ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Слепцова И.Ф. Основы формирования читательской функциональной грамотности: метапредметность, преемственность, полифункциональность, инновационность

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности. Рассматриваются предпосылки, содержание, технологии; раскрывается смысловой характер процесса чтения, вопрос готовности ребенка к обучению чтению, сущность читательской грамотности и ее метапредметный характер. Отмечается, что речевое развитие выступает основой чтения и письма, представлена система преемственных задач ФГОС ДО и ФОП ДО, показаны нововведения ФОП ДО. Подчеркивается значение добуквенного периода освоения грамоты, уникальность методики Л.Е. Журовой в решении задач ФОП ДО, роль семьи и полифункциональный характер деятельности педагога. В тексте описаны трудности речевого развития современных детей, условия и технологии успешного формирования предпосылок читательской грамотности у детей.

Список литературы
  1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Верба А.С.: Ориентиры развития ребёнка 6–7 лет. Как отследить динамику развития детей. Диагностическое пособие. — М.: Просвещение, 2023. — С. 40.
  2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. — М.: ЭКСМО, 2003.
  3. Гончарова Е.Л. Ранние этапы становления читательской деятельности в норме и при отклонениях в развитии: автореферат дис. ... доктора психологических наук: 19.00.10. — Москва, 2009. — 40 с.
  4. Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет. Методическое пособие. — М.: Просвещение, 2023.
  5. Кузнецова М.И. Сборник эталонных заданий. Читательская грамотность. — М.: Просвещение, 2023.
  6. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». — М.: Academia; Смысл, 2005.
  7. Методические рекомендации по планированию и реализации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования. https://docs.edu.gov.ru/document/da4bf512fdb1255d149119afbc465b91/download/6052
  8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 № 955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрирован 06.02.2023 № 72264). http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202302060059
  9. Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044
  10. Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019. — 160 с.
  11. Ушинский К.Д. Детский мир и хрестоматия. — М.: Лествица, 2003.
  12. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей / В.И. Яшина, М.М. Алексеева / Под общ. ред. В. И. Яшиной. — М.: Академия, 2013. — 448 с.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).

Ключевые слова

читательская грамотность, предпосылки, речевое развитие, трудности, технологии, метапредметность