ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Шевелева Д.Е. Современное дошкольное образование для детей с ОВЗ: социальная модель инвалидности, инклюзия в детском саду и переход от коррекционной парадигмы к парадигме общего развития

Аннотация

Актуальность. В основе образовательного процесса на всех его этапах находится образовательная парадигма, определяющая целеполагание педагогической работы, ее содержание, подходы и методы. Самостоятельная парадигма, принадлежащая к конкретной проблематике, определяет обучение и воспитание детей с ОВЗ и, в частности, на ступени дошкольного образования. Актуальность статьи заключается в анализе социальной модели инвалидности, естественнонаучной и гуманитарной парадигм для дошкольного образования детей с психофизическими патологиями и роли инклюзивного дошкольного образовании в многогранном развитии дошкольников. Данное исследование может использоваться для инноваций в дошкольном образовании, для проектирования воспитания и обучения детей с ОВЗ в инклюзивных дошкольных учреждениях и осмысления вопросов развития при различных патологиях в детском возрасте.

Ход исследования. В статье анализировались и показаны различия между естественнонаучной и гуманитарной парадигмами по вопросу воспитания и обучения детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях. При сравнительном анализе двух образовательных парадигм обосновывается, что гуманитарная парадигма выступает как приоритетная вследствии комплексного подхода к ребенку, первичным и вторичным нарушениям, вниманию к его индивидуальным особенностям и помощи в социализации через формирование социальных компетенций. На основании компаративистского подхода показана схожесть теоретических основ и подходов к инклюзивному дошкольному образованию в РФ и в других государствах.

Результаты исследования. По результатам исследований установлено, что приоритет гуманитарной парадигмы в дошкольном образовании для детей с ОВЗ объясняется комплексным подходом к развитию ребенка, преодолением дефектоориентированной позиции и направлением на формирование разнообразных компетенций и социальную интеграцию при различных патологиях. Детские сады инклюзивной модели опираются на гуманитарную парадигму и предоставляют детям с ОВЗ условия для коррекции и компенсации психофизических дефектов, комплексного развития по индивидуальной траектории и для социального включения.

Заключение. В настоящее время гуманитарная парадигма определяет дошкольное образование для детей с ОВЗ в разных странах; на базе этой парадигмы проектируется среда для многогранного развития и формирование у детей различных компетенций. Этим каждому ребенку обеспечиваются индивидуальная жизненная траектория и возможность социальной интеграции. Воспитание, обучение, и поддержка дошкольников с ОВЗ обеспечивают пролонгированные положительные результаты в виде позитивного личностного развития и включения в социум на протяжении всей жизни.

Список литературы

Архипова Е. Ф., Абкович А. Я. Инклюзивное образование детей с нарушением опорно-двигательного аппарата // Современное дошкольное образование. — 2017. — №1(73). — С. 34-39.

Васильева В. С. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в условиях инклюзивного образования. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. 149 с.

Волкова И. П. Современные парадигмы теории и практики социально-психологической адаптации и интеграции инвалидов по зрению // Вестник Санкт-Петербургского университета. — 2008. — Сер. 12. Вып. 3. — С. 477-486.

Волкова Т. В., Прочухаева М. М. Организация инклюзивной образовательной среды в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2019. 112 с.

Выготский Л. С. Основы дефектологии СПб.: Издательство «Лань», 2003. 656 с.

Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт / авт.-сост. А. А. Наумова, В. Р. Соколова, А. Н. Седегова. Волгоград: Учитель, 2012. 147 с.

Орусбаева Т. А. Обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2016. — №7-2. — С. 101-107.

Савина А. К. Социализация детей «особой заботы» в польской системе массового образования // Школьные технологии. — 2017. — №2. — С. 60-69.

Тагирова З. А., Гильманова Е. А. Комплексная система организации предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ в современном дошкольном учреждении / VI Международная научно-практическая конференция «инклюзивное образование и общество: стратегии, практики, ресурсы» / гл. ред. С. В. Алехина; ред. совет Е. Н. Кутепова, Е. В. Самсонова. М.: МГППУ, 2021. 376 с.

Фуряева Т. В. Социализация и социальная адаптация лиц с инвалидностью. М.: Издательство Юрайт, 2019. 189 с.

Ragonesi C. B., Chen X, Agrawal S, Galloway J. C. Power mobility and socialization in preschool: follow-up case study of a child with cerebral palsy. URL: https://europepmc.org/article/med/22090084#free-full-text  (дата обращения 11.03.2025)

The inclusion of children with cerebral palsy — including hemiplegia — in early years settings. URL: https://www.smallsteps.org.uk/wp-content/uploads/2014/02/1.1-including-children-with-cp.pdf  (дата обращения 14.03.2025)

Winter E., O’Raw P. Literature Review of the Principles and Practices relating to Inclusive Education for Children with Special Educational Needs // ICEP Europe in conjunction with the 2007–2009 NCSE Consultative Forum. 2010: URL: http://www.ncse.ie/uploads/1/NCSE_Inclusion.pdf  (дата обращения 28.01.2025)

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).

Ключевые слова

педагогические парадигмы, инклюзивное дошкольное образование, дети с ОВЗ, адаптированная образовательная среда в детском саду, общее развитие, социальное включение