ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Страхова О.С. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры на примере деревянного кружева

№17 2022 Страхова О.С. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры на примере деревянного кружева
Полный текст

Страхова Ольга Станиславовна, воспитатель высшей категории, Детский сад №207 «Эдельвейс» АНО ДО «Планета детства «Лада», г. Тольятти, Самарская область

В данной статье рассматривается значение и опыт приобщения детей дошкольного возраста к истокам народной культуры с использованием местного регионального компонента на примере деревянного кружева на занятиях по изобразительной деятельности, представлено перспективное планирование занятий на данную тему в группе старшего дошкольного возраста ДОО на 3 месяца, подведён итог, какое представление приобрели дети в результате данной деятельности, способствовавшей развитию изобразительных умений и навыков, повышению индивидуальных творческих возможностей.

Ключевые слова: деревянное кружево, народное творчество, изобразительная деятельность, дети дошкольного возраста.

Основной задачей дошкольного образования в современных условиях является пробуждение интереса детей к историческому и культурному наследию России, их гражданское и патриотическое воспитание. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одна из образовательных областей – «Познавательное развитие» – предполагает формирование у детей первичных представлений о малой Родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и творчестве. Особое внимание уделяется развитию индивидуальных особенностей и возможностей детей в процессе художественно-творческой деятельности [1]. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, основные знания об окружающем мире. Таким образом, знакомство дошкольников с русским народным творчеством способствует развитию патриотических чувств, воспитанию основ нравственности, чувства любви и привязанности к своему народу и своей культуре.

В творческом процессе расширяется опыт ребенка, обогащаются знания, формируются практические умения и навыки, вследствие чего повышается самооценка дошкольника. Это, несомненно, способствует наиболее успешной позитивной социализации, развитию его творческих способностей.

Известные психологи и педагоги, такие как Эльконин Д.Б., Парамонова Л.А., Суслова Э.К., Божович Л.И., Лосев А.Ф., Таранова Т.М., Козлова С.А., Логинова В.И. и др. отмечают важность формирования у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом, жизнью и культурой родного народа, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры и творчества [2].

Занятия по изобразительной деятельности (рисование, аппликация, лепка), по ознакомлению с народным творчеством очень актуальны на сегодня, когда в условиях технического прогресса и увлеченностью компьютерными играми снижается интерес к культурному наследию своей страны, познавательной и художественно-творческой деятельности, и изобразительной деятельности в частности, вследствие этого снижается и личностная самооценка ребенка, его гражданская позиция, любовь и привязанность к своему народу, Родине.

Поэтому для решения данной проблематики и приобщения детей к истокам народной культуры, развития творческих способностей, формирования изобразительных умений и навыков, с учетом основных принципов реализации ФГОС ДО, мною был разработан перспективный план по ознакомлению детей дошкольного возраста с деревянным кружевом с использованием местного регионального компонента.

Целью данной работы стало знакомство с одним из видов декоративно-прикладного искусства русского народа – деревянным кружевом в процессе занятий по изобразительной деятельности.

В ходе данных занятий решались такие задачи, как расширение представлений о малой Родине и Отечестве, социокультурных ценностях и быте русского народа, формирование и закрепление интереса к русскому народному и художественному творчеству, развитию изобразительных умений и навыков, творческих способностей и интереса к изобразительной деятельности [3].

Представляю перспективное планирование занятий в группе старшего дошкольного возраста ДОО.

Сентябрь

1. Экскурсия по г. Тольятти (Центральный район) на тему: «Русские дома в моем родном городе», посещение экспозиции местного краеведческого музея: «Ставрополь-Тольятти – его история».
2. Беседа о прошедшей экскурсии, обсуждение, рассматривание фотографии, макета деревянного дома и его резных украшений – деревянного кружева.
3. «Орнамент – что это такое?» – декоративное рисование (цветные карандаши), рисование основных элементов орнамента резного декора русского дома – деревянных кружев.

Октябрь

4. «Резное кружево» – рисование орнаментов и составление из них кружевного полотна (тушь, гуашь, перо, кисти №1, 2).
5. «Узорчатое окошко» – украшение наличника орнаментом (акварель, кисти №1, 2).
6. «Русский домик» – лепка (пластилин / солёное тесто).

Ноябрь

7. «Укрась свой домик» – декоративная аппликация, вырезание бумажных кружев (бумага, ножницы, клей).
8. «Русские дома в кружевах» – декоративное рисование (цветные карандаши,
гуашь, бумага, кисти №1, 2).
9. Творческое занятие «Роспись пряничного домика» – роспись яичным белком имбирного печенья – силуэта домика.
10. «Как у нас в Ставрополе-на-Волге – городе русском...» – праздник народного творчества, русское чаепитие, выставка детских работ.

В результате данной деятельности дети приобрели представление о таком русском народном творчестве, как деревянное кружево, о русском деревянном зодчестве, о быте и традициях своего народа, данные занятия способствовали развитию изобразительных умений и навыков, повышению уровня индивидуальных творческих возможностей и, соответственно, самооценки. Научились самостоятельно составлять несложную композицию из орнаментов в своих творческих работах, сформировался такой навык, как умение представить свою работу окружающим, рассказывать о процессе создания своего узора и его элементах, что, несомненно, способствовало развитию речи, пополнению активного словарного запаса, в том числе и развитию положительного опыта общения [2].

Художественное и нравственное значение создаваемых ими творческих работ в различных техниках, несомненно, повысили уровень патриотизма и социализации воспитанников, они научились любить и ценить творчество своего народа, уважать его труд, учиться находить творческие решения в своих работах.

Для полноценных занятий по данной теме, с учетом всех необходимых требований, были подобраны необходимые художественные материалы и оборудование: гуашевые и акварельные краски, ручка с пером, бумага, пластилин / соленое тесто, кисти, художественные и музыкальные произведения русской культуры, технические средства оснащения (магнитофон, фотоаппарат, ноутбук), подборка фото- и видеоматериалов, книг и альбомов с необходимыми иллюстрациями.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.
  2. Дошкольное образование: опыт и перспективы развития / Материалы II Международной научно-практической конференции. – Чебоксары: Интерактив плюс, 2017. – 212с.
  3. Пронина В.И. Развитие представлений о русском народном быте у детей 4–5 лет // Электронный ресурс. Режим доступа: http://mdou-oduvanchek.cadik.ru/DswMedia/opyitpronina.docx (дата обращения: 05.10.2017).
  4. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба... – СПб.: Детство-Пресс, 2017.
  5. Куприна Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством: ФГОС. – СПб.: Детство-Пресс, 2015. – 304 с.
  6. Семенцов А.Ю. Большая книга. Резьба по дереву. – М.: Букмастер, 2015, 672 с.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.