ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Волкова Т.В., Котович Т.Т. Психотерапевтические тренинги для родителей как эффективная форма взаимодействия образовательной организации с семьей

Полный текст

Волкова Татьяна Валерьевна – методист ГБОУ города Москвы «Школа №1998 «Лукоморье» (Москва, Россия)

Котович Татьяна Тимофеевна – педагог-психолог ГБОУ города Москвы «Школа №1998 «Лукоморье» (Москва, Россия)

Статья посвящена одной из актуальных задач современной системы образования – выстраивании эффективной работы образовательной организации с родителями. Представлены опорные принципы взаимодействия ДОО и семьи, способствующие организации органичной образовательной среды и гармоничному развитию личности ребенка с учетом возможностей и личной истории каждой семьи. Рассмотрены основные направления сотрудничества и формы взаимодействия образовательной организации с семьей. В статье представлен практический опыт работы с родителями в формате психотерапевтических тренингов в семейном клубе «Любящее сердце» ГБОУ города Москвы «Школа № 1998 «Лукоморье». Описан ход проведения онлайн-тренинга «Как уместиться на двух стульях сразу? Между семьей и карьерой. Эффективный тайм-менеджмент для мам».

Ключевые слова: работа с родителями, взаимодействие ДОО и семьи, дошкольная образовательная организация, психологическая помощь, психокоррекционная работа с семьей, гармонизация родительско-детских отношений, психотерапевтические тренинги.

Работа ДОО с родителями как залог органичной образовательной среды

В организации органичной образовательной среды важную роль играет работа с родителями. На успешность и продуктивность взаимодействия образовательной организации с семьей влияет ряд факторов, прежде всего ожидания родителей и педагогов, а также то, насколько они едины и последовательны в процессе воспитания и обучения детей. В условиях преобразования общества в целом и системы образования в частности работа с семьями приобретает новое содержание. Взаимодействие педагогов с родителями, начиная с дошкольной ступени системы образования, направлено на создание единого воспитательного поля, социальной сферы для гармоничного развития личности ребенка с учетом возможностей и личной истории каждой семьи.

По мнению профессора, доктора педагогических наук, основателя и директора Института исследований и развития в сфере дошкольного образования «PadQUIS» (Германия), одного из разработчиков системы оценки качества дошкольных учреждений в Германии В. Титце, высокий уровень качества в ДОО дает возможность положительно влиять и на развитие родительской компетентности. В совместной работе с семьями важно отказаться от ориентации на недостатки семьи, нужно сформировать уважительное, заинтересованное отношение к личным и жизненным компетенциям и мотивации родителей. На базе этого можно построить диалог на равных и добиться совместной поддержки образования и развития ребенка. В ДОО мы встречаем детей и семьи, находящиеся в разных жизненных ситуациях, и с очень разнородными индивидуальными исходными ситуациями и потребностями.

Огромное значение в работе с членами семей дошкольников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества, желание и умение педагогического коллектива пробудить мотивацию у родителей к продуктивному взаимодействию с образовательной организацией и участию в воспитательно-образовательном процессе на благо детей.

Принципы взаимодействия ДОО и семьи

Семья и ДОО – два важных института социализации ребенка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития дошкольников необходимо их взаимодействие. Гармоничное развитие детей без активного участия их родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Семья полноценно выполняет свои воспитательные функции лишь в том случае, если действует согласованно с ДОО в решении общих воспитательных задач, если и сотрудники образовательной организации, и родители будут стремиться к постоянному совершенствованию личности ребенка, учитывать и развивать способности и индивидуальные особенности детей.

Таким образом, важно учитывать следующие положения при взаимодействии семьи и дошкольной образовательной организации:

  • ДОО и семья преследуют единую цель в образовании и воспитании ребенка. Поэтому труд педагогов и родителей должен быть совместным. Взаимосвязь социального педагога с членами семей воспитанников обязательна для развития способностей каждого дошкольника;
  • педагогам, работающим с родителями, следует уделить особое внимание воспитанию ребенка в семье, поскольку и благополучие семьи отражается на образовательно-воспитательном процессе ДОО;
  • дошкольники обладают свойственными им психологическими и физиологическими особенностями. Задача педагогов и родителей – облегчить процесс адаптации ребенка к новым для него условиям жизни;
  • при работе с семьей педагогу важно обращать внимание на индивидуальные особенности каждого ребенка, семейную систему воспитания, психологический климат между педагогами, детьми и родителями. От уровня и характера взаимоотношений, которые возникнут при первых шагах сотрудничества, будет во многом зависеть и вся последующая совместная работа.

