыми данной программы «Психогимнастика», мы разработали ряд ключевых задач, которые мы апробировали на I этапе поискового эксперимента:

  • научить родителей и на последнем этапе детей приемам развития таких психических качеств как внимание, мышление, воображение, память, речевой аппарат. I этап обучения проходил в статической, а затем и в моторной деятельности (в частности, приемами графической символики, контрастных заданий, моторно-эвристических игр);
  • воспитывать в игре способности самовоспитания, а именно: самовыражения, самоутверждения, самопознавания, самоконтроля, самооценки, т.е. творческой самореализации;
  • научить детей владеть приемами психофизической релаксации, т.е. в нужные моменты самостоятельно снимать двигательную, интеллектуальную и эмоциональную напряженность.

В нашем педагогическом эксперименте, который проходил с сентября 2020 по июнь 2021 гг. на базе двух дошкольных учреждений г. Пскова, участвовали 40 детей 5–6 лет, а также их родители. Экспериментальная группа – 20 детей ДОУ №30 и контрольная группа – 20 детей ДОУ №34. Мы предположили, что, пройдя курс знакомства с «умными» физкультурными упражнениями (30 разносюжетных упражнений, на базовое освоение – «одушевление», которых отводилось 3 месяца) и овладение игровым психотреннингом (10 разнотематических психофизических игр – этюдов в течение 3 месяцев) и с двумя сюжетно-ролевыми уроками, включающими элементы психогимнастики дети экспериментальной группы приобретут необходимые знания и умения для развития их психосоматической сферы и сформирует стойкую потребность использовать этот опыт по ведению здорового образа жизни.

С этой целью по ходу прохождения I этапа формирующего эксперимента мы корректировали свою методику с учетом и в опоре на оздоровительно-образовательную технологию «Психогимнастика» доцента В.М. Немеровского. Наиболее актуальные и эффективные фрагменты из нее мы вводили в свое исследование и адаптировали их в условиях ДОУ и семьи дошкольника. Во все основные режимные моменты дошкольника мы разработали и ввели сюжетные психоэтюды с целью их апробации.

Таким образом, совместное обучение родителей и педагогов ДОУ на открытых занятиях и мастер-классах последовательно-усложненно передавалось от взрослых своим детям. Весь процесс обучения проходил по типу разнотематических сценариев в забавно-игровой и состязательной форме при творческом взаимодействии педагогов ДОУ, ребенка
и его родителей.

Предварительные итоги педагогического эксперимента выявили достоверные различия между контрольной и экспериментальной группами. Результатом несомненной эффективности методики «Психогимнастика» (см. рис. 1) явился тот факт, что дети экспериментальной группы поэтапно овладевают методикой пошагового планирования и психосоматическими заданиями на основе сюжетосложения (по Дж. Родари). Дети экспериментальной группы владеют методикой прямой аналогии (I этап – совместно со взрослым) и косвенной (II этап – преимущественно самостоятельно). Навык самостоятельности у них появился после овладения приемами «расшатывания сюжета» (по В.М. Немеровскому). Данный опыт позволяет детям экспериментальной группы успешно составлять разнотематические забавно-сюжетные зарядки, психофизические этюды и успешно реализовывать их в личном опыте. I этап поискового эксперимента показал, что совместное творческое взаимодействие педагогов ДОУ, семьи и ребенка (на основе единого планирования, совместной организации мероприятий и др.) развивает одновременно в объектах и субъектах всего образовательного пространства организационные и творческие способности, а также все они получают начальные физкультурные знания и успешно их используют средствами психогимнастики в развитии двигательной и познавательной сферы дошкольников. Таким образом, начальные навыки по овладению сопряженным двигательным и познавательным опытом на основе технологии В.М. Немеровского «Психогимнастика» позволяют взрослым и детям эффективно использовать его в оптимизации своей деятельности, в частности, используя начальные физкультурные знания и умения при ведении здорового образа жизни.

Литература

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1967. – 97 с.
  2. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М., 2000. – 296 с.
  3. Маркова А.К., Лидерс А.Г. Диагностика психического развития школьников и дошкольников. – Обнинск, 1992. – 180 с.
  4. Немеровский В.М. Сюжетно-ролевые игры на физкультурных занятиях дошкольников. – Псков: ПГПИ, 2002.
  5. Немеровский В.М. Игровая гимнастика и психогимнастика для дошкольников. – Псков: ПГПИ, 2005.
  6. Немеровский В.М. Гармоничное оздоровление детей 0–10 лет. – Псков. 2014.
  7. Немеровский В.М. Интеграция двигательно-познавательных мероприятий в развитии социокультурного пространства дошкольников. – Псков: Гименей, 2008. – 230 с.
  8. Немеровский В.М. Фольклор и гармоничное оздоровление дошкольников. – Псков: Псковский государственный университет, 2021. – 100 с.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.