ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Волкова Т.В., Кучма Е.В. Проектная деятельность и преемственность уровней образования как залог успешного формирования элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация

В статье обосновывается актуальность проектной деятельности детей в дошкольной образовательной организации и важность построения преемственности между уровнями образования с целью поэтапного формирования предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, обогащения их новыми знаниями и мотивацией к изучению окружающего мира. Приведен опыт практических занятий в дошкольных группах ГБОУ г. Москвы «Школа №1998 «Лукоморье» в рамках реализации принципа преемственности уровней образования, в том числе с использованием метода проектов. Приведены сценарии занятий, проводимых школьными учителями с детьми в дошкольных группах, а также представлено описание проводимых исследовательских проектов детьми дошкольного возраста под руководством воспитателей дошкольных групп. Обосновывается важность органичного взаимодействия педагогов разных уровней образования друг с другом, актуальность использования метода проектов в дошкольной образовательной деятельности с целью развития любознательности и интереса у детей к познанию мира, формированию предпосылок к учебной деятельности, повышению уровня качества образования в образовательной организации в целом.

Список литературы
  1. Белоусова О.А., Волкова Т.В. Развитие дошкольного образования в рамках образовательного комплекса. — М.: Сфера, 2023.
  2. Белоусова О.А., Волкова Т.В. Развитие профессиональных компетенций педагога как ключевой фактор повышения уровня качества образовательной организации // Современное дошкольное образование: теория и практика. Электронный журнал. — 2022. — №4. — С. 2–15.
  3. Волкова Т.В. Современная образовательная среда ДОО. Российская и зарубежная практика. — М.: Сфера, 2020.
  4. Волкова Т.В. Образовательный процесс в дошкольных билингвальных группах. Опыт работы ГБОУ города Москвы «Школа No1998 «Лукоморье» // Современное дошкольное образование: теория и практика. Электронный журнал. — 2021. – №16. https://sdo-practice.ru/journalpril/volkova-tv-obrazovatelnyj-process-v-doshkolnyh-bilingvalnyh-gruppah-opyt-raboty-gbou-goroda-moskvy-%C2%ABshkola-1998-%C2%ABlukomore%C2%BB.html
  5. Волкова Т.В., Мансарлийская Л.Ф. Партнерское взаимодействие педагогов как залог успешной преемственности дошкольной и школьной ступеней образования // Современное дошкольное образование: теория и практика. Электронный журнал. — 2021. — №4. https://sdo-journal.ru/journalpril/volkovamasarliyaskaya.html
  6. Волкова Т.В., Калабушкина С.В., Мансарлийская Л.Ф. Трудности и возможности взаимодействия педагогов дошкольной ступени со школой в едином образовательном комплексе. На примере опыта школ Москвы // Современное дошкольное образование: теория и практика. Электронный журнал. — 2021. — №17. https://sdo-journal.ru/journalpril/volkova-tv-kalabushkina-sv-mansarlijskaya-lf-trudnosti-i-vozmozhnosti-vzaimodejstviya-pedagogov-doshkolnoj-stupeni-so-shkoloj-v-edinom-obrazovatelnom-komplekse-na-primere-opyta-shkol-moskvy.html
  7. Гулидова Т.В. Проектная деятельность в детском саду. Организация проектирования, конспекты проектов. ФГОС ДО. — Волгоград: Учитель, 2020.
  8. Зотова И.В., Тимербулатова Э.Р. Особенности формирования элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы науки и образования. — 2017. — №5(6). — C. 97–101.
  9. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОО. ФГОС ДО. — М.: Сфера, 2019.
  10. Егорова Т.И. Методические рекомендации к методическому объединению для воспитателей на тему «Преемственность дошкольного и начального уровней образования. Формирование системы универсальных учебных действий — приоритет непрерывного образования». URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/doshkolnoe-obrazovanie/metodicheskie-rekomendatsii/metodicheskie-rekomendatsii/materialy-seminara-soveshchaniya-predsedatelej-metodicheskikh-ob-edinenij-dlya-vospitatelej-na.html
  11. Зайцева Т.Ю. Проектная деятельность в детском саду // Воспитание и обучение детей младшего возраста. — 2015. — №3–4.
  12. Колесникова И.А. Основы технологической культуры педагога. — СПб.: Дрофа, 2003.
  13. Семенова Н.А. Преемственность дошкольного и начального образования через использование проектной деятельности // Научно-педагогическое обозрение. — №3(31). — 2020. — С. 9–15.
  14. Указ Президента Российской Федерации от 07.06.1999 г. № 717 «Об установлении Дня российской науки». http://www.kremlin.ru/acts/bank/13955
  15. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).

Ключевые слова

проектная деятельность в детском саду, метод проектов, преемственность уровней образования, элементы учебной деятельности, формирование предпосылок к учебной деятельности, качество образования