Данные положения находят подтверждение в ходе теоретического и практического исследования процесса взаимодействия ДОО и семьи. Многолетние наблюдения и исследования результатов взаимодействия педагогов с семьями воспитанников показали, что эффективное сотрудничество с родителями отражается на качестве работы образовательной организации и благотворно влияет на общий климат в семье.

Основные направления сотрудничества ДОО и семьи

Основания, на которых должны строиться отношения педагогов образовательной организации и семьи, должны быть четко продуманы и обоснованы. Смысл педагогического взаимодействия семьи и ДОО – в создании условий для нормальной (комфортной, радостной, счастливой) жизни ребенка, развития его индивидуальности в общем доме «детский сад – семья». Это взаимодействие может осуществляться по следующим направлениям:

  • просвещение по вопросам психологии и педагогики;
  • формирование у родителей представлений о своей принадлежности к образовательно-воспитательному пространству;
  • мотивирование родителей к участию в деятельности дошкольной организации, к проведению познавательно-развивающей деятельности совместно детьми и педагогами (тематические дни, конкурсы, ярмарки, календарные праздники, соревнования и т.д.);
  • психолого-педагогическая диагностика;
  • психокоррекционная работа с семьей;
  • гармонизация родительски-детских отношений.

Непосредственная работа педагогов ДОО с семьями начинается с психолого-педагогической диагностики семей, анкетирования, бесед и консультирования на предмет выявления социальных активности и статуса семей, проблем семейного воспитания, степени заинтересованности родителей в образовательном процессе, сотрудничестве с ДОО. Первичное анкетирование выявляет потребности и предполагаемые линии взаимодействия родителей и ДОО. Анализируя полученные данные, педагогический коллектив делает выводы о мотивированности, заинтересованности членов семей воспитанников в воспитательно-образовательном процессе (концепт образовательной программы ДОО, педагогические технологии и методики, реализуемые конкретным детским садом и пр.), желании родителей участвовать в праздниках и мероприятиях ДОО, востребованности помощи семейного психолога.

ДОО осуществляет методическую, психолого-педагогическую консультативную поддержку семей. Для каждой из них может разрабатываться карта психолого-социальной помощи. Педагоги проводят тематические беседы, конференции, консультации, круглые столы, родительские вечера по методикам преподавания дисциплин и вопросам семейного воспитания, психологические тренинги.

Чтобы психолого-педагогическое просвещение членов семей воспитанников вызывало у них интерес, педагогам необходимо учитывать пожелания родителей при выборе тем для их просвещения. Демонстрация видеоматериалов, различного рода статистического материала придадут сведениям наглядность, убедительность и достоверность. Следует отметить, что любой аспект психолого-педагогического просвещения родителей должен включать рекомендации и консультации по их запросам. Нельзя оставлять без внимания ни один вопрос. Если родители о чем-то спрашивают, значит, либо эта проблема уже назрела, либо она имеет временной фактор. Психолого-педагогическое просвещение необходимо также и для того, чтобы родители посмотрели на себя со стороны, сравнили образцы подходов к решению того или иного вопроса, и сделали соответствующие выводы.

Психолого-педагогическая диагностика должна быть оперативной и зачастую носить индивидуальный характер. Без нее невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с родителями. Диагностика может быть предварительной, оперативной и итоговой, в зависимости от ситуаций. Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребенка в семье, изменить статус отдельных ее членов, стратегию поведения взрослых людей по отношению к детям. Психолого-педагогическая диагностика помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, дает возможность педагогу выбрать правильную линию поведения с родителями тех воспитанников, положение которых в семье чрезвычайно трудное. Ее использование воспитателем этой диагностики предполагает четкое определение целей и предполагаемых результатов: «Что я хочу получить в результате диагностики?», «Как я буду работать с полученным материалом?», «Что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?».

Главное назначение психокоррекционной работы – оказание родителям психологической, психолого-педагогической помощи, поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания, гармонизация детско-родительских отношений.

