ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Синицына И.Ю. Выбор стратегии при обучении дошкольников чтению, содержание основного этапа обучения

Аннотация

Сложности, испытываемые некоторыми детьми при обучении чтению, помогают лучше проанализировать этот процесс, понять его важные особенности, а также, сравнив между собой различные подходы, выбрать наилучшую стратегию для обучения малышей чтению.

Трудности могут быть как мотивационными, говорящими об отсутствии у ребенка интереса к процессу, так и «техническими», связанными с неосвоенностью детьми необходимых для обучения умственных операций. Зная, какие именно операции должны быть освоены, взрослый может выстроить процесс так, чтобы все необходимые умения были вовремя получены, и ребенок мог успешно обучаться чтению далее.

После важного подготовительного этапа, описанного в предыдущей статье, следует основной этап обучения чтению. В данной статье описывается специфический путь подведения детей к слиянию слогов, реализующий принцип активности в обучении и идущий «от обратного», то есть от многократного составления детьми слогов-слияний. В целом автор предлагает выстраивать обучение так, чтобы на каждой ступеньке перед детьми стояла какая-та одна сложность, а не совокупность сложностей, решалась одна основная задача, а не букет задач. Поскольку особенности русского языка требуют особой настройки на каждую гласную, автор вводит понятие инерции гласной, предлагая осваивать и совершенствовать технику чтения, используя множество специально подобранных слов с какой-либо одной гласной. Сначала предлагается освоить чтение и составление слов с гласными первого ряда УОАЭЫ, а затем, обязательно после ряда специальных игр на смягчение звуков, переходить к освоению чтения и составления слов с гласными второго ряда ЮЁЯЕИ.

Список литературы
  1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения. – М.: Знание, 1987. – 96 с. – (Нар. Ун-т. Пед. фак.; № 3).
  2. Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду. – М.: Педагогика, 1978.
  3. Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. – М.: Школа -Пресс, 1998.
  4. Жукова Н.С. Букварь. – М.: Эксмо, 2015.
  5. Зайцев Н.А. Кубики Зайцева. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. – СПб, 1999.
  6. Кириллова Л. Энциклопедия методов обучения чтению (Буквы, слоги, кубики...). – М.: АСТ, 2008.
  7. Пчелинцева Ю.А. Словолодочки. Мама, научи меня читать! Авторский курс обучения чтению. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2021.
  8. Синицына И.Ю. Насколько готов ребенок к обучению чтению? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. – №№4, 7.
  9. Синицына И.Ю. Игровой подход в обучении дошкольников чтению // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. – №9, 2014. №№7, 9; 2015. – №№4, 8; 2016. – №№3, 10; 2017. – №1.
  10. Синицына И.Ю. «Покатушки» – универсальное игровое пособие для обучения чтению и письму детей 4–7 лет // Современное дошкольное образование: теория и практика. Электронный журнал. – 2023. – №13. – С. 38–45.
  11. Синицына И. Ю. Выбор стратегии при обучении дошкольников чтению, содержание подготовительного этапа обучения // Современное дошкольное образование: теория и практика. Электронный журнал. – 2023. – №20.
  12. Школяренко Е.К., Цукерман Г.А. Как Винни-Пух и все-все-все научились читать. Сказка – букварь. В 2 книгах.
  13. Штернберг Л. Ребус-метод. Учебное пособие. – М.: Издательство Штернберг, 2021.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).

Ключевые слова

дошкольники, методики обучения чтению, слог-слияние, складовая система, подготовительный этап обучения, основной этап обучения, смягчение согласных, чтение и составление слов, инерция гласной, гласные первого ряда УОАЭЫ, гласные второго ряда ЮЁЯЕИ