ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Волкова Т.В., Кулыбышева И.М. Организация дошкольной образовательной деятельности с учетом национального и культурного разнообразия России

Аннотация

Статья посвящена вопросу популяризации поликультурного подхода в образовательной деятельности с учетом национального, культурного и языкового разнообразия России. Подчеркивается важность приоритетов, декларируемых в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», в частности важность сохранения самобытности многонационального народа России (российской нации) и сохранения этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации. Подчеркивается, что целью вступившей в силу 1 сентября 2023 года Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) является разностороннее развитие ребёнка с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе исторических и национально-культурных традиций и возможность реализации Федеральной программы на родном языке обучающихся. Описана организация дошкольной образовательной деятельности с учетом национального и культурного разнообразия России и, в частности, города Москвы как многонационального, поликультурного мегаполиса, на примере опыта работы дошкольных групп ГБОУ города Москвы «Школа №1998 «Лукоморье». Приведены примеры практических занятий и мероприятий, проводимых в рамках реализации поликультурного воспитания. Подчеркивается необходимость включения разнообразных этнокультурных компонентов в организацию образовательной среды с целью формирования у детей представлений о многонациональном народе России и ее языковом и культурном многообразии. Обоснована важность поликультурной составляющий образовательного процесса, развития у детей толерантности и поликультурного мировоззрения, принятия ценности разнообразия мира в том числе посредством музейной педагогики.

Список литературы
  1. Бекбулатова А.М. Поликультурная компетентность педагога в образовательной среде // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум», 2017 URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017033267
  2. Белоусова О.А., Волкова Т.В. Развитие дошкольного образования в рамках образовательного комплекса. – М.: Сфера, 2023.
  3. Волкова Т.В. Музейная педагогика как фактор развития межкультурной грамотности. На примере работы музея ГБОУ города Москвы «Школа №1998 «Лукоморье» // Современное дошкольное образование: теория и практика. Электронный журнал. – 2023. – № 7. – С. 6–11. https://sdo-journal.ru/journalpril/volkova-tv-muzejnaya-pedagogika-kak-faktor-razvitiya-mezhkulturnoj-gramotnosti-na-primere-raboty-muzeya-gbou-goroda-moskvy-%C2%ABshkola-1998-%C2%ABlukomore%C2%BB.html
  4. Волкова Т.В. Поликультурная составляющая образовательного процесса как средство развития социальной инклюзии и толерантных межличностных отношений // Воспитание дошкольников на основе традиционных духовно-нравственных ценностей народов РФ: Приволжский федеральный округ. Республика Татарстан. Сборник статей научно-практической конференции. 23–24 марта 2022 г. – М.: Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ». 2022. – С. 641– 648
  5. Волкова Т.В., Калабушкина С.В. Учёт особенностей развития детей-билингвов и социально-инклюзивный подход в профессиональной деятельности педагога // Современное дошкольное образование. Теория и практика. Электронный журнал. – 2022. – № 6. – С. 2–11. https://sdo-journal.ru/journalpril/volkova-tv-kalabushkina-sv-uchyot-osobennostej-razvitiya-detej-bilingvov-i-socialno-inklyuzivnyj-podhod-v-professionalnoj-deyatelnosti-pedagoga.html
  6. Волкова Т.В. Мир без границ: межкультурная компетентность воспитателя как залог развития образовательного пространства ДОО // Современное дошкольное образование (Электронный журнал). – 2020. – № 16. https://sdo-journal.ru/journalpril/tv-volkova-mir-bez-granic-mezhkulturnaya-kompetentnost-vospitatelya-kak-zalog-razvitiya-obrazovatelnogo-prostranstva-doo.html\
  7. Волкова Т.В., Топаж Н. Поликультурное образование на современном этапе развития инклюзивного общества. Опыт России и Германии // Современное дошкольное образование. – 2020. – № 5(101). – С. 32–48. DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10083
  8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) http://www.kremlin.ru/acts/constitution
  9. Литвинович В. Г. Поликультурное образование как условие воспитания детей и учащейся молодежи в духе идей культуры мира // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008, № 4.
  10. Методические рекомендации по реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования (утв. Министерством просвещения РФ 7 марта 2023 г.) https://docs.edu.gov.ru/document/8a9cc6ca040d8c6dd31a077fd2a6e226/
  11. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. 21.02.2021. 277 языков и диалектов используют народы России. https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/nauka-i-obrazovanie/29672/
  12. Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г. № 71847)
  13. Сухова Е.И., Зубенко Н.Ю. Духовно-нравственное воспитание дошкольников с позиций культурных традиций народов России // Вестник НВГУ 2015. – 2 С.
  14. Указ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы» http://kremlin.ru/events/president/news/58986
  15. Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1666 О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. http://www.kremlin.ru/acts/bank/36512
  16. Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).

Ключевые слова

многонациональное государство, поликультурное образование, поликультурное воспитание, толерантность, поликультурная грамотность педагога, национально-культурные традиции, этнокультурный компонент, национальное (этническое) многообразие, культурное и языковое разнообразие, ФОП ДО, музейная педагогика