Формы взаимодействия с родителями воспитанников

Взаимодействие по перечисленным выше направлениям совместной деятельности педагогов ДОО и семьи будет эффективным, если педагоги применяют активные формы взаимодействия в работе с родителями и учитывают следующие правила коммуникации:

  • Родителям нужны поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
  • Не беседуйте с родителями второпях, на бегу, лучше договоритесь о встрече на другое время.
  • Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не нужно поучать, это вызывает раздражение и негативную реакцию.
  • Терпеливо слушайте родителей, давайте им возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
  • Не спешите с выводами. Обдумайте хорошо то, что вы услышали от родителей.
  • То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием общественности. Важно соблюдать профессиональную этику, следуя общечеловеческим ценностям и культуре поведения.
  • Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, их необходимо предупредить об этом. Готовясь к встрече с членами семьи воспитанника, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать хорошее о своем ребенке, то, что даст мотивацию к дальнейшему взаимодействию.
  • Каждая встреча с семьей должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ребенка.
  • Если вы не компетентны в каком-то вопросе, извинитесь перед родителями и предложите им обратиться за консультацией к специалистам.
  • Если родители принимают активное участие в жизни ДОО, их усилия должны быть отмечены педагогом и администрацией.

Педагоги ДОО могут применять групповые и индивидуальные формы работы с семьями.

К групповым формам работы педагогов дошкольного образования с семьей можно отнести родительские собрания и университеты, конференции, вечера вопросов и ответов, тренинги. Они используются при организации психологического просвещения родителей, во время встреч с администрацией ДОО по самым насущным проблемам.

Для того чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными, родители должны иметь возможность принять участие в планировании содержания занятий родительских университетов и других форм взаимодействия с ДОО. Это позволяет заранее определить степень заинтересованности членов семей воспитанников в той или иной теме или совместной деятельности и организовать будущие встречи максимально эффективно. Родители отмечают те формы сотрудничества, которые им наиболее интересны, и в которых они смогли бы принять участие, проявить себя.

Большое значение в работе педагогов ДОО имеет индивидуальные формы работы с родителями: индивидуальные консультации и беседы. Важную роль в работе воспитателя с семьей играет психолого-педагогическая диагностика, о которой говорилось выше. Физическое и психическое развитие дошкольника, его умение взаимодействовать с другими детьми, отношение родителей к успехам и неудачам своего ребенка, семейная атмосфера – эти и другие вопросы педагоги ДОО непременно должны задать родителям в целях планирования и организации их дальнейшего взаимодействия. Помимо предварительной диагностики, большое значение имеет и тематическая диагностика. Она осуществляется педагогами при подготовке различных мероприятий с родителями по определенной теме.

Одна из важнейших форм взаимодействия педагогов и семьи – индивидуальные консультации. В ходе первой консультации педагогу желательно получить ответы на следующие вопросы:

  • особенности здоровья ребенка;
  • его любимые игры, увлечения, интересы;
  • поведенческие реакции;
  • особенности характера;
  • мотивация учения;
  • моральные ценности семьи;
  • предпочтения в общении в семье.

В конце каждой индивидуальной консультации педагог дает родителям рекомендации по воспитанию ребенка. Если есть проблемы, которые касаются нескольких семей, то можно провести тематическую консультацию. В ее ходе родители получают рекомендации от педагогов, знакомятся с литературой по данной проблеме.

Интересной формой работы с родителями являются родительские вечера, которые сплачивают членов семей воспитанников, дают педагогам найти единомышленников и помощников в воспитании детей. Примеры тем родительских вечеров:

  • «Первый год жизни моего ребенка: каким он был?»
  • «Первые книжки ребенка».
  • «Будущее моего малыша: каким я его вижу?»
  • «Праздники нашей семьи».
  • «”Можно“ и ”нельзя“ в нашей семье».
  • «День рождения нашей семьи: как мы его празднуем?
  • «Друзья моего ребенка».
  • «Песни, которые пели мы в своем детстве, и песни сегодняшнего детства».
  • «Вечер воспоминаний. Имела ли место система наказания и поощрения в нашей семье».
  • «Вопросы детей, которые ставят взрослых в тупик».
  • «Фотографии нашего детства».
  • «Как научиться говорить “спасибо: своему ребенку».

