Третьяков Андрей Леонидович – доцент кафедры дошкольного образования Московского государственного областного университета, старший преподаватель кафедры социальной психологии Московского психолого-социального университета (Москва, Россия), altretyakov@list.ru
В статье определен вклад выдающегося педагога, ученого, практика, учителя, исследователя, создателя целостной системы эстетического воспитания детей Т.С. Комаровой. Определены сущностные векторы развития научной школы Т.С. Комаровой, в том числе и в контексте экологического образования подрастающего поколения. Отражен вклад ученого как в науку, так и в лично автора данной статьи – последователя идей Т.С. Комаровой.
Ключевые слова: Т.С. Комарова, научная школа, эколого-эстетическое воспитание, подрастающее поколение, учитель.
Имя Тамары Семёновны Комаровой связано с целой эпохой в дошкольной педагогической теории и образовательно-воспитательной практики, ведь именно с первых публикаций Т.С. Комаровой, которые датируются 1950 годами, начинается период художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Последователи школы Т.С. Комаровой продолжают работу в различных направлениях уже в новых, цифровых условиях третьего тысячелетия.
В современных социокультурных и образовательных условиях у профессионального сообщества, в частности, и у государства в целом, возникает интерес к выявлению системы научного потенциала.
Важным понятием в системе научного потенциала страны является научное сообщество, фактически обозначающее одну из структурных единиц науки.
Можно выделить три группы научных сообществ:
1) академическая наука, которая в условиях централизованной системы хозяйствования обеспечивает высокое развитие практически всех фундаментальных направлений;
2) отраслевая наука, превратившая страну в одну из супердержав;
3) вузовская наука, подготавливающая кадры и вносящая свой вклад в академическую и отраслевую науку.
Перспективы науки всегда определялись перспективами ведущих научных школ и незримых колледжей. Особенно это характерно для XXI столетия, когда все отрасли мировой науки достигли выдающихся высот, а любые научные проблемы требуют объединения усилий ученых и образования научных коллективов.
В этих условиях чрезмерно возрастает значение и роль научных школ.
Научные школы – это не только и не столько административные, производственные образования на факультетах и в научных подразделениях, это неформальные коллективы.
В связи с этим представляется актуальным и необходимым рассмотреть теоретические и практиоориентированные аспекты научной школы профессора Тамары Семёновны Комаровой.
Тамара Семёновна Комарова – доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Международной академии наук педагогического образования, имеет правительственные и ведомственные награды − юбилейную медаль «За доблестный труд» в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, значки «Отличник народного просвещения» (РСФСР), «Отличник просвещения СССР», медаль «За заслуги перед Отечеством» II степени, медаль К.Д. Ушинского, медаль ВДНХ, медаль «В память 850-летия Москвы», медаль «Ветеран труда». Т.С. Комарова продолжает активную публикационную деятельность. У нее разработана программа дошкольного образования и поурочные планы по изобразительному искусству для детей с 3 до 10 лет [1].
Признание научного вклада Тамары Семёновны Комаровой подтверждается присуждением в 2015 году почётного звания «Основатель научной школы» (Эстетическое воспитание личности) Международной академии наук педагогического образования.
Особенностью этой школы являются принципиальность и честность, профессиональное мастерство и этика, открытость опыту и чувство долга перед отечественным образованием. Научная школа Т.С. Комаровой включает в себя более чем 100 её учеников, их исследования по различным направлениям и областям эстетического воспитания.
С 1975 года, с момента защиты первой кандидатской диссертации (В.Ф. Котляр), выполненной под руководством Т.С. Комаровой, прошло более 40 лет, и все эти годы в копилку отечественной научной мысли привносятся идеи эстетического развития.
Разнообразна география самих участников Школы (Москва, Запорожье, Минск, Тбилиси, Орел, Магнитогорск, Горький, Талды-Курган, Бельцы, Рига, Липецк, Ровно, Благовещенск, Новосибирск, Пермь, Иркутск, Ханой, Северодвинск, Ош, Киров, Челябинск, Саранск, Ставрополь, Ульяновскё Биробиджан, Арзамас, Иркутск, Волгоград, Абакан, Шуя, Одинцово, Коломна, Обнинск, Йошкар-Олаё Тольятти, Якутск, Можайск, с. Прохоровка, Красноводск и др.).
