ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Сафина О.М. Стресс-менеджмент в деятельности педагога

Полный текст

Сафина Ольга Махмутовна – старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №200» Московского района (Казань, Россия)

В переводе с английского языка слово «стресс» означает «нажим, давление, напряжение». А энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: «состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий».

Быстрые темпы жизни, сложность современного мира и высокие требования, предъявляемые к образованию, приводят к тому, что стрессы сопровождают нас повсюду. Зачастую уровень стресса большинства людей превосходит их реальные возможности во много раз, что приводит к ухудшению здоровья и самочувствия, трудностям в работе. Возникновение стресса у педагогов связано с высоким эмоциональным и социальным напряжением (выстраивание индивидуальной модели общения с воспитанниками и коллегами, координация общения в коллективе), а также информационными перегрузками в процессе профессиональной деятельности.

Стресс рассматривают как многомерный феномен, выражающийся в психических и физиологических реакциях на широкий круг ситуаций в трудовой деятельности человека, при этом негативные последствия профессионального стресса рассматривают в нескольких плоскостях: влияние на результаты труда, психическое и физическое здоровье самих педагогов. Состояние напряжения создаёт барьеры в профессиональной деятельности педагога; последствия блокируют его коммуникативную активность (нарушают взаимодействие с воспитанником и педагогическим коллективом), влияют на физическое и психическое здоровье и в целом на адаптацию (стрессоустойчивость) педагога. Кроме того, стрессовые состояния существенным образом снижают успешность и качество выполнения работы, увеличивают уровень психофизиологической цены деятельности, а также могут иметь целый ряд неприемлемых социально-экономических и социально-психологических последствий: снижение удовлетворенности профессиональной деятельностью, деформация личностных и характерологических качеств личности педагога.

Профессия учителя напрямую связана с огромным количеством различных стрессовых ситуаций. Бесспорным можно считать тот факт, что от профессионализма учителя зависит будущее развитие и профилизация выпускников образовательных организаций. От продуктивной педагогической работы зависит их личный профессиональный подъем и рост по службе. Для продуктивной профессиональной активности важно не только педагогическая информативность и знание психологии обучающихся, но и отличное здоровье (психологическое, физическое) самого учителя, оно зависит от психологической атмосферы в группе образовательной организации, от того, в какой атмосфере пребывает учитель, находясь в своей семье, и других значимых факторов. Эмоциональное состояние учителя напрямую оказывает воздействие на результативность труда, способность к восприятию информации обучающимися и взаимоотношение внутри коллектива.

Педагоги с высоким уровнем профессионального выгорания (стресса) отличаются следующими особенностями:

  • менее развитой потребностью в планировании;
  • более частой сменой целей труда;
  • более низким уровнем достижения целей;
  • меньшей реалистичностью планирования;
  • менее адекватной оценкой внутренних условий и внешних обстоятельств труда;
  • менее стабильным отношением к последствиям своих действий;
  • частыми затруднениями в выделении цели и построении программы действий, адекватных текущей ситуации;
  • неспособностью выявлять значимые изменения в ситуации;
  • менее развитой способностью составлять программу (алгоритм) собственных действий;
  • склонностью действовать путём проб и ошибок;
  • большей импульсивностью действий;
  • менее развитым системным видением ситуации;
  • меньшей критичностью к собственным действиям;
  • менее развитой способностью замечать свои ошибки и оперативно реагировать на них;
  • неумением формулировать критерии достижения поставленных целей и отслеживать их выполнение;
  • тенденцией к ухудшению качества и эффективности профессиональной деятельности при увеличении объема работы;
  • ухудшении психофизиологического состояния или возникновении внешних трудностей;
  • меньшими ресурсами для компенсации неблагоприятных для профессиональной деятельности личностных особенностей.

Стресс – это ответ человеческого организма на раздражающий стресс-фактор, следовательно, нам под силу управлять и предупреждать появление стресса. Когда человек сталкивается «лицом к лицу» со стрессом, то он и не подозревает о том, что имеются различные способы, при помощи которых можно преодолеть это подавленное состояние.

Понятие стресс-менеджмента пришло к нам с Запада. В Европе и Америке услугами психологов и психоаналитиков пользуются практически все, так как твердо убеждены, что стресс, вызванный постоянными неурядицами в семье, напряженными отношениями на работе, информационными перегрузками, не только пагубно сказывается на здоровье, но и во многом снижает экономические показатели работы.

Концепция стресс-менеджмента предполагает обучение работников:

  • навыкам диагностики стрессовых ситуаций (следует заметить в индивидуальном порядке, поскольку реакции людей на стресс сильно разнятся);
  • приемам смягчения негативных воздействий с учетом собственных слабых мест;
  • способам максимально быстрой и эффективной нейтрализации закономерных, с точки зрения физиологии, реакций человеческого организма на изменения внешней среды.

Управление стрессом включает следующие меры:

  • признание (в том числе и на высшем управленческом уровне) того факта, что на сотрудников оказывается воздействие, которое может негативно сказаться на их физическом и психическом здоровье, а значит, и на делах предприятия;
  • создание разветвленной системы мер, направленных на ослабление и профилактику как самого воздействия, так и его возможных последствий.

Стресс-менеджмент – это не просто модное словосочетание. Управление стрессом – это необходимое условие нормальной профессиональной деятельности. Работа без стресса невозможна, даже самый дружелюбный коллектив и самая спокойная должность не гарантируют полного избавления от стрессоров. Поэтому необходимо осознанное управление стрессом. На эффективность педагогической деятельности при переходе на новые образовательные стандарты большое влияние будет оказывать определенный уровень развития данной профессиональной компетенции у педагога. В качестве характеристики ее уровней можно рассмотреть, например, уровни, предложенные О. Беловой в работе «Компетенция стресс-менеджмента и уровни её проявления».

1 уровень. Эффективно работает в ситуации с низким уровнем стресса, способен поддерживать концентрацию в течение ограниченного периода напряженности, ищет баланс между обязанностями на работе и обязанностями в личной жизни.

2 уровень. Приспосабливается к непродолжительным сильным стрессовым ситуациям, сохраняет самообладание, в ситуации короткого, но интенсивного стресса осознает личные стрессоры и предпринимает действия для того, чтобы ограничить их влияние, контролирует возможные проблемы и стрессы (например, не слишком остро реагирует на то, что говорят другие, и т.д.).

3 уровень. Адаптируется к длительным стрессовым ситуациям, эффективно противостоит длительным стрессам, изменяя методы работы. Способен принимать эффективные решения в стрессовой ситуации.

4 уровень. Использует стратегии управления стрессом, развивает и применяет стратегии совладания со стрессом (например, физические упражнения, массаж, курсы стресс-менеджмента). Признает необходимость регулировать степень рабочей нагрузки, участвует в разработке процедур, способствующих понижению уровня стресса без снижения производительности.

5 уровень. Помогает другим управлять стрессом. Демонстрирует поведение, которое помогает другим оставаться спокойными, но сосредоточенными и энергичными в течение всего периода стресса. Использует свой личный опыт для того, чтобы помогать другим распознавать и совладать со стрессом. Ищет способы совладания со стрессом или снижения напряжения.

Стресс-менеджмент на уровне организации включает в себя такие меры:

  • создание благоприятного организационного климата;
  • налаженная система обратной связи;
  • участие сотрудников в процессе принятия решений;
  • командные и проектные формы организации труда;
  • четкое определение должностных обязанностей и границ личной ответственности;
  • равномерное распределение рабочей нагрузки;
  • социальная поддержка персонала;
  • специальные программы управления стрессами.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.