На таких вечерах родители могут высказать свое мнение, узнать что-то полезное для себя, сделать определенные выводы, чему-то научиться, взять что-то на вооружение в свой воспитательный арсенал. Хорошо организованный родительский вечер порой может сделать то, чего не под силу беседе или консультации.

С теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений проводятся родительские тренинги, которые может проводить психолог образовательной организации.

Из опыта работы. Тренинги для родителей в семейном клубе «Любящее сердце» ГБОУ города Москвы «Школа № 1998 «Лукоморье»

Серия тренингов «Любящее сердце» была разработана психологом Котович Татьяной Тимофеевной. В настоящий момент тренинги проводятся регулярно в очном формате с личным посещением и очном формате с элементами дистанционных технологий (онлайн) в течение учебного года для родителей в Семейном клубе «Любящее сердце» на базе ГБОУ города Москвы «Школа №1998 «Лукоморье». Занятия посещают родители, дети которых ходят в дошкольное и школьное отделения.

Основная задача таких встреч – научить родителей приемам первой психологической помощи себе и своим детям в сложных конфликтных ситуациях. Поддержка детей родителями в трудной ситуации – это воспитание ребенка в культуре бережного отношения к своим и чужим переживаниям. Такой подход позволяет семье быть единой командой. Тематика тренингов с родителями построена от простых тем к более сложным глубоким, затрагивающим личный опыт и переживания взрослых.

Первые встречи посвящены практике изучения разнообразия стилей семейного воспитания. На этих встречах, совместно с ведущим, участники заполняют и обрабатывают тест «Опросник родительского отношения (ОРО)» (авторы А.Я. Варга, В.В. Столин). Благодаря этому опроснику на занятии родители имеют возможность увидеть особенности профиля своего родительского отношения.

Изучение стиля воспитания позволяет родителям, уже на первых встречах понять, как их воздействие влияет на поведение детей. Так, например, если родитель излишне авторитарен, то ребенок может быть не послушным, или неуверенным в себе, если боится давления взрослых. В конце учебного года родителям вновь предлагается заполнить опросник, чтобы оценить динамику изменений своего стиля воспитания.

Встречи родителей в клубе проходят в игровой интерактивной форме и построены на основе техник психодрамы и ролевого тренинга. Маленькие сценки из жизни семей, помогают воссоздать и пережить заново конфликтные ситуации в отношениях с детьми и найти возможные пути выхода из них. Психодрама позволяет родителям расширять свой ролевой репертуар чтобы преодолеть привычные поведенческие стереотипы влияющие на стиль воспитания.

На тренингах родители все вместе осваивают роль домашних психотерапевтов, поэтому участники играют в специальные «лечебные» игры способные снизить у детей уровень тревоги и злости, предотвратить девиантное поведение, невротические страхи и тревожность. Игровые технологии развивают эмоциональный интеллект у детей и взрослых, помогают адаптироваться в социуме и в изменяющихся условиях жизни.

План занятий

Одной из популярных тем участников родительского клуба является желание эффективно совмещать развитие карьеры и роль мамы. Для детей младшего школьного возраста и дошкольников важно чтобы родители не только формально общались с ними, но и находили время в череде своих дел на игры и занятия. Как это сделать? Об этом пойдет речь на занятии. Часто по причине занятости участниц и в целом в связи с развитием мультимедиа технологий, тренинг проводится в онлайн формате, пример которого представлен ниже.


Онлайн-тренинг «Как уместиться на двух стульях сразу? Между семьей и карьерой. Эффективный тайм-менеджмент для мам»

Материалы, необходимые участникам для тренинга: пластилин, бумага, фломастеры, ручка.

Ход занятия и демонстрация презентации

Слайд 1.

1. Приветствие участников онлайн-тренинга.

2. Запросы участниц кому что важно в этой теме.

3. Игра «Ассоциации» назовите первое что приходит в голову какие ассоциации со словом – семья?

Что представляете, когда слышите слова – работа, карьера?

ВОПРОС. Как вы себя ощущаете, когда размышляете, как нужно распределить время на семью, чтобы всем хватило вашего внимания и на карьеру с работой чтобы и там все успеть? Напишите в чате.

Слайд 2 (изображения, на которых люди каким-то образом сидят на двух стульях)

А теперь посмотрите на картинки на этом слайде.

Предположим, один из стульев семья, а другой карьера.