Обширны тематика исследований и направления работы. В разные годы под научным руководством Т.С. Комаровой были защищены кандидатские диссертации по вопросам народного декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов, игрового фольклора у дошкольников и младших школьников (Л.Б. Горунович, А.А. Грибовская, Г.А. Хамидуллина, И.А. Старкова, Г.П. Новикова, О.А. Соломенникова, В.А. Краснова, Т.В. Антонова, М.Н. Братухина, Е.Г. Боронина и др.).
Для более полного и широкого рассмотрения вклада в педагогическую теорию и практику научной школы Т.С. Комаровой автором данной работы был создан указатель «Тамара Семёновна Комарова: биобиблиографический указатель трудов с 1959 по 2014 гг.» [2], в котором отражены все вехи жизни и творческой деятельности учёного. Инициатива создания указателя была обусловлена информационными запросами педагогического сообщества об отражении научного вклада учёного и приурочена к юбилею Т.С. Комаровой. Указатель имеет ряд разделов, которые позволяют проследить в хронологическом порядке становление и развитие научного мировоззрения учёного. В нём впервые отражена (по разделам) редакторская, составительская, научная деятельность Т.С. Комаровой. Работу с данным пособием облегчает наличие именного указателя; указателя публикаций, вышедших на разных языках мира; указателя статей и монографий Т.С. Комаровой, в которых она была ответственным редактором; указателя названий монографий, сборников, тезисов докладов, журналов, в которых опубликованы научные труды профессора Т.С. Комаровой.
Помимо этого, на страницах указателя можно увидеть список диссертантов заслуженного деятеля науки Российской Федерации (кандидаты и доктора наук) за весь период защиты (с 1975 по 2014 гг.).
Отметим, что Тамара Семёновна Комарова в своих трудах описывает те или иные проблемы дошкольного воспитания и начального образования весьма простым языком, который понятен как теоретикам педагогической науки, а самое главное – практикам, которые работают по её методикам и программам. Среди них можно выделить следующие:
• «Шаг в будущее» является новой общеобразовательной программой дошкольного образования. Новизна Программы обозначена в её цели, которая гласит: «научить детей жить и развиваться в меняющемся мире». Ещё одна не менее важная составляющая, определяющая новизну – введение в педагогический процесс воспитания и образования детей дошкольного возраста от двух до семи лет новых компьютерных технологий (не ранее трёх лет), которые расширяют содержание и возможности познания детей, и которые будут включаться практически во все формы работы с детьми. В результате реализации Программы, компьютерные технологии широко войдут в процесс управления дошкольных организаций, в том числе в работу с родителями. В Программе на первое место вынесено физическое развитие. Это связано со снижением общего уровня состояния здоровья малышей. По всем образовательным областям и направлениям работы с детьми разработаны конспекты занятий и других форм работы. Программа составлена на основе современных исследований в разных областях знания, соответствует ФГОС. Программа представляет интегрировано разработанный документ. Тамара Семеновна отметила особенности построения программы, которое позволяет воспитателю увидеть картину развития ребенка более полно, в целостности.
• «От рождения до школы». Программа разработана на основе ФГОС ДО и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ. Главной задачей, стоящей перед авторами Программы, является создание программного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС и позволяющего написать на базе Примерной программы свою ООП.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
• «Образование для процветания» (утверждена Агентством стратегических инициатив) — общеобразовательная программа дошкольного образования, является новой классической гуманистической и демократической программой, основанной на последних достижениях прогрессивной психолого-педагогической и медицинской науки, как отечественной, так и зарубежной, и рассчитана на детей от 2 до 7 лет. Актуальность создания новой программы определяется произошедшими в последние десятилетия в мире радикальными изменениями, касающимися технологий, информации и науки. Многие наши представления о развитии человека, функционировании его органов приходится пересматривать, а следовательно, приходится по-новому рассматривать многие вопросы педагогики и психологии детства. Способности ребенка, которые раньше воспринимались как дар, теперь регулируются, поддаются воздействию, могут быть усилены или наоборот подавлены. Ориентация общества на развитие знаний, инноваций, новых технологий требует иных, более интенсивных методов воспитания и образования. Это, в свою очередь, требует наращивания развивающих, а не компенсаторных процессов в педагогике.
