ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Волкова Т.В. Традиции и инновации в организации образовательного пространства и формировании развивающей предметно-пространственной среды дошкольного детства: отечественный и зарубежный опыт

Аннотация

В статье представлен обзор традиционных и инновационных отечественных и зарубежных практик организации образовательного пространства и формирования предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях. Подчеркивается важность соблюдения принципов здоровьесбережения в формировании современной образовательной среды с учетом возможностей, интересов и потребностей детей. Представлены инклюзивные принципы, с учетом которых возможно выстраивание органичного инклюзивного образовательного пространства. На примерах Германии и Мексики описан зарубежный опыт организации образовательной среды дошкольного детства и моделирования развивающей предметно-пространственной среды в детском саду; разнообразные варианты рациональных и инновационных решений по созданию развивающей предметно-пространственной среды с целью обеспечения комфортных условий пребывания детей в дошкольном учреждении, а также с учетом ментальных и культурных особенностей стран. Также в статье представлен опыт международного сотрудничества, способствующий повышению уровню качества образования и формированию качественного дошкольного образовательного пространства.

Российская практика представлена инновационными решениями в области организации образовательной среды, реализующимися с учетом традиций, достижений и приоритетов развития современной системы дошкольного образования в соответствии с национальной образовательной политикой Российской Федерации, в частности, c целью формирования качественной инфраструктуры дошкольных образовательных организаций. Подчеркиваются значительные преобразования, происходящие в последние годы в системе российского дошкольного образования, направленные на обеспечение доступности и качества образования; на поддержку семьи и дошкольного детства; на развитие инклюзивных принципов. Инновационные подходы в формировании образовательной среды и моделировании пространства представлены образовательными и социально значимыми практиками. Представлена концепция проекта московской системы образования «Дошкольное пространство без границ», направленного на повышение безопасности и создание эффективной среды дошкольных групп для полноценного и всестороннего развития каждого ребенка. Описаны преимущества проекта, позволяющего эффективно использовать пространство дошкольных помещений с возможностью мобильных изменений предметно-пространственной среды. Также российский опыт рассматривается на примере реализации проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем», который нацелен на создание полноценной образовательной среды в детских больницах для детей, находящихся на длительном лечении. В частности, рассматривается вопрос организации среды дошкольного детства в рамках медицинского стационара и работе с детьми дошкольного возраста в госпитальной школе.