Есть ли картинка, похожая на то, как вы сейчас решаете эту дилемму?

Напишите номер картинки и придумайте ей название в чате.

Запишите свои чувства у себя на бумаге.

Подумайте, как «взаимодействуют» эти стулья? – поддерживают, конкурируют, сотрудничают, игнорируют, подавляют, воюют или что-то еще? Запишите это.

Слайд 3. (изображения разных видов стульев – больших, маленьких, кресло, трон и т.д.)

А теперь рассмотрим эти стулья поближе.

ЗАДАНИЕ. Найдите среди стульев на слайде тот, что напоминает работу(карьеру) и тот, что семью.

ВОПРОСЫ. Подумайте, чем напоминают эти стулья карьеру и семью? Если бы каждый из стульев имел голос и мог бы говорить, что они вам сказали?

Что «говорит» работа, что «говорит» семья?

Напишите в чат по одной фразе.

И задайте себе еще два вопроса и запишите ответ у себя на бумаге. Постарайтесь ответить честно.

1. Зачем я нужна своей работе?

2. Зачем я нужна своей семье?

ВОПРОС. Нравится ли вам то, что вы услышали от стульев? Подумайте, что бы хотелось изменить, переделать.

А теперь нарисуйте, слепите из пластилина такие стулья для работы и семьи как вы хотите, как мечтаете.

Сравните вашу задумку и тот вариант, который вы выбрали вначале. ПОСМОТРИТЕ НА ФОТО СТУЛЬЕВ (Слайд 2).

Давайте обсудим, чего не хватает стульям, на том варианте, который вы выбрали в первый раз.

Слайд 4. Что занимает ваше время?

Что важнее – семья или карьера с работой? Ответ у каждого будет свой, в этой теме нет правильных или неправильных ответов и решений. Мы распределяем свое время, силы, внимание между этими двумя точками и, как вы уже поняли, не всегда испытываем комфорт, когда приходится балансировать, и наше положение может быть не очень комфортным, устойчивым и безопасным. Для нас и окружающих.

Все мы заполняем наш день разными делами и сочетаем рабочие и семейные вопросы. Давайте посмотрим, как мы это делаем.

На слайде есть дела, которые составляют нашу занятость, занимают наше время. Прочитайте и напишите в чат, что еще нужно сюда добавить.

Дети (игры, прогулки, занятия с детьми), родственники, муж, работа на компьютере, работа в офисе, удаленная работа, домашние дела, соцсети, отдых, сон, спортзал, хобби, культурные мероприятия, встречи с друзьями, домашние питомцы, что-то еще...

А теперь сделайте из пластилина «колбаску» или длинную полоску из бумаги. И разрежьте ее на столько частей и такого размера, сколько каждый из пунктов занимает сейчас ваше время, отнимает ваши силы – подпишите каждый кусочек.

ВОПРОСЫ. Посмотрите, как лежат ваши кусочки, размеры всех устраивают ли вас? Что бы хотелось изменить? ПОЧЕМУ?

А теперь возьмите другой кусок пластилина другого цвета, или бумагу и фломастер другого цвета и разрежьте на столько частей, сколько вам хочется и какой занятости вам хочется.

ВОПРОСЫ. Сравните первую и вторую, как они выглядят? Есть ли отличия и в чем? Какая больше нравится?

Если ваши результаты схожи, то значит, вас в жизни всё устраивает, и даже если перевес в занятость сейчас больше в какое-то одно дело, это временно и существенных проблем с балансом между семьей и карьерой нет.

Если идеальный вариант занятости вам нравится больше, чем реальный, значит существует внутренний конфликт между вами и теми требованиями и ожиданиями, которые предъявляют другие. Конфликт ожиданий между: «надо и хочу», «хочу, но не могу», «что я делаю – что мне дают», «что я жду – что мне дают».

Слайд 5. Что же мешает сохранять баланс занятости?

• Внутренний конфликт ожиданий и требований других порождает у родителей страх неудачи, тревогу, высасывает ресурсы сил и финансов, заставляет бежать куда-то не думая, делать как все, вызывать лень, беспомощность, растерянность.

• Стремление соответствовать. Сравнение себя с другими.

• Постоянная гонка вперед. Нет времени остановиться и подумать необходимость и направление движения.

• Страх отстать от большинства. Страх не успеть – у всех есть, у меня нет.