Таким образом, контент-анализ приведённых выше программ и выборочное интервьюирование специалистов дошкольных образовательных организаций позволяют утверждать, что особенный вклад Тамары Семёновны Комаровой в педагогическую науку составляет то, что всё её труды написаны понятным для всех групп пользователей языком и находят внедрение в более чем 85% детских садов Российской Федерации [3].
Не менее важным, на наш взгляд, при рассмотрении научной школы учёного является его публикационная активность, в частности, работы, написанные учёным на языке оригинала и переведённые на иностранные языки. Профессор Т. С. Комарова в данном случае является одним из самых переводимых авторов, особенное в советское время. На украинский, болгарский, японский, узбекский, казахский, литовский, киргизский и молдавский языки переведены около 30 работ Тамары Семёновны. При чём около 48% публикаций переведены на японский язык, что говорит об уникальности и востребованности её научных трудов. Большинство работ переведено в 1970-е гг. Данный факт, на наш взгляд, может быть обусловлен тем, что Т.С. Комарова в это время защитила диссертацию на соискание учёной степени доктора педагогических наук по теме «Теория и практика обучения изобразительной деятельности в детском саду». Наряду с этим, также стоит отметить, что переводные публикации Тамары Семёновны даже в настоящее время являются востребованными в библиотеках ближнего и дальнего зарубежья, о чём говорит проведённый анализ электронных каталогов библиотек и запросов в виртуальных справочных службах библиотек Японии, Украины, Казахстана, Литвы, Болгарии, Киргизии и др.
Рис. 1. Анализ публикационной активности Т.С. Комаровой
Идеи научной школы доктора педагогических наук, профессора Т.С. Комаровой также прослеживаются и в диссертантах учёного. Отметим, что под руководством Тамары Семёновны защищено порядка 10 докторских диссертаций и 95 кандидатских. Общая тема – художественно-эстетическая компонента в дошкольном воспитании и начальном образовании. Анализ тем диссертации требует более детального библиометрического рассмотрения, а также поиска семантических гнёзд для определения тезаурусной модели научной школы Т.С. Комаровой.
Особо внимания заслуживает и промежуточные итоги публикационной активности учёного, которые отражены в национальной библиографической базе данных «Научная электронная библиотека».
Из анализа публикационного ландшафта Т.С. Комаровой мы видим, что в последнее время вклад учёного зиждется в двух основных центрах развития педагогической теории и практики – Московском государственном областном университете и Московском педагогическом государственном университете, где она является заслуженным профессором.
Считаем, что для современной дошкольной педагогической науки и практики труды Т.С. Комаровой – это основа, на которой зиждется вся теория и воспитательная практика подрастающего поколения не только в лоне художественного, но и эколого-эстетического воспитания.
Итак, одной из уникальных особенностей вклада Т.С. Комаровой в современную науку является сама подача материала и понимание у всех заинтересованных лиц той или иной публикации учёного.
Лично для меня Т.С. Комарова – это Учитель, Учёный и главный наставник в мире науки и практики.
Вклад выдающегося заслуженного деятеля науки Российской Федерации в дошкольную педагогическую теорию и практику, действительно, весьма высок и истинная ценность Школы эстетического воспитания доктора педагогических наук, профессора, академика Международной академии наук педагогического образования Тамары Семёновны Комаровой – это фундаментальная основа для будущих исследовательских поколений, которые должны опираться на ведущие векторы манифеста Т.С. Комаровой – работа, успех и доверие!
1.Комарова Тамара Семёновна. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B0_%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0
2. Тамара Семёновна Комарова: библиогр. указ. трудов с 1959 по 2014 гг. / Сост.: А.Л. Третьяков; науч. ред.: Т.С. Комарова. – М., 2015. 116 с. (Учёные-педагоги).
3. Третьяков А.Л. Научная школа профессора Т.С. Комаровой: вклад в педагогическую теорию и образовательную практику // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. – 2018. – № 2. – С. 281–289.
Ваша корзина пуста