Список литературы
  1. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А., Параничева Т.М., Филиппова Т.А., Макарова Л.В. Педагогическая физиология: учебное пособие / Под ред. М.М. Безруких. — М.: ФОРУМ, 2013.
  2. Белоусова О.А., Волкова Т.В. Развитие дошкольного образования в рамках образовательного комплекса. — М.: Сфера, 2023.
  3. Белоусова О.А., Волкова Т.В., Федюшина Э.Е., Кулыбышева И.М. Международные стажировки как генератор перемен и развития дошкольной образовательной среды // Современное дошкольное образование: теория и практика. Электронный журнал. — 2020. — №13. URL: https://sdo-journal.ru/journalpril/oa-belousova-tv-volkova-ee-fedyushina-im-kulybysheva-mezhdunarodnye-stazhirovki-kak-generator-peremen-i-razvitiya-doshkolnoj-obrazovatelnoj-sredy.html
  4. Ваторопина С.В. Здоровьесбережение в современном образовательном пространстве // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — №S9. URL: http://e-koncept.ru/2017/470112.htm
  5. Волкова Т.В. Социальная инклюзия и система психологической помощи: опыт разных стран. — М.: Сфера, 2024.
  6. Волкова Т.В. Особенности системы дошкольного образования в Мексике // Воспитатель ДОУ. — 2024. — № 2. — С. 92–106.
  7. Волкова Т.В. Учет современных тенденций формировании дошкольной образовательной среды в госпитальной школе // Госпитальная педагогика. Лучшие практики обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях и на дому: Материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Москва, 1–3 ноября 2022 г.) / Под ред. С.В. Шарикова, Н.М. Курикаловой, А.Ф. Лоскутова, перевод: Н.М. Курикалова, Е.П. Полякова. 2022. — C. 61–64
  8. Волкова Т.В. Современная образовательная среда ДОО. Российская и зарубежная практика. — М.: Сфера, 2020. — 112 с.
  9. Волкова Т.В. Образовательная стажировка «Организация современной образовательной среды. Опыт системы дошкольного образования г. Москвы» // Современное дошкольное образование: теория и практика. Электронный журнал. — 2019. — №10. URL: https://sdo-journal.ru/journalpril/obrazovatelnaya-stazhirovka-organizaciya-sovremennoj-obrazovatelnoj-sredy-opyt-sistemy-doshkolnogo-obrazovaniya-g-moskvy.html
  10. Волкова Т.В., Прочухаева М.М. Организация инклюзивной образовательной среды в ДОО: Учеб.-метод. пособие. — М.: Сфера, 2019. — 112 c.
  11. Волкова Т.В. Образовательная стажировка «Воспитательно-образовательный процесс в дошкольной организации: практика системы дошкольного образования г. Москвы» // Современное дошкольное образование. — 2018. — №5(87). — С. 66–68. URL: https://sdo-journal.ru/journal/articles/volkova-t-v-obrazovatelnaya-stazhirovka-vospitatelno-obrazovatelnyy-protsess-v-doshkolnoy-organizats
  12. Волкова Т.В. Позитивно-интенсивное сотрудничество: Россия — Германия — билингвальный компонент единого образовательного пространства // Современное дошкольное образование. — 2018. —  №1. — С. 77–79.
  13. Волкова Т.В. Стажировка педагогов из Германии в московских детских садах // Современное дошкольное образование. — 2016. — №5. — С. 12–14. URL: https://sdo-journal.ru/journalnumbers/stazhirovka-pedagogov-iz-germanii-v-moskovskih-detskih-sadah.html
  14. Волкова Т.В. Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды // Дошкольное образование. — 2015. — №12 (347). — C. 26–31.
  15. Волкова Т.В. Как воспитать счастливого ребенка. Особенности дошкольного образования Германии // Школьный психолог. — 2015. — №10(535). — С. 28–30.
  16. Волкова Т.В. До встречи, Германия! // От 3 до 17. Детское творчество. — 2014. — № 9–10(16–17). — С. 31.
  17. Волкова Т.В. Новая среда — новое здоровье // Учительская Газета. — 2014. — №31. URL: https://ug.ru/novaya-sreda-novoe-zdorove
  18. Волкова Т.В. Немецких педагогов интересует опыт москвичей // Учительская Газета. — 2014. — №28. URL: https://ug.ru/nemeczkih-pedagogov-interesuet-opyt-moskvichej
  19. Волкова Т.В., Хенчель Т. Особенности системы образования и социального развития в современной Мексике // Современное дошкольное образование: теория и практика. Электронный журнал. — 2023. —  №14. — С. 6–18.
  20. Волкова Т.В., Хенчель Т. Пути реализации инклюзии. Примеры инклюзивной и социально-психологической практики в системе образования Германии // Современное дошкольное образование. — 2020. — №2(98). — С. 38–50.
  21. Волкова Т., Чибисова М. Что такое РППС? Семинар для педагогов // Школьный Психолог. — 2016. — №2(539). — C. 28–31.
  22. Перечень поручений по итогам заседания Совета при Президенте по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей (утв. Президентом РФ 16.03.2022 N Пр-487). URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/68006
  23. Письмо Минпросвещения России от 13.02.2023 N ТВ-413/03 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования содержание»).
  24. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  25. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».
  26. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. — 2013. — 25.11 (№265).
  27. Проект Концепции развития дошкольного образования до 2030 года. URL: https://irzar.ru/wp-content/uploads/2024/07/konczepcziya-do.pdf
  28. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации».
  29. Федюшина Э.Е. Детский сад «Сказка» во Франкфурте: как сохранить русско-немецкий баланс. Образовательный портал «Педсовет», 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://13.pedsovet.org/article/detskij-sad-skazka-vo-frankfurte-kak-sohranit-russko-nemeckij-balans
  30. Хенчель Т., Волкова Т.В. Особенности современной дошкольной образовательной среды: опыт Германии // Современное дошкольное образование: теория и практика. Электронный журнал. — 2019. — №20. URL: https://sdo-journal.ru/journalpril/tomas-henchel-tv-volkova-osobennosti-sovremennoj-doshkolnoj-obrazovatelnoj-sredy-opyt-germanii.html
  31. Хенчель Т. Детский сад в Германии: коротко о главном. Образовательный портал «Педсовет», 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://pedsovet.org/article/detskij-sad-v-germanii-korotko-o-glavnom
  32. Хенчель Томас: нам понадобится не одно десятилетие для создания органичной инклюзивной среды. Образовательный портал «Педсовет», 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://pedsovet.org/article/tomas-hencel-nam-ponadobitsa-ne-odno-desatiletie-dla-sozdania-organicnoj-inkluzivnoj-sredy
  33. Шариков С.В. Педагогическая поддержка образовательных возможностей детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах // Альманах института коррекционной педагогики. — 2020. — №40. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-40/support-educational-opportunities-for-children-in-long-term-treatment-in-medical-hospitals
  34. Шариков С.В., Волкова Т.В. Госпитальная педагогика как мотивация развития прогрессивного сознания общества и социальной инклюзии // Современное дошкольное образование: теория и практика. Электронный журнал. — 2023. — №10. — С. 2–23.
  35. Это что-то новенькое! // УГ-Москва. — 2021. — №7. URL: https://ug.ru/eto-chto-to-novenkoe/
  36. Oberhuemer, P. and I. Schreyer (eds.). Early childhood workforce profiles across Europe: 33 country reports with key contextual data. Munich: State Institute for Early Childhood Research and Media Literacy, 2024. URL: http://www.seepro.eu/Complete-Publication2024.pdf The country-specific texts are all available as identical versions at: www.seepro.eu/English/Country-Reports.htm
  37. Tipps und Empfehlungen zur räumlichen Ausstattung von Kleinkindeinrichtungen // Kommunalverband fur Jugend und Soziales Baden-Wurttemberg, 2010.
  38. Volkova, T., Schreyer I., Oberhuemer P. Russian Federation — Key contextual data.” In Early childhood workforce profiles across Europe. 33 country reports with key contextual data, edited by P. Oberhuemer and I. Schreyer. Munich: State Institute for Early Childhood Research and Media Literacy, 2024. URL: www.seepro.eu/English/Country-Reports.htm
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).

Ключевые слова

дошкольное детство, образовательная среда, развивающая предметно-пространственная среда, здоровьесбережение, здоровьесберегающие технологии, отечественная практика, инклюзия, инклюзивная образовательная среда, проект «Дошкольное пространство без границ»», госпитальная педагогика, госпитальные школы, дошкольное образование, международное сотрудничество, зарубежный опыт