• Привычка откладывать свои желания. Ощущение себя жертвой.

• Не хватает энергии на все дела. Попробуйте одновременно сесть на два стула, пить из двух стаканов сразу, есть двумя вилками одновременно, писать двумя ручками сразу.

• Стремление всё делать идеально – отбирает все силы на одно дело.

• Избегание – неблагополучные отношения в семье или работе заставляют увеличить время занятости в одной сфере в ущерб другой, чтобы не сталкиваться с неприятным опытом.

• «Надо» больше, чем «хочу» – постоянная борьба с собой вызывает внутреннее сопротивление и дело может делаться либо медленно, либо откладываться, либо совсем не делаться. Или занимать большое количество времени.

В чем конфликт этих действий? Обсуждение

1. Расход энергии на два действия быстро вызывает усталость.\2. Ни одно из этих действий, сделанных одномоментно, не будут качественными.

Обсуждение

Сталкивались ли вы с такими помехами?

Что хочется изменить сейчас, запишите, что уже пытались изменить, что удалось, что нет.

Упражнение «Идеальный баланс»

Слепите или нарисуйте свой идеальный баланс в виде механизма или предмета, или чего-то еще. Это должно выглядеть и работать так, как вы себе представляете баланс своей занятости.

Как сейчас работает ваш баланс? Что нужно, чтобы он работал так, как вы хотите.

Запишите себе план изменений из трех пунктов, чтобы баланс был таким, как вы хотите.

Не хватает игр – играем в теневой театр перед сном с ребенком.

Мало физической нагрузки – выходим на одну остановку раньше.

Мало сна – ложимся каждый день на несколько минут раньше предыдущего дня.

И так мы с вами поняли, что если «стулья» для семьи и работы разные по виду и конфигурации, то усидеть на них сложно, и требует усилий.

Слайд 6. Как же привести в баланс свою жизнь и отношения между домом и работой?

  1. Разрешите себе ставить свое ХОЧУ на первое место и говорить другим о своих желаниях. Для этого есть волшебная фраза – «МНЕ БЫ ХОТЕЛОСЬ».
  2. «БАНКА ПОХВАЛЫ». Выделите себе коробочку, куда вы будете класть конфету или купюру каждый раз за то, что вы сделали одно дело «хочу» и одно дело «надо».
  3. Мамины помощники, папины герои – рассказывайте детям о своей работе, если есть возможность позвать ребенка себе на помощь, зовите, посвящайте в азы своей профессии и щедро хвалите.
  4. «ОКНО ВРЕМЕНИ». Полезная привычка выделять несдвигаемое время в режиме для удовольствий и отдыха.
  5. Если мучает вина, сходить к психотерапевту.

Завершение тренинга. Последний круг, сбор мнений.

Литература

  1. Волкова Т.В. Современная образовательная среда ДОО. Российская и зарубежная практика. – М.: Сфера, 2020. – 112 с. (Управление детским садом.)
  2. Волкова Т.В., Мансарлийская Л.Ф. Эффективная коммуникация ДОО с семьёй в новых социально-образовательных условиях с учётом развития дистанционных технологий в системе дошкольного образования // Практическое приложение к журналу «Современное дошкольное образование». – 2021. – №8 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sdo-journal.ru/journalpril/volkova-tv-mansarlijskaya-lf-effektivnaya-kommunikaciya-doo-s-semyoj-v-novyh-socialno-obrazovatelnyh-usloviyah-s-uchetom-razvitiya-distancionnyh-tehnologij-v-sisteme-doshkolnogo-obrazovaniya.html
  3. Волкова Т.В., Червова А.С. Семейный детский сад в системе государственного дошкольного воспитания и образования: методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений – М.: Обруч, 2011. – 256 c. ISBN: 978-5-904810-08-5;
  4. Волкова Т.В., Червова А.С. Семейный детский сад. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс», 2011. – 208 c. ISBN: 978-5-8112-4257-3
  5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
  6. Колесникова И.А. Основы технологической культуры педагога. – СПб., 2003.
  7. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: Учеб. пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.
  8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  9. Титце В. Развитие и обеспечение качества образования в дошкольных образовательных организациях – это постоянный, цикличный процесс // Современное дошкольное образование. – 2018. – №3.
  10. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – М. 